Перед 10 классом - про вузы и ЕГЭ
Уважаемые мамы абитуриентов и студентов, поделитесь, пожалуйста, опытом. Выбираем стратегию перед 10 классом.
Насколько реально мотивированному и организованному ребенку самому разобраться в вузах: системе экзаменов, проходных баллов, специальностей? Общее направление и примерный набор вузов понятен, но каждый год все меняется.
Есть ли дети, которые сами с этим справляются, или родителям нужно выделить силы и время, вникать и разбираться, иначе неопытный 10-11-классник "утонет"?
Как справлялись ваши дети, насколько вы были вовлечены?
И еще вопрос - набор ЕГЭ (предварительный список) математика профиль, русский, английский, информатика, под большим вопросом общество. Из этого набора - где очень желательно именно на ЕГЭ идти 2 года, а где, при условии отсутствия хвостов, хватит и 11 класса? Набираем сейчас курсы к ЕГЭ, дочка хочет взять сразу 4, а я думаю - может, математику - английский взять в 10 классе, плюс перечневые олимпиады по матем, а русский и информатику добавить уже только в 11, продолжая математику и английский. Не хочется, чтобы она выгорела уже в 10м. Каков ваш опыт? Я понимаю, что многие просыпаются весной 11 класса и бегут бегом догонять, но какой, с высоты вашего опыта сегодня, наиболее спокойный вариант? Готовить 4 предмета 2 года или поэтапно добавлять?
Сын с 8 класса знал куда он хочет, заработал бви в 10. Но все равно, я держала руку на пульсе. И, кстати, его самостоятельные друзья задавали мне вопросы по поступлению. Наверное, их родители были не в теме или считали 17-ти летних деток взрослыми. Так вот это не так, у них есть вопросы, им нужно помогать, советовать. Да, ненавязчиво, большинство будут утверждать что им не надо и они сами-сами. Держите руку на пульсе.
С теми же олимпиадами, в 10-11 классах я составляла сыну график участия в них. Чтобы распределить дни, чтобы финалы не пересекались и тд.
У моего на экономику были Р, М, О. Общество с 9 класса были курсы Фоксфорд, общество в школе было нулевое. Математика после 10 класса написал пробник, спеси поубавилось и готовился с сентября по нужным ему темам в Школково. На русский, в связи с БВИ откровенно забил. Что в школе дали, то и дали.
А куда идти собираетесь?
Да, внимать надо. Потму что система становится всё более и более запутанной. Тут взрослые разобраться не могут.
Влезать и решать за дочь не обязательно, конечно, но лучше держать руку на пульсе.
Нет, дети, как правило, в вопросах поступления не разбираются, обязательно контролируйте. У меня очень самостоятельная и мотивированная, вопросами учебы и подготовки к ЕГЭ занималась полностью сама, даже не вмешивалась. Вопросы поступления я мониторила в течение 2 лет, в итоге оказались в желаемом вузе на бюджете, имея при этом массу вариантов для подстраховки. Ребенок не в состоянии оценить всю ситуацию в целом. Моя готовилась с окончания 9 класса, сама, без курсов, повторяла программу, делала пробники из сборников, этого было более чем достаточно. Конкретно к ЕГЭ с 11 класса. Эта подготовка к ЕГЭ действительно очень надоедает.
Ваш ребенок, хотите - вникайте, хотите - не вникайте.
Сейчас прибежит какая-то дура, которая скажет, что вашу корзиночку надо от сиськи и горшка отучать.
Не особенно хочу вникать, естественно. Но вникну, конечно - судя по комментариям, стоит потратить на это время и силы. Разве семья нужна не для того, чтобы друг друга поддерживать? Я и для мамы вникаю в какие-то медицинские и не очень интересные лично мне темы, например. Хотя она взрослый и самостоятельный человек. Просто потому что у меня другой жизненный опыт и другие возможности с точки зрения доступа к информации, чем у нее.
Комментарии по поводу горшка меня не очень волнуют. А вот опыт уже прошедших через этот процесс семей очень интересный.
Ну вы ничего не написали про уровень ребенка. Есть самостоятельные дети, принимающие обоснованные решения. Но им опыт уже позволяет, они в теме. Это ученики профильных школ, например физмат, или призеры олимпиад. Есть дети, к 10 классу уже взявшие Всеросс, и поэтому они заранее считай поступили в любой вуз, осталось только выбор сделать.
У вас же не такая дочь?
Подростки обычные выбирают вуз исходя из рекламы или по стадному инстинкту.
Что не лучший выбор, естественно. А в вашем случае похоже, речь про экономику. В Москве это или очень высокие баллы ЕГЭ нужны или заранее смирится что будет платка. Тогда платить то вам. И цены разные. Есть 400 тыс в год, а есть 750. Как это вы собирались не вникать в вопрос?
На математику я бы заложила 2 года , а все остальное очень сильно зависит от уровня. Если планирует сдавать английский, значит, дочь либо давно с репетитором, либо в школе с хорошим английским (если это не так, то тоже лучше бы 2 года было). Остальные предметы не советовала бы брать сразу- перегорит. В плане нагрузки 10 класс не самый легкий. В плане вузов, олимпиад, общей стратегии - смотрите все сами. Направление - эконом? Значит нужны 90+ по всем предметам. Олимпиады уже есть? Если нет, а целитесь в МГУ/МГИМО (именно там набор МРАнгл), то вам нужен ограниченный набор олимпиад (и если их дочь ещё не писала в 9 кл, а успехов во ВСОШ нет, то шансы малы). Как-то так.
О, как-будто про мою написано. Тот же набор предметов. Ответственная, трудолюбивая. Хочет в МИСиС на айти, но точнее ещё не изучали.
Тоже послушаю опытных родителей абитуриентов.
Читаю, что проще поступить по олимпиадам, чем по ЕГЭ.
В наше время тоже было проще по олимпиадам, чем по экзаменам. И что? исходите из того, что в олимпиадах не все победители, тратить время на то, что бесперспективно, вместо того, чтобы готовиться к егэ...
Ага, у моей тоже там разное напланировано, но, видимо, придется мне все-таки больше вникать. Будем тогда с Вами параллельно разбираться )
В 10-м к ЕГЭ не готовился, но ходил на олимпиады, это все время и заняло, отборы- заклы. Заранее составила список, вела график, ходил на те, которые дают бви на нужные направления в выбранные ( совместно) вузы. В 11 надеюсь начнет готовится, с сентября, буду мониторить. Вуз выбирал совместно, направление которое ему нужно, я не вникаю, просто помогла составить список олимпиад дающих туда бви. Если очень загрузить в 10-м, к 11 можно перегореть.
Если ребенок поступает по ЕГЭ, да еще принципиален в выборе направления (то есть на смежные не хочет), тут не только маме разбираться в поступлении придется, тут профессионального консультанта нанимать надо. И не потому что система постуления сложна, она достаточно проста. На словах;) А на деле, когда видишь эти безумные простыни списков, потом пытаешься их ранжировать и предугадать, кто куда пойдет, с ума сойти можно. Особенно, если направление популярное.
По поводу подготовки к ЕГЭ и времени, необходимого на нее, очень рекомендую написать пробники в начале 10-го. И узнать, что может дать школа. А потом решать, сколько и куда потратить времени и денег.
Если основная цель - вуз, тогда только упор на олимпиады. Определяетесь с желаемыми вузами и смотрите перечень олимпиад, которые ими принимаются. В идеале - 1-2 уровня, не ниже. А дальше - участие, участие и участие. Да, придется поездить и к ним надо готовиться, но поверьте, когда поступаете в вуз как БВИ и практически уверены в поступлении - это многого стоит. У меня две дочери, обе поступали в вуз в этом году как олимпиадники. Обе на бюджете и не там, куда получилось, а куда хотели. Очень этому рада. К слову, ЕГЭ сдали хорошо, 90+ каждый экзамен, но упор был именно на олимпиады.
Даже если ребенок сам разберётся, родителю тоже надо быть в теме. Может, подсказать, может просто поддержать, но в вопросе надо разбираться для этого
Если нацелены на топ-вузы, ребенок с бви/высокобалльник, то разберется сам при желании, там выбор невелик у него. Хотя я бы проконтролировала все равно сам процесс подачи заявления, ребенок может не разобраться, это мы уже под все эти бюрократические ненужные заморочки подготовлены, а детям даже в голову не приходит в силу отсутствия опыта, что вот в этом ровном месте может быть подвох.
Тяжко, когда баллов средне и ниже, а вузов и специальностей до хрена, и по названиям вообще непонятно, о чем речь, и хочется только на "программирование", а баллов хватает только на "автоматизация процессов", но автоматизацию ребенок вообще даже рассматривать не станет, если взрослый не направит. У вас (мамы) хоть евару есть)))))
Я автор темы, огромное спасибо всем за ответы, ситуация немного проясняется. Буду вникать, значит.
В топ-вузы не стремится, подойдут и "второго-третьего" эшелона, ну и надо конкретно смотреть, я пока совсем не в теме.
На общество одного года мало. Предмет очень специфический, объемный и многие его почему-то считают лёгким. Если хотите 80+ закладывайте 2 года.
Насчёт помощи, лучше самой тоже разобраться, хотя бы для подстраховки. Холодная голова рядом очень нужна.
Вам вникать и разбираться для подстраховки.
Насчет экзаменов.
Про математику и информатику ничего сказать не могу. А вот русский, английский и общество - в целом нет тут однозначного ответа. Все зависит от... самого ребенка, ваших возможностей, целей, нервной системы и психики. Но все это все равно не гарантия, конечно.
Русский - года более чем достаточно, если в школе на уроках училась.
Английский - прицельно для ЕГЭ года хватит, если язык знает/говорит, если ситуация хуже, то два года нужны.
Общество - тут сложнее. Вам уже правильно написали, что экзамен очень объемный, легкости в нем нет.
Дочка занималась именно для ЕГЭ только в 11 классе.
Русский - школа и курсы.
Общество - школа (но им хорошо давали и было больше уроков), курсы, что-то смотрела сама в инете по видео/каналам.
Английский - школа (уроков было больше последние годы, да и в целом его хорошо давали, хороший учитель - эксперт ЕГЭ), смотрела много фильмов, на 4 месяца брали репетитора на устную часть и просто "поговорить".
куда такой набор предметов? с обществом непонятно что будет. есть шанс, что на историю заменят через пару лет.
И урезайте ваш набор егэ до 3, максимум 4. Увеличение количества ЕГЭ ведет к потере качества подготовки.
В этом году была куча топов, когда дети не могли поступить потому что низкий балл и неудачный набор предметов, в то воемя как с другим набором предметов были шансы.
зависит от уровня знаний ребенка на данный момент. Если учится успешно, и школа хорошая, то для подготовки к ЕГЭ достаточно года.
Еще зависит от того, чем вообще ребенок занимается вне школы. Можно сейчас организованному ребенку поступить в ЗФТШ или какие-нибудь другие варианты получения знаний, а не только натаскивание на экзамены.
Автор, ну ничего нельзя сказать, если не знать конкретики. Куда вы поступаете? Какие специальности и вузы рассматрвиаете? Рассчитываете на платное или бюджет?
Спасибо. Я пришла не за личной консультацией по конкретному кейсу, а узнать об опыте других родителей. В целом ответы на свои вопросы получила. Буду вникать теперь в вузы-специальности и прочее
Просто стратегия очень сильно зависит от того, куда именно вы поступаете.
Судя по тому, что вы берёте 5 предметов - очень похоже, что вы пцтаетесь охватить широкий спектр вариантов.
У детей с гуманитарным или соц-эконом складом обычно есть 2 стратегии.
Первая - для тех, кто понимает, что может набрать высокие баллы, и хочет на какие-то конкретные специальности. и там можно сократить количество экзаменов и готовиться к 4.
И вторая стратегия - охватить как можно более широкий спектр специальностей и хотя бы на какую-то поступить.
вот во втором случае я вам советую какие-то экзамены (английский, например) поменять на что-то из: история, география, биология. Потому что по специальностям с перечисленными вами экзаменами, как правило, довольно высокие былла. Но там, где баллоы поменьше - на психологов и конфликтологов очень часто нужна биология, на документоведов или специалистов по туризму - история, география тоже довольно интересный спектр открывает.
что касается моего личного опыта, то ребёнок, который учил информатику в последние полгоджа сдал её на 60 баллов, а ребёнок, у которого были в школе профильные занятия - на 80. То есть, если вы учите несколько предметов, в первый год, может быть, стоит сделать акцент на более сложных, но и менее сложные тоже не забывайте. Пусть это будет по чуть-чуть, но на протяжении двух лет постоянно. Чтобы информация успевала усвоиться. и обязательно по всем предметам проходите пробники, чтобы была возможность понять слабые места.
Да, спасибо! Ну я написала, что список предметов предварительный. И как раз подкорректируем его с ней в месте, с учетом вариантов и альтернатив, которые она рассматривает, и советов здесь.
В любом случае, за 10 класс еще что-то может измениться в ее предпочтениях, да и набор экзаменов может за два года измениться. Понимаю, что 5 - явный перебор.
Спасибо большое за рекомендации и советы, очень ценные!
Насчёт разбираться и вникать: есть один проект образовательный, они проводят бесплатные лекции в школах для родителей. Как раз на ваш возраст примерно. Есть лекция про поступление (как устроена система, как раз вот про все, что вы спросили)
И ещё одна про олимпиады. Тоже про то, какие бывают, что дают и все такое.
Я пыталась в нашем классе организовать - никому ничего не надо, блин (( времени им жалко. Зато тебе один раз расскажут и хоть понимать уже будешь, что к чему. А им времени жалко. А потом начинается, тут не поняли, там вообще не разобрались.
Мне подруга рассказывала, у них хорошо прошло, но там школа поприличнее, им видимо не жалко времени. Она для своей параллели организовывала
Все гораздо проще и прозаичнее. Подумайте как отнесетесь к провалу по глупости не досмотру по неопытности дочери, только потому, что кто-то более опытный мог и не помог. Ведь игра в целом, одноразовая. Хотя у вас девочка, можно и сыграть в рулетку.
Да спокойно я отнесусь. Жизнь на "провале" точно не закончится, она длинная. Да и иногда провалы бывают полезнее, чем успехи в плане жизненного опыта и саморазвития. Тем более, у меня девочка.
Но это не мешает мне изучить вопрос и по возможности ей помочь в ее целях.
Мне в свое время никто не помог с выбором, я в свои 15 лет выбрала универ первый попавшийся, какой понравился.
Выбор должен быть осознанный, а для этого важно все изучить. Поэтому я своим детям помогать на этапе сбора информации буду. Старший закончил 10 класс, хочет на ИТ. Пока у него в 10ом классе времени все это изучать не было. Был занят учебой, олимпиадами (не удачно), проектом (удачно), егэ по русскому (средне) и тд. ИТ есть в куче вузов, еще и специальностей ИТшных очень много. Плюс особенности подачи заявления, согласия. Много тонкостей. Мне кажется, стоит помочь с поиском информации. Дети и так заняты учебой и ЕГЭ. С олимпиадами так же - ребенок пишет олимпиады. мама может поработать менеджером - отслеживает сроки регистрации , напоминает про сроки отборов и тд.
Если у ребенка супер узкий интерес, то может быть помогать и не надо. Например, балет или музыка - там ВУЗов мало и все уже известно.