AD
В музее нам рассказали, что название "гжель" произошло от сочетания слов "жечь глину".
До середины 18 века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, изразцы, а также примитивные детские игрушки.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, в Гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники и кувшины. С 20-х годов 19 века многие изделия расписывали только синей краской. Очень многие мастера работают в паре. Чаще всего мужчина занимается формообразованием, а женщина - росписью.
До середины 18 века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, изразцы, а также примитивные детские игрушки.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, в Гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники и кувшины. С 20-х годов 19 века многие изделия расписывали только синей краской. Очень многие мастера работают в паре. Чаще всего мужчина занимается формообразованием, а женщина - росписью.
Похожий квасник (как на фото) мы видели в МДПНИ. Зачем в середине отверстие вы, наверно, помните - туда можно было положить лед или холодную тряпку, чтобы квас оставался холодным.
А это знаменитые фарфоровые изделия завода Кузнецова
А вы знаете, чем отличается фарфор от майолики? При изготовлении фарфора используют белую глину, а майолику делают из красной
А вы знаете, чем отличается фарфор от майолики? При изготовлении фарфора используют белую глину, а майолику делают из красной
Как по-вашему, какой кувшин больше? Тот, что справа?
А вот и нет Они абсолютно одинаковые, отлиты из одной формы. Вот так гжельская роспись меняет представление об объеме изделия!
А вот и нет Они абсолютно одинаковые, отлиты из одной формы. Вот так гжельская роспись меняет представление об объеме изделия!
В Музее много авторских витрин. Экскурсовод рассказала нам, что разные мастера могут один и тот же сюжет написать по-разному, все зависит от их "почерка" и даже настроения. Это работа В.Неплюева, причем в верхней части есть автопортрет
После музея мы отправились смотреть производство. Это формы для изготовления изделий
AD
AD
Уже готовые изделия отправляются в цех росписи
А это цех росписи. Обратите внимание, что все изделия окрашены в розовый цвет - это фуксин. При окрашивании изделия фуксином сразу становится виден брак - он не прокрашивается. Фуксин малостойкий на свету, поэтому со временем изделия вновь светлеют. Эти изделия уже расписаны и готовы к обжигу. Посмотрите на оттенки - где-то краска нанесена сильнее, где-то слабее. После обжига слабо окрашенные места будут более светлыми.
Ну и в завершении экскурсии у нас был мастер-класс. Сначала мастер нам все рассказала и показала - как правильно держать кисть, как наносить основные линии, как делать оттенки. Кстати, краска для росписи не синяя, как можно подумать, если смотреть на готовые изделия. Оттенки варьируются от светло-серого до черного.
Потом дети расписывали фигурку барашка, а взрослые - тарелку. Свою тарелку я отдала расписывать дочке - ей очень понравилось это занятие
Кстати сказать, тарелки очень хрупкие - не успела мастер об этом предупредить, как трое взрослых уже расколошматили свои тарелки. А потом и фигурки, и тарелки окунают в специальный раствор - глазурь для придания блеска. Затем наши работы отправятся в печь на обжиг и забрать мы их сможем только через две недели.
Потом дети расписывали фигурку барашка, а взрослые - тарелку. Свою тарелку я отдала расписывать дочке - ей очень понравилось это занятие
Кстати сказать, тарелки очень хрупкие - не успела мастер об этом предупредить, как трое взрослых уже расколошматили свои тарелки. А потом и фигурки, и тарелки окунают в специальный раствор - глазурь для придания блеска. Затем наши работы отправятся в печь на обжиг и забрать мы их сможем только через две недели.