Меню

Новости

К международному дню танго: режиссер Мила Комракова о фильмах, мистике и танце

К международному дню танго: режиссер Мила Комракова о фильмах, мистике и танце
В честь международного дня танго поговорили с известным режиссером короткометражных танцевальных фильмов Милой Комраковой о магии танца и фильмах.
AD
AD
Мила Комракова
Мила Комракова
Режиссер короткометражных танцевальных фильмов и многократный лауреат кинофестивалей, таких как Малый Каннский кинофестиваль Global Short Film Awards и Europe Music Video Awards, Мила Комракова в большинстве своих фильмов выбирает языком повествования танго – яркий и столь популярный сегодня танец.

В честь международного дня танго, который ежегодно отмечается 11 декабря, мы поговорили с режиссером, благодаря которому зрители могут посмотреть фильмы с танго, одним из самых проникновенных танцев мира. Мы узнали у Милы, в чем же особенность этого горячего танца, как его снимают для фильма, и чем он полезен для здоровья.

— В чем сила танго? Почему он так популярен среди всех танцев?

— В танго есть магия, которая выражается в импровизации. Да, существуют основные танцевальные фигуры, но в чистом виде их никто не танцует. И это неправда, что один партнер ведет, а другой следует. Танго – живой процесс, где мужчина и женщина равноправные партнеры. Танго – постоянное взаимодействие, где мужчина предлагает женщине направление движения, а она выбирает – соглашаться или нет. Это разговор между ними, любовь.

— Что Вам дало танго?

— Когда я начала заниматься танго, у меня изменился характер. Я стала гораздо терпимее к людям, потому что в танце привыкла слушать всем телом своего партнера. В танце мы принимаем людей такими, какие они есть. Это очень интересно, очень здорово.

— А как эта импровизация сочетается с кинопроизводством? Ведь там же все должно быть четко.

— Скажу честно, я не снимаю импровизацию. Ведь в этом случае надо снимать одним кадром, такое встречается в художественной практике, но это не мое. Танцевальные фильмы могут быть нарративными, а могут быть бессюжетными. В моих фильмах всегда есть история. Каждый момент сюжета передает определенную эмоцию или смысл, поэтому я предпочитаю снимать уже поставленную хореографию, где абсолютно четко достигнут тот уровень танца, который мне необходим.

— А при постановке хореографии допускается ли импровизация?

— По сути, любая создающаяся хореография – это импровизация на тему. Но потом она закрепляется и оттачивается. При постановке танцев для кино мы не повторяем обычные стандартные движения. Необходимо всегда искать что-то новое, а оно может возникнуть во время танца, то есть, в импровизации. Вот такой танец будет особенный и навсегда останется в истории.

— В фильме «Кошки. Зачем они нужны?» вы пригласили для участия танцоров балета. Для них все же импровизация далека. Сложно ли им было обрести эту свободу?

— Наоборот, им это ближе, им свойственно выражаться через жесты и движения. Балет – высочайший уровень танцевального мастерства, для артистов язык танца является самым родным. Олег Габышев, заслуженный артист России, лауреат театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», один из ярчайших солистов Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана, исполнитель главной роли в фильме «Кошки. Зачем они нужны?» во время съемок часто импровизировал. Дубль заканчивался, а он продолжал танцевать! Ему хотелось рассказывать ещё и ещё. Тем более, что мастера балета могут выражаться в сольном варианте, это большое преимущество, которым владеет далеко не каждый танцор танго. Помимо Олега Габышева в фильме снялась Любовь Андреева, лауреат театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», ведущая солистка балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, а хореографом-постановщиком фильма стал известный по многим ТВ-проектам, например, «Танцам со звездами», венгерский хореограф Балаж Бараньяи. Очень рекомендую посмотреть трейлер этого фильма на моем ютуб канале.

— То есть танец остается танцем вне зависимости от жанра?

— Конечно. Смысл любого танца всегда один и тот же: воплощение музыки через пластику тела. Жест бывает иногда гораздо многозначнее, чем слово. Вспомните наш средний палец? Это такое оскорбление! А с помощью взмаха руки можно увидеть крыло бабочки или птицы, смотря как станцуют, и со взглядом тоже так. Для того, чтобы сказать что-то не обязательно нужны слова, иногда мы можем быть глубже и сильнее без слов.

— А как вы работаете с монтажерами и операторами? Они сами отбирают какое движение или жест показать в кадре, или Вы им подсказываете?

— Я работаю вместе с оператором, занимаюсь раскадровкой перед съемками. Как мы хотим снять, что мы хотим снять, где будет свет, с какого ракурса будут работать камеры – это все выстраивается заранее. После съемок перед монтажем я расписываю целую схему с движениями, и помечаю лучшие варианты в разных кадрах. Вместе с этим, акценты в танце должны попасть в акценты в музыке, поэтому все накладывается на музыку. Это длительная кропотливая работа.

— Насколько танцора можно назвать хорошим актером? Должен ли танцор уметь играть?

— Танцоры, которые снимаются в фильмах, должны уметь играть. Балетные танцовщики привыкли играть, ведь они участвуют в спектаклях, а танцоры танго не умеют этого делать. И поэтому я стараюсь минимизировать их драматическую роль. Некоторые берут специально уроки актерского мастерства, потому что просто на своем опыте не получится сыграть, не поверят зрители. Но, у них есть навык выражать жестом отчаяние, любовь, страсть и боль.

— Есть схожесть между подбором партнера в танце и кинокастингом?

Все-таки большинство танцоров не умеют играть, они умеют танцевать. Мы подбираем тех, кто может сыграть, это очень важно. Если артист умеет только танцевать, то ничего не выйдет, потому что танец будет безликим. Иногда мы подбираем артистов по характеру и фактуре. В картине «Возвращение» в роли военного у нас снимался Антон Попиченко, обладатель высочайших званий по бальным танцам, чемпион Европы и чемпион России по танго. Это яркий и очень брутальный танцор. Когда в начале фильма он в кадре сидит и просто запускает пальцы в волосы, то зритель чувствует, что он – Мужчина, который всегда держит слово, который умеет отвечать за ситуацию. Он сумел сыграть человека, прошедшего войну. Надо сказать, что сценарий для этого фильма я в принципе написала для него.
Мила Комракова
Мила Комракова
— А вы сегодня танцуете танго? Удается найти время?

— Почти каждый день танцую. Хожу в танцевальный зал, беру уроки и индивидуальные, и групповые, стараюсь регулярно заниматься.

— Как вы подбираете музыку, от чего отталкиваетесь?

— Изначально, когда я начала снимать, я отталкивалась от музыки. Помню я услышала мелодию Бутусова «Крылья», и у меня мгновенно родился сюжет. Я тут же написала очень подробный сценарий, буквально расписав все движения под каждый такт музыки. Вспоминается и другой случай: как-то раз ехала в машине, а по радио звучала мелодия Танго Ассасинов. Я остановила машину и не могла прийти в себя еще некоторое время, потому что меня просто пронзило – весь сюжет возник в голове за 3 минуты, пока играла музыка! Я часто говорю о том, что чувствую себя проводником, мне будто сверху дают, а я транслирую. Это очень любопытно, тем более, у нас все фильмы соприкасаются с мистикой.

— Вы сами в мистику верите? Бывали странные случаи на съемочной площадке?

— Да, я верю. У меня часто то локация находилась необычная, то дата съёмок символическая, то форс-мажоры с декорациями происходили. И почти всегда получалось так, что, все срывы или резкие изменения, наоборот, приводили к самым удачным результатам. Будто бы какая-то сторонняя сила помогала и направляла съемочный процесс в нужное русло. Я помню, как артистка фильма «Вкус ночи» Виктория Кривцова, чемпионка России по аргентинскому танго, станцевала один дубль настолько невероятно, причем до этого она плакала и говорила, что не сможет, потому что было очень холодно, а съемки проходили на неотапливаемой стеклянной веранде. Когда она стала танцевать, заплакала вся съемочная команда, потому что это было потрясающе! Наверное, есть какая-то мистика, которая подсказывает и помогает нам, подсказывая «да, это надо сделать здесь и сейчас». Хотелось бы отметить, что фильм «Вкус ночи» одержал большое количество побед на международных кинофестивалях, включая Global Short Film Awards в Каннах, не менее интересной победой стала выигранная этим фильмом номинация на Вампирском фестивале в Трансильвании. Награда, полученная на этом кинофестивале, тоже была очень необычная - осиновый кол, с одной стороны позолоченный, а с другой - «окровавленный».

— Правильно я понимаю, что Вы снимаете короткий метр, потому что танец в принципе не длинный по времени. Или были какие-то другие причины?

— Я не знаю почему так вышло. Меня все время спрашивают, «вы, наверное, хотите потом снимать большое кино?» У меня есть такая мысль, но мне очень нравится снимать короткий метр. В короткометражном фильме целая жизнь проходит стремительно за 4-5 минут. Все сжимается и моментально попадает зрителю прямо в сердце. Эмоциональный накал тоже выше – вы вздохнули и не выдыхаете до конца фильма. Хотя снимается такой фильм очень долго и сложно. Порой часть снятого материала безумно жаль вырезать, потому что в него вложено столько сил и души. В фильме «Побег» снялись известные танцовщицы танго, многократный призер чемпионата мира, абсолютная чемпионка России, вице-чемпионка Европы Мария Маринова и известная исполнительница аргентинского танго Катерина Зак, а сам фильм участвовал и побеждал на кинофестивалях по всему миру: Испания, Канада, Аргентина, США, Германия, Япония и во многих других странах. В фильме мои внучки исполняли роль Маши и Кати в детстве. Съемочный день у них был такой же, как у взрослых. Мы с ними отсняли 2 часа 50 минут, а в фильм включили 45 секунд, потому что иначе фильм «провисал».

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как снимались Ваши внучки.

— Взрослую часть мы сняли в марте. Детскую - 4 июня. И два месяца девочки просматривали отснятые со взрослыми видеоматериалы для того, чтобы они понимали, какие позы у взрослых, какие взгляды, какие взаимоотношения. Съемочный день начинался на берегу озера в 4 часа утра, а смена продолжалась 11 часов. В это время вода была ледяная, когда в первый раз они утром туда запрыгнули, младшая выбежала со словами «я не могу». Но бабушка посмотрела и серьезным тоном сказала: «Надо!». Более того, старшая накануне сломала палец, поэтому снималась с лангеткой без гипса. Вы не представляете, как ей было больно! Фотограф на съемках даже запечатлел ее искаженное болью лицо, это невероятный кадр. Я очень горжусь ими, что они отнеслись ответственно и достойно выдержали свои роли.

— Детей очень часто отводят на хореографию для общего развития, но чем старше человек, тем он менее танцевальный. У нас всё-таки страна не танцующая?

— Сейчас, в том числе благодаря танго, очень сильно стало развиваться танцевальное сообщество. Танцевать очень полезно для здоровья, потому что ты должен одновременно слушать музыку, выполнять движения, ориентироваться. Это заставляет мозг напряженно работать, это борьба с болезнью Альцгеймера, это отодвигает старость как можно дальше. Танцы еще и разминают суставы, поэтому танцевать намного полезнее, чем лежать на диване. Но самое главное, танец – это общение, разговор и любовь.

— Какие у вас сейчас планы?

— Сейчас у меня есть три основные идеи. Одна из главных, это снять триллер со всеми присущими жанру характеристиками – с драматичным сюжетом, с убийствами, со всякими неприятностями, но в очень красивых декорациях. Есть желание снять комедию в стиле танго. А третий сюжет серьезный и объемный, его я хочу снять в жанре фантастики, в таком жанре у меня еще нет картины.

— Это запланированные проекты?

— Это полностью написанные сценарии, и я уже начала работать по техническим вопросам.

— А есть у Вас безумные идеи?

— К таким относится «Кукловод», фильм о борьбе божественного предопределения и свободы воли. На работу с таким фильмом нужны большие финансовые вложения. К тому же я хочу, чтобы в фильме звучал орган, потому что если мы говорим о божественной силе, которая посылается человеку свыше, то в первую очередь, мы вспоминаем главный инструмент церковной музыки, звучащий в храмах, а это орган. Я очень много за последнее время ходила на вечера органной музыки, хотела уловить то, что мне хочется. Есть необычные интерпретации современной музыки на органе, это тоже интересно. Но я понимаю, что к моему фильму музыка для органа будет сочинена на заказ. Сейчас я продолжаю создавать эту идею в голове и когда-нибудь она превратится в еще один фильм-танец.

— Какой свой фильм вы рекомендуете посмотреть в этот праздничный день?

— Фильм «Стена», удивительное смешение танго и стрит-арта. Фильм очень яркий и красочный, шесть разных пар танцуют страстное танго и одновременно разрисовывают из баллончиков мрачную серую стену, причем у каждой пары свой цвет. В этом году этот фильм получил сразу несколько наград на Малом Каннском кинофестивале Global Short Film Awards. Картину признали лучшим танцевальным фильмом года, а меня – лучшим режиссером 2023 года.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325