Меню

Кино, сериалы и ТВ

«В одном черном-черном городе стоял черный-черный дом...» 30 лучших хорроров за всю историю кино

«В одном черном-черном городе стоял черный-черный дом...»  30 лучших хорроров за всю историю кино
От этих фильмов стынет в жилах кровь, они пугают и наводят ужас, но их любят уже несколько поколений зрителей! Наверняка и вы испытывали это острое желание — посмотреть что-нибудь жуткое, а в нынешних реалиях хорроры даже помогают. Увидишь, что бывает еще хуже — и сразу становится хорошо. Предлагаем топ 30 фильмов, которые заставят вас дрожать.
AD
AD
В основе рейтинга — выбор редакторов и аудитории самых влиятельных мировых и российских тематических ресурсов с охватом свыше полумиллиарда пользователей, а также мнение редакции «Настоящего страшного» (главного хоррор-телеканала страны по данным Института современных медиа (MOMRI).

Команда телеканала НСТ в качестве основы для создания рейтинга выбрала следующие источники: Rotten Tomatoes, Imdb, Metacritic, Thrillist, EmpireOnline, Indiewire, Фильм Про, Кинопоиск. Был сформирован лонг-лист, из которого финальным внутриредакционным голосованием выбрали лучшее.
● 1. «Психо». Режиссер Альфред Хичкок (1960) ●

Возглавляет топ-топов хорроров фильм Альфреда Хичкока, ставший его «визитной карточкой» и подаривший режиссеру звание «короля саспенса». Эту картину называют первым психологическим хоррором в истории кинематографа. Хичкок использовал съемку от первого лица, позволяя зрителю увидеть события глазами убийцы, что создавало невероятно мощный эмоциональный эффект.

В «Психо» нагнетание ужаса строится не на действиях героя, а на саспенсе — тревожном ожидании развязки.

● 2. «Чужой». Режиссер Ридли Скотт (1979) ●

Фильм режиссера Ридли Скотта об инопланетных существах, которые охотятся на людей, сделал актрису Сигурни Уивер самой узнаваемой женщиной-астронавтом в кино и получил ряд престижных наград, в том числе премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. «Чужой» подарил миру новое ужасное чудовище — ксеноморфа — и породил одну из самых долгоиграющих хоррор-франшиз.
кадр из фильма «Чужой»
кадр из фильма «Чужой»
● 3. «Ребенок Розмари». Режиссер Роман Полански (1968) ●

Фильм Романа Полански «Ребенок Розмари», снятый по одноименному бестселлеру Айры Левина, традиционно занимает верхние строчки в списках лучших хорроров в истории кино. Жуткая история про девушку, оказавшуюся в центре сатанинского заговора, открыла целое направление фильмов об оккультизме, вдохновила кинематографистов на создание «Омена», «Экзорциста», «Изгоняющего дьявола» и других мистических картин.

● 4 «Нечто». Режиссер Джон Карпентер (1982) ●

«Нечто» — один из самых мрачных фильмов в истории кино. Картину об инопланетном существе, обнаруженном во льдах Антарктиды, называют эталоном «докомпьютерной эры». Режиссер Джон Карпентер установил новую планку качества спецэффектов. Работая над фильмом, он использовал новые для тех времен технологии и приемы — гидравлику, пневматику, радиоуправляемые модели, обратную съемку. В одной из сцен для натуралистичности создателям пришлось задействовать настоящие органы животных.

● 5. «Сияние». Режиссер Стенли Кубрик (1980) ●

Фильм Стенли Кубрика «Сияние», снятый по роману Стивена Кинга, попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый пугающий психологический триллер. А в 2003 году персонаж Джек Торренс, которого сыграл Джек Николсон, занял 25-е место в списке «100 лет… 100 героев и злодеев», опубликованном Американским институтом киноискусства (AFI). По результатам проведенного ресурсом Play.com в 2013 году опроса, самым страшным моментом в истории кинематографа была признана сцена, когда главный герой выламывает топором дверь в ванную.

● 6. «Носферату. Симфония ужаса». Режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау (1922) ●

Появившись в 20-х годах прошлого века, вампиры не покидают экраны вот уже почти сто лет. На шестом месте в списке лучших хорроров всех времен и народов — немое кино немецкого кинорежиссера Фридриха Вильгельма Мурнау, который считается прародителем фильмов про вампиров. В «Симфонии ужаса» он передал атмосферу кошмара и безысходности. Мурнау первым в Германии использовал «движущуюся камеру». Впервые все «натурные» сцены снимались на природе, а не имитировались в павильоне.
кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
● 7. «Изгоняющий дьявола». Режиссер Уильям Фридкин (1973) ●

Фильм мастера жанра хоррор Уильяма Фридкина об одержимой девочке, в которую вселился дьявол, считается одной из самых страшных картин за всю историю кинематографа. «Изгоняющий дьявола» был удостоен десяти номинаций на премию «Оскар», в том числе — первым в истории ужасов — номинации «Лучший фильм года».

● 8. «Ночь живых мертвецов». Режиссер Джордж А. Ромеро (1968) ●

В 1968-м году американский режиссер Джордж А. Ромеро снял свою первую ленту про ходячих мертвецов и стал основоположником жанра. Именно в этой картине впервые возник образ зомби, ставший классикой: это оживший мертвец, поедающий человеческую плоть. Зрители испытали совершенно новый вид ужаса. Режиссер доказал, что качественно напугать зрителей можно без огромного бюджета. При затратах в 114 тыс долларов картина заработала 30 млн долларов.

● 9. «Хэллоуин». Режиссер Джон Карпентер (1978) ●

«Хэллоуин» режиссера Джона Карпентера стал одним из самых кассовых американских фильмов ужасов: при бюджете всего в 325 тыс долларов, в прокате он заработал более 60 млн долларов. Картина о психопате Майкле Майерсе, который держит в страхе целый город, оказала огромное влияние на весь жанр хоррора: вызвала всплеск фильмов о серийных убийцах и полумистических монстрах, преследующих подростков. Карпентер, по сути, изобрёл слэшер — одно из самых популярных направлений жанра ужасов.

● 10. «Челюсти». Режиссер Стивен Спилберг (1975) ●

Лента о большой белой акуле, терроризирующей отдыхающих и обитателей небольшого курортного городка, принесла Стивену Спилбергу мировую известность и признание. Фильм «Челюсти» имел невероятный успех — это первая картина в истории проката, которой покорилась отметка в 100 млн долларов, а итоговые мировые сборы составили 471 млн. Считается, что как раз «Челюсти» и ознаменовали начало «эры блокбастеров»: именно после этой кассовой сенсации студии начали вкладывать гигантские бюджеты в производство и маркетинг фильмов-событий, планируя релиз самых крупных на лето — к длинному уикенду Дня независимости (4 июля).
кадр из фильма «Хэллоуин»
кадр из фильма «Хэллоуин»
● 11. «Франкенштейн». Режиссер Джеймс Уэйл (1931) ●

Это первая картина, где появился культовый персонаж ужастиков — доктор Виктор Франкенштейн. Классическая экранизация романа Мэри Шелли, которую снял один из основателей жанра ужасов в звуковом кино Джеймс Уэйл, долго считалась непокоренной вершиной хоррора. Образ монстра, воплощенный актером Борисом Карлоффым, стал каноническим.

● 12. «Кабинет доктора Калигари». Режиссер Роберт Вине (1920) ●

Первый в истории кинематографа полнометражный фильм ужасов. Картина про доктора Калигари, использующего гипнотические способности, чтобы вводить людей в транс и совершать их руками жестокие убийства, вызвала ажиотаж и положила начало немецкому киноэкспрессионизму. Роберт Вине совершил настоящий прорыв в киноязыке: он сделал так, что экранное действие передавало внутренний мир героев, отражая их измененное психологическое состояние.

● 13. «Прочь». Режиссер Джордан Пил (2017) ●

Режиссерский дебют американского актера, комика, сценариста и продюсера Джордана Пила вошел в историю кинематографа, сотворив мини-сенсацию в мировом бокс-офисе. Фильм с бюджетом 4,5 млн долларов собрал в кинотеатрах около 214 млн. Кроме того, картина о фотографе, который едет знакомиться с родителями девушки и попадает в дикий замес, получила не только множество восторженных отзывов критиков и зрителей, но и премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

● 14. «Техасская резня бензопилой». Режиссер Тоуб Хупер (1974) ●

Фильм считается шедевром кинематографа. Его копии хранятся в Нью-Йоркском музее современного искусства. «Техасская резня бензопилой» — одна из первых лент, в которой маньяк скрывает свое лицо под маской. А в основе сюжета фильма лежал не миф или легенда, а история маньяка Эда Гейна — одного из самых печально известных убийц в истории США. Картина положила начало целой хоррор-франшизе.
AD
AD
кадр из фильма «Отвращение»
кадр из фильма «Отвращение»
● 15. «Отвращение». Режиссер Роман Полански (1965) ●

Первый фильм Романа Полански и первая часть его «квартирной трилогии», состоящей из фильмов «Отвращение», «Ребенок Розмари» и «Жилец». Картина о девушке, которая страдает психическим расстройством, завоевала две премии на Берлинском международном кинофестивале и Премию ФИПРЕССИ. Критики назвали ленту новаторской, отметив, что режиссер мастерски передал состояние безумия: кошмары главной героини материализуются на экране.

● 16. «Зловещие мертвецы 2». Режиссер Сэм Рэйми (1987) ●

Вторая часть одноименной трилогии — «Зловещие мертвецы 2», стала классикой жанра и культом целого поколения. Главный герой фильма Эш Уильямс, противостоящий демонам, и по сей день остается одним из самых известных персонажей хорроров наравне с Пинхедом из «Восставшего из ада», Фредди Крюгером и Джейсоном Вурхизом из «Пятницы, 13-го».

● 17. «Американский оборотень в Лондоне». Режиссер Джон Лэндис (1981) ●

Хоррор известного комедийного режиссера Джона Лэндиса пользовался успехом в прокате и заслуженно пополнил ряды культовой классики ужасов — во многом благодаря великолепному гриму и спецэффектам. Превращение человека в жуткого оборотня даже по нынешним меркам выглядит крайне реалистично, а в 80-е — и вовсе пугало зрителей до визга. «Американский оборотень в Лондоне» стал первым в истории фильмом, который получил премию «Оскар» за лучший грим.

● 18. «Невеста Франкенштейна». Режиссер Джеймс Уэйл (1935) ●

Классический фильм ужасов с элементами комедии — прямое продолжение картины «Франкенштейн». В этом хорроре Борис Карлофф в полной мере проявил себя как актер, так как в первой части у него не было ни одной реплики. Кроме того, «Невеста» привнесла в фильм ужасов романтический и даже мелодраматический элемент.
кадр из фильма «Американский оборотень в Лондоне»
кадр из фильма «Американский оборотень в Лондоне»
● 19. «Глаза без лица». Режиссер Жорж Франжю (1959) ●

Французский режиссер Жорж Франжю одним из первых в истории жанра хоррор сделал основной упор на кровавые спецэффекты. Фильм о враче, который заманивает в свою клинику юных девушек, становился причиной обмороков — зрителей шокировали натуралистичные сцены хирургических операций. Ничего подобного прежде не снимали.

● 20. «Кинг Конг». Режиссер Мериан К. Купер (1933) ●

«Кинг Конг» почти сразу обрел статус культового, а спустя много лет вошел в реестр Национальных фильмов США, представляющих культурную и историческую ценность. Картина про гигантскую гориллу стала самым технически сложным проектом своего времени. Купер впервые применил новые визуальные приемы. Например, «техника блуждающей маски» позволяла методом наложения эффектов снимать в одном кадре и живых актеров, и кукол, изображающих монстров. Впервые в кино мелодия накладывалась на диалоги, меняя эмоциональную окраску в соответствии с сюжетом.

● 21. «Рассвет мертвецов». Режиссер Джордж Ромеро (1978) ●

Кошмар зомби, начавшийся в фильме «Ночь живых мертвецов», продолжился в «Рассвете мертвецов». Успех второго фильма был ошеломляющим: при бюджете 650 тыс долларов, сборы достигли 60 млн долларов. Благодаря Джорджу Ромеро — режиссеру, научившему мировое кино обращаться с живыми мертвецами, — зомби прочно закрепились на больших экранах, что в итоге позволило франшизе «Обитель зла» собрать под миллиард долларов в мировом прокате, а «Войне миров Z» — более полумиллиарда.

● 22. «Плетеный человек». Режиссер Робин Харди (1973) ●

«Плетеный человек» считается лучшим британским хоррором и имеет огромное число поклонников. Для своего времени эта картина была революционной, она поднимала вопросы религиозного и морального характера. Героями фильма стали самые обыкновенные люди, которые оказались страшней любых кровожадных монстров. Жуткие сцены из «Плетеного человека» попали в 2003 году в Список 100 самых страшных моментов в истории кино по версии британского телеканала Channel 4. Вокруг фильма вырос самый настоящий культ: в Шотландии, в местах, где проходили съемки, проводится музыкальный фестиваль «Плетеный человек».
кадр из фильма «Плетеный человек»
кадр из фильма «Плетеный человек»
● 23. «Вторжение похитителей тел». Режиссер Дон Сигел (1956) ●

Фильм, снятый по одноименному роману Джека Финнея о тайном вторжении мимикрирующих космических захватчиков, приобрел культовый статус и в 1994 году был помещен в Национальный реестр Библиотеки Конгресса США как один из мрачных памятников эпохи Маккартизма: вышедший за семь лет до пика «холодной войны» — «Карибского кризиса», — фильм обыгрывал базовые психозы американского общества времен «охоты на ведьм»: страхи перед скрытой угрозой со стороны «врагов» американского общества и образа жизни. Режиссер Дон Сигел продемонстрировал как через фантастику и жанр ужаса можно говорить о самых острых проблемах социума.

● 24. «Кроваво-красное». Режиссер Дарио Ардженто (1975) ●

Одна из самых знаменитых работ Дарио Ардженто, яркого представителя сугубо итальянского жанра «джалло» (от итал. giallo «желтый») — криминально-эротического триллера-детектива с мистической атмосферой. В фильме расследование преступлений маньяка сопровождается пугающими сновидениями. «Кроваво-красное» удачно эксплуатирует мотив детских травм, которые тяжелым грузом лежат на сознании человека.

● 25. «Впусти меня». Режиссер Томас Альфредсон (2008) ●

«Впусти меня» — одна из самых известных историй о дружбе человека и вампира. Фильм имел огромный успех на кинофестивалях и собрал по всему миру более 10 млн долларов, что для шведского кино большая удача. Режиссеру Томасу Альфредсону удалось привнести в классический сюжет новые краски — показать вампиризм как одно из будничных бытовых преступлений.

● 26. «Кошмар на улице Вязов». Режиссер Уэс Крэйвен (1984) ●

Первый «Кошмар на улице Вязов» стал образцом «слэшера». Фильм моментально нарекли хитом на все времена: он послужил основой для одного из самых популярных киноциклов. Картина стала дебютом для Джонни Деппа, но главной находкой стал сам Фредди Крюгер в исполнении Роберта Инглунда — один из самых страшных киноманьяков в истории. Согласно исследованию телеканала НСТ, проведенному осенью 2019 года, Крюгер является самым узнаваемым кинозлодеем среди россиян в возрасте от 18 до 24 лет — его узнали 95% респондентов.
кадр из фильма «Впусти меня»
кадр из фильма «Впусти меня»
● 27. «Кэрри». Режиссер Брайан Де Пальма (1976) ●

«Кэрри» — первая экранизация Стивена Кинга. Картина режиссера Брайана де Пальмы о девушке-подростке, которая обладает способностями телекинеза, вошла в золотой фонд хорроров, став одной из самых удачных киноадаптаций в головокружительной литературной карьере «короля ужасов» Кинга.

● 28. «Бабадук». Режиссер Дженнифер Кент (2014) ●

Мрачный австралийский хоррор с элементами социально-психологической драмы режиссера и сценариста Дженнифер Кент (ученицы и бывшей ассистентки Ларса фон Триера), покорил публику на фестивале «Санденс» и, по мнению критиков, стал лучшим фильмом ужасов 2014 года. А автор ленты «Изгоняющий дьявола» Уильям Фридкин после просмотра «Бабадука» написал на своей странице в социальной сети, что это самый жуткий хоррор, который он когда-либо видел. Страх здесь живет в каждом кадре.

● 29. «Муха». Режиссер Дэвид Кроненберг (1986) ●

Экранизация рассказа французского писателя Жоржа Ланжелана об изобретателе, который совершает фатальную ошибку во время эксперимента по телепортации, имела феноменальный успех. Хоррор получил премию «Оскар» за лучший грим, а кассовые сборы «Мухи» превысили 40 млн долларов. Отлично показавшая себя в прокате картина сделала знаменитым актера Джеффа Голдблюма, который затем стал звездой «Парка Юрского периода» и «Дня независимости».

● 30. «Птицы». Режиссер Альфред Хичкок (1963) ●

Замыкает «Тридцатку НСТ» самый дорогостоящий фильм в карьере Альфреда Хичкока «Птицы» (бюджет 3,3 млн долларов в ценах 1962 года, с учетом инфляции, был бы равен 28 млн долларов сегодня). В картине про обезумевших пернатых, которые нападают на людей, «мастер ужасов» довёл саспенс до совершенства: весь фильм — филигранная игра на нервах зрителя. Одной из особенностей картины стало полное отсутствие музыкального сопровождения. Хичкок использует настоящие голоса и хлопанье крыльев птиц, что только усиливает пугающий эффект.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325