Галопом по Европам

В нашу первую поездку по Европе мы отправились через туристическую фирму с группой и экскурсоводом. И это была наша первая и большая ошибка.

Группа была укомплектована в основном из пенсионеров. Кроме нас была еще одна молодая пара, но мы с ними почти не общались. Но самым неудачным моментом этой поездки была руководитель группы - молодая девушка по имени Инна. Раздражать нас она начала прямо в автобусе по дороге из Мюнхенского аэропорта. Впоследствии оказалось, что Инна увлекается поэзией (к нашему несчастью, потому что стихи она любила читать громко и с завыванием) и литературой (и нам пришлось прослушать в ее исполнении нехилые отрывки из детской книжки про юного Моцарта - произведение по своей наивности способное поспорить с рассказами о маленьком Ильиче). Географией Инна не увлекалась, поэтому на наивные вопросы любопытных пенсионеров "А что это за озеро мы проезжаем", она небрежно отвечала "Это неважно, тут много всяких озер".

Но, начиная рассказ с начала, следует рассказать о маршруте путешествия. 10-дневная поездка включала в себя посещение Чехии (Карловы Вары, Прага и Брно проездом), Австрии (Вена, Иннсбрук и Зальцбург) и Германии (Мюнхен). Начиналась и заканчивалась поездка в аэропорту города Мюнхена.

Аэропорт Мюнхена мне запомнился только своей современностью - огромная конструкция из металла и стекла. Прилетели мы по нашим, израильским меркам, не так уж рано, часов в 7 утра, но в Германии еще была непроглядная темнота. Автобус двинулся через холмы Баварии к чешской границе.

И обязательно я должна сказать несколько слов о водителе автобуса. Звали его Владо и он был словак. Валера почему-то сразу же окрестил его Бобаном и потом всю дорогу командовал "Бобан, газ!" И не зря, потому что скорости 70 км/час Бобан не превышал, и автобус тащился по черным гладким немецким трассам как пожилая черепаха. К тому же Бобан имел странную привычку обгонять идущий впереди траспорт, страшно разгоняясь в правом ряду и потом вдруг неожиданно выскакивая в левый ряд. Проблема заключалась в том, что разгоняясь, он, наверное, забывал смотреть в зеркало, и бывали случаи, когда после своего отчаянного разгона он замечал в зеркале слева от себя машину и начинал так же отчаянно тормозить. Ну и главная особенность Бобана была его словацкая бедность и страсть к наживе. Поэтому каждое его движение сверх какой-то одному ему известной нормы, должно было оплачиваться дополнительно.

Итак, мы в дороге из Мюнхена в Карловы Вары. Мюнхен - столица Баварии, а Бавария расположена в предгорьях Альп. С двух сторон дорогу окружают бархатные холмы с ровно подстриженой травкой, аккуратными домиками, заросшими геранью, рядом с которыми в гаражах все сплошь ауди, мерседесы и джипы. К каждой деревушке прижался тенисный кортик и бассейник. В общем, не жизнь, а сказка. Уже прямо перед границей мы остановились в одном таком небольшом поселке. Небольшой комплекс около трассы совмещал в себе магазин, ресторан и бассейн - открытые настежь двери, сверкающая зеркальной поверхностью водная гладь и - никого...

Пограничный пункт между Германией и Чехией проводит черту не только на карте, но и в окружающей нас действительности. Черная маслянистая трасса превращается в серую разбитую дорогу, засыпанную по краям бумажками и банками из-под колы, бархатные луга сменяются холмами, заросшими высокими сорняками. Вдоль дороги приютились полицейские посты, основная цель которых - сбор взяток с проезжающих автобусов.

К Карловым Варам мы подъезжаем через густой лиственный лес. Это Богемия. Сам город лежит в долине между гор, покрытых лесом, в сентябре листья уже частично пожелтели, и лес смотрится сказочно. В город нельзя въехать на автобусе. С целью охраны окружающей среды едем на местном экологически чистом автобусе.

В Карловых Варах чисто и тихо. Туристов довольно много. Аккуратные улочки, чистые фасады домов. Едим очень вкусную свинину в ресторанчике "Гамбринус". Большинство встреченных нами чехов говорят или хотя бы понимают по-русски. Огромная гостиница Пупп принадлежит какому-то новому русскому, в ней даже цены в ресторане на порядок превышают обычные карлово-варские цены.

Из Карловых Вар едем в Прагу и там останемся на 2 дня. По дороге проезжаем жуткие постсоветские города - унылые пятиэтажки-"хрущевки", какие-то серые люди, редкие магазины - "Хлеб", "Молоко"... В Праге наша гостиница расположена в относительно новом районе. Называется она "Дуо", представляет собой серую многоэтажку. Но номер нормальный, обычные 3 звезды (хотя наше турагенство, кажется, по доброте душевной оценило ее на все 4 звездочки). В центр добираться как-то сложно, поэтому желающие могут ехать на Бобане (за отдельную плату, разумеется).

Следующий день - обзорная экскурсия по Праге. Чешка-экскурсовод хорошо говорит по-русски. Половина ее рассказа посвящена президенту Чехии Вацлаву Гавелу и его жене. Весь оставшийся день мы гуляем по старой Праге. На Вацловской площади съедаем вкуснейшие и потрясающе дешевые горячие колбаски. Мне кажется (спустя почти 3 года, когда я пишу этот рассказ), что в тот наш приезд мы Прагу не оценили. Я не помню особо ярких впечатлений, в отличие от моей второй поездки зимой 2002 года.

Вечером по плану - опция. Опция - это одельная песня туристического бизнеса. Означает это экскурсию или культпоход, не внесенный в стоимость путевки и предлагаемый туристам "по желанию". Однако, во-первых, не всегда есть возможность отказаться (об этом ниже), а во-вторых, реальная стоимость путевки с "опциями" намного превосходит первоначальную сумму.

Итак, вечером по плану было посещение ресторана с традиционной чешской кухней. Сколько это стоило я уже не помню, но факт остается фактом - за такие деньги в Праге можно было купить небольшой ресторанчик, не то что ужин. И Инна сказала, что туда мы не пойдем, а вот она знает прекрасный чешский ресторан и там мы сможем отведать традиционное чешское свиное колено. В ресторанчике было два крошечных зальчика. В одном из них нас всех усадили за сдвинутые столы, так тесно, что пошевелиться было уже нельзя. Меню было исключительно на чешском языке и включало в себя 10 листов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что части обозначенных там блюд не было в наличии. Официант очень нервничал, торопился и с помощью Инны подгонял всех быстро-быстро что-то заказать. У меня спросили "Что будете пить?" "А какой есть сок?", спросила я. "А какой вы хотите?", спросил официант. "Томатный". "Томатного нет", последовал ответ. На этом мое терпение кончилось и мы покинули это гостеприимное место, и поужинали вдвоем в прекрасном ресторанчике, оформленном в стиле рыцарского подземелья.

Следующее утро началось с экскурсии по Влтаве. Дедушки были в восторге от вчерашнего свиного колена, они так подробно описывали это потрясающее блюдо, что Валера растроился, и, чтобы компенсировать ошибку, мы решили сегодня вдвоем спокойно пообедать в том же месте.

Колено оказалось огромным и невкусным, цена, указанная в меню оказалась не за порцию, а за какую-то единицу веса (мы этого не поняли и долго ругались с неговорящим по-русски официантом) и кроме того, счет включал в себя 25% чаевых. В общем, могли мы туда и не возвращаться.

Из Праги маршрут следовал в Вену с коротким посещением Брно.

Гостиница в Вене располагалась в большом старинном особняке прямо около забора огромного парка Шонбрюн. В этот же вечер я побежала посмотреть парк, чтобы успеть до его закрытия и сразу влюбилась и в парк, и в Вену - в наступающих сумерках ровные алеи, цветущие клумбы, безграничные газоны и фонтаны производили неизгладимое впечатление. На следующий день была поездка по пригородам Вены (опция под названием "Венский лес"). Пригороды выглядели очень респектабельно, экскурсовод рассказывала о социальных условиях, предоставляемых австрийцам государством, и очень хотелось хоть ненадолго стать австрийцем.

В Австрии очень благоприятный климат для великих композиторов, поэтому в каждой деревне вам покажут дома, в которых жили Моцарт, Бетховен, Штраус и далее по списку.. Не является исключением небольшой курортный городок Баден (не путать с немецким Баден-Баден). Еще одна достопримечательность Венского леса - замок Лихтенштейн, прямо из фильмов про вампиров.

И еще одно "комическое" отступление. По дороге в Вену Инна сказала, что в венском метро никто никогда не проверяет билеты. Это был тонкий намек и мы его поняли - особенно учитывая тот факт, что денег у нас было очень мало. А так как гостиница была от центра далеко, ездить на метро надо было довольно много. В один прекрасный вечер, когда мы возвращались из центра в гостиницу, около нас возник приятный дядечка и вежливо попросил билетики. Мы честно признались, что билетов у нас нет и вышли за ним на платформу станции, делая вид, что мы вообще ничего не понимаем и паспортов у нас тоже нет. Вместе с нами он поймал еще двух австрийских теть, и пока они копались в сумках и кошельках, мы повернулись и - сбежали. Мое предложение опять зайти в метро и поехать следующей электричкой напуганный Валера отклонил, и мы потопали к гостинице пешком. Было это довольно далеко, идти по ночной Вене было страшновато, но романтично. Между киосками какой-то остановки мы видели двух нежно целующихся мужчин.

Вена нас потрясла. Мы полюбили ее в первого взгляда. Пешеходная Картнер Штрассе с рядами дорогих магазинов, уличными артистами, множеством кафе и маленьких ресторанчиков (ах, какой в Вене вкусный кофе!... А пирожные с ягодами!... А тортики!..) И вдруг из-за современного стеклянного здания - костел святого Стефана.. Впервые мы увидели его ночью. Эта серая громада, возвышающаяся посреди небольшой современной площади, была грандиозна. Чем выше, тем камни становились темнее, и в конце концов черные лепные готические шпили упирались в черное небо. Вокруг церкви гулял ветер, создавая какой-то мрачный таинственый ореол.

Весь следующий день мы гуляли по Вене пешком - парки, фонтаны, светлые каменные дворцы и широкие проспекты. Около Национального театра мы выпили кофе Меланж в знаменитом кафе "Ландтманн" - согласно путеводителю, место встреч всяких австрийских знаменитостей. В Австрии почти ко всем старинным зданиям приложила руку одна многодетная королева из династиии Габсбургов (кажется Генриета?). Ее страстью было пристраивать балконы, чтобы потом с этого балкона наблюдать за своими многочисленнми отпрысками. Она же основала первый в Европе зоопарк. Вторая (или даже первая) популярная в Австрии и в Вене личность - это Моцарт. Близятся выборы - на каждом столбе висит плакат с изображением импозантного мужчины и надписью "Им интерессе Остеррайх". Валере это кажется забавным, и он произносит эту фразу в каком-то гитлеровском стиле.

Вечерняя Вена бурлит - прямо на улице открытые бары, в узких улочках маленькие пивнушки. Осенью в Австрии все пьют молодое вино, которое называется "Штурм" (кстати, также называется местная футбольная команда).

Наша группа отправилась в опцию - ужин в австрийском стиле по 36 долларов на человека. Мы не поехали, и угадали - на следующий день в рядах туристов зреет недовольство - еда не понравилась, было неинтересно...

Обзорная экскурсия по Вене проходит под дождем, поэтому из автобуса мы почти не выходим. Экземпляр современной архитектуры - дом, построенный без единой ровной линии, несимметричный и нелогичный. В нем живет богема, а для туристов напротив есть кафе и магазинчик, оформленные точно в таком же стиле. На обратном пути в гостиницу еще раз заезжаем в Шонбрюн - после дождя вышло солнце, и парк прекрасен. Пообещав себе обязательно сюда вернуться, мы садимся в автобус. По плану следующая остановка - Зальцбург.

По дороге вдруг выясняется, что сначала мы едем в Иннсбрук. Товарищи, обладающие картой, удивлены - маршрут Вена-Иннсбрук-Зальцбург-Мюнхен - это здоровенный крюк, особенно учитывая крейсерскую скорость Бобана. Но делать нечего, возражения не принимаются, и мы едем в Иннсбрук.

Иннсбрук - маленький и очень милый городок на реке Инн и в окружении гор со снежными шапками. Когда-то здесь проводилась зимняя олимпиада. Тут мы проводим день и ночь и наутро выезжаем в Зальцбург.

По дороге Инна читает стихи, пенсионеры тоже читают стихи собственного сочинения, проводится конкурс расказчиков анекдотов, только что не поем хором народные песни. Инна предлагает заехать ненадолго на обзорную площадку в Альпах, где якобы находится бункер Гитлера. Все соглашаются, тем более, что стоит это удовольствие, по ее словам какие-то сущие копейки. Бархатные луга альпийских предгорий переходят в настоящие горы, которые с обеих сторон окружают дорогу, высокие, строгие, с недосягаемыми белыми вершинами. Автобус взбирается в гору по серпантину, проезжая небольшие туннели. Остановка. Здесь оказывается, что сама площадка высоко в горах, к ней идет специальный автобус, билет на одного человека стоит 20 марок плюс надо заплатить за стоянку автобуса. Для нас это дорого и мы решаем остаться и подождать группу, а заодно пообедать в уютном ресторанчике. С нами остается еще одна пара, с которыми мы немного познакомились, и мы вчетвером забираемся на холм за рестораном и там фотографируемся на фоне гор - вид замечательный. Обед тоже очень вкусный. В ожидании группы мы проводим три часа. Возвращаются они довольные, хотя и оказалось, что бункер Гитлера существовал на этой горе только до 1952 года, когда и был уничтожен. К тому же последний участок надо было подниматься на фуникулере - Валера счастлив, что не поехал, с его боязнью высоты ему только на фуникулерах кататься.

После горы происходит смешной эпизод. "Только что мы с вами побывали на самой высокой вершине Альп", - произносит в микрофон Инна. Кто-то из эрудитов возражает: "А как же Монблан"? "Ну я имела в виду австрийские Альпы", - находится наш неутомимый руководитель. Но эрудиты на сдаются, и отыскав на карте гору, утверждают, что соседняя гора гораздо выше (это, в принципе, видно невооруженным взглядом). Тогда оказывается, что Инна имела в виду самую высокую гору, на которую можно заехать автобусом. Пенсионеры Инну жалеют и, в принципе, ей доверяют, поэтому, чтобы замять тему, спрашивают - а какова высота данной горы? "3 000 метров", - не моргнув глазом, отвечает она. Эрудиты неугомонны. Они видели на горе табличку "высота 1600 метров" и теперь пытаются спорить. Но спорить бесполезно. "Так ведь это НАД уровнем моря", - объясняет Инна. "А мы же сначала до этого уровня поднимались тысячу метров!". И тут эрудиты замолкают. Конечно, если предгорья Альп расположены на километр ниже уровня моря - что же тогда можно подумать о нашем Мертвом море - это уже Марианская впадина какая-то.

В Зальцбурге Инна самостоятельно проводит экскурсию, а потом мы сами немного гуляем по городу. В крепость на горе мы не поднимаемся, хотя выглядит она красиво. Большой парк "Сады Мирабель" утопает в цветах. На базарчике продаются потрясающие вещи ручной вязки - свитера, шапки, перчатки.. Из экономии ничего не покупаю и потом долго об этом жалею.

Путешествие близится к концу. Остается только 2 дня в Мюнхене и - домой. По дороге в Мюнхен еще одна странная опция. Ее странность заключается в том, что отказаться от нее практически невозможно - автобус немного уклоняется от трассы и останавливается у озера, откуда на остров Киимзее плывет кораблик. На острове стоит дворец баварского короля Людвига, построенный, как точная копия Версаля, но недостроенный по причине банкротства. Так как наш первоначальный маршрут изменился, то в это место фирма едет в первые, и Инна тоже в нем не была, но - у нее есть книжка! О чем нам сообщается с большой радостью. Следовательно, она сама проведет экскурсию. Все удовольствие стоит 50 марок (потому что столько стоило запланированное посещение ДРУГОГО дворца этого же короля, причем с местным экскурсоводом). Пенсионеры не возражают. Они уже выделили эти 50 марок и хотят во дворец. Нам 100 марок жалко, и к тому же, мы уже поняли, что столько в Германии ничего не может стоить. Поэтому мы отказываемся от опции (имеем право?). Инна очень недовольна, но возразить не может. Автобус останавливается у причала, и Инна бежит в кассу покупать билеты. Туда же идем и мы. Билет на пароходик стоит 7 марок/чел. Еще 6 марок стоит билет во дворец, включающий в себя экскурсию на одном из 3 языков. И тут разражается буря. Муж из той пары, с которой мы накануне остались под горой, приходит в бешенство и начинает требовать свои деньги назад. Инна не отдает. Он кричит. Она тоже заводится и кричит на него: "Я сниму Вас с маршрута!". Он от злости теряет дар речи и потом орет: "Это Вы снимете меня с маршрута? Это я сниму Вас с маршрута!!". Весь этот скандал разгорается прямо у кассы причала. Тихие немецкие бабульки в ужасе шарахаются от такого проявления русского бунта. Найден временный компромисс - Инна обещает вернуть ему часть денег, и мы вчетвером отправляемся на остров отдельно от группы. Кораблик плывет по тихому озеру, на самом острове дворец окружает большой парк. Перед фасадом - несколько фонтанов. Мы идем на англоязычную экскурсию. Женщина говорит очень понятно, ее рассказ очень интересен, а сам дворец выглядит изнутри то как шикарные покои, то как обыкновенная стройка. Мы островом очень довольны, тем более, что умудрились на нем съекономить больше 70 марок - для нас большие деньги.

В автобусе эпопея продолжается. Инна созвонилась с фирмой, и ей сказали деньги за остров частично вернуть, но - так как Бобану пришлось отклониться от маршрута и проехать лишние 10 км туда и обратно, надо собрать ему по 10 марок с рыла. Это неслыханные деньги (с группы в 25 человек!) и мы снова в оппозиции.

Тем временем близится Мюнхен. Неожиданно мы узнаем, что жить будем не в Мюнхене, а в пригороде. На деле мы живем в маленькой деревушке в пригороде городка Розенхейм в 40 км от Мюнхена. Гостиница была очень уютная и современная, изнутри вся отделанная натуральным деревом, а нам к тому же досталась огромная комната с 6 кроватями. Окна выходили на кладбище и утром нас разбудил колокольный звон.

Мы поехали в Мюнхен, и тут стало понятно, почему гостиница нашлась так далеко от города. Нам повезло, и мы попали на знаменитый Октоберфест - фестиваль пива. Это грандиозное мероприятие длится две недели, занимает огромную территорию, посещается несколькими миллионами людей и за это время выпивается миллион литров пива и съедается 750 тысяч жареных куриц.

Но сначала была небольшая экскурсия по городу, потом мы гуляли сами по пешеходному центру. Здесь, как и в Вене, прямо на улице устраивали представление самодеятельные артисты - мимы, клоуны, жонглеры. Мюнхен был в войну разрушен союзниками, но затем отстроен в своем довоенном виде. Поэтому все церкви и другие архитектурные памятники выглядят как старые, хотя на самом деле построены в этом (уже прошлом:-)) веке.

Нам показали пивную, в которой начинали свою деятельность нацисты в конце 30-х годов. В 9 утра пивная была полна, играл оркестрик в национальных баварских костюмах. За длинными деревянными столами сидели в основном мужские компании с литровыми кружками в руках и почти без еды.

Пока более культурные граждане ходили по художественным музеям, мы поехали в музей концерна БМВ, предварительно посетив магазин этой фирмы. В магазине мы посмотрели новые модели, не дошедшие пока до Израиля. Там же нам рассказали, как проехать в музей. Концерн БМВ состоит из несольких башен, которые с высоты птичьего полета образуют знаменитый бело-синий символ фирмы. Прямо рядом расположен стадион, и в метро мы столкнулись с толпой болельщиков Байер-Мюнхен в красно-белых шарфах, шляпах и футболках.

В музее были выставлены старые модели БМВ, концептуальные модели будущего, а также во всех подробностях расписан производственный процесс и всякие прибамбасы дорогих моделей. Все это сделано в интересной интерактивной форме, с компьютерами, видео, симуляторами и т.д.

После музея мы поехали на Октоберфест, такое мероприятие нельзя было пропустить. И это было потрясающе. На территории, размеры которой трудно даже приблизительно оценить, расположились огромные павильоны - каждый павильон - свой сорт пива. И таких павильонов - было видимо-невидимо. Украшенные бело-голубыми лентами (цвета Баварии), заполненные длинными деревянными столами и лавками. По краям на вертелах жарилось несметное количество куриц. Почти все столы были или заняты, или зарезервированы. Между столами бегали бодрые крепкие немецкие фройляйн с парой-тройкой пенящихся литровых кружек в каждой руке. В каждом павильоне были оборудованы большие туалеты с множеством писуаров, в которых постоянно текла вода (ну это, конечно, с Валериных слов:-)) Очень много людей были в национальных костюмах - женщины и девочки в платьях, кружевных нижних юбках, мужчины - в коротких, до колена брюках, куртках и жилетках. Все это очень красивое (и дорогое, мы потом узнали), с вышивкой, зеленовато-коричневых цветов. В павильонах компании стояли на лавках, обнимались, пели и раскачивались в такт песне. Почти в каждом павильоне был оркестр. То же самое происходило снаружи. Между павильонами были установлены атракционы, ларьки с едой и игрушками (для нашего будущего ребенка мы купили очень симпатичного слоника). Среди атракционов было несоколько американских горок (одна из них была в форме 5 вертикальных олимпийских колец), "свободное падение" и множество других.

Мы долго искали свободное место, в конце концов приютились за столом с четырьмя немцами, уже не очень трезвыми. Вокруг было много молодежи - болельщиков мюнхенской футбольной команды. Мы заранее подготовились к разговору с аборигенами и на вопрос откуда мы решили отвечать "Украина" (как немцы относятся к России, мы не знали, а Израиль вообще ни у кого не вызывает любви, почему-то). Аборигены английским почти не владели, но в целом встреча прошла в теплой, дружественной обстановке. Мы сделали свой вклад в экономику Германии в виде двух кружек пива и двух куриц.

Последним нашим мероприятием в Мюнхене было посещение шестиэтажного торгового центра. Размах этого магазина нас слегка удивил. Только мужская одежда занимала там целый этаж. Валера тут же забежал в отдел верхней одежды и с ходу выбрал наверное самую дорогую зимнюю куртку-дубленку за 2000 марок. Он ее надел и так бы и остался в ней жить, до сих пор сокрушается, что не купили (тогда у нас и денег таких не было), а самое главное - что и носить-то ее негде! Там же, в других отделах, продавалась та самая национальная одежда, причем стоила она очень дорого.

И вот автобус везет нас из города в аэропорт. Путешествие подходит к концу. По дороге произошло событие, ставшее последней каплей для бедных Валериных нервов. Автобус ехал мимо стадиона, и Инна, комментируя окружающую действительность, сказала: "А вот справа вы видите здания коцерна БМВ. Надо сказать, в Германии машины БМВ считаются самыми плохими немецкими машинами, к ним отношение такое, как, например, в Москве к автомобилям "Москвич"". О-о-о, я боялась, моего мужа хватит удар. Для такого фаната БМВ, как Валера, это было, как лопатой по башке. Некоторые возражения из зала Инна проигнорировала, а на вежливый вопрос любознательных пенсионеров: "Ну а какие же машины считаются в Германии престижными?" - ответила: "Мерседес... Ну и Гольф!" Всю дорогу домой бедный Валера переживал из-за своей любимой автомобильной фирмы...

Терминал Мюнхенского аэропорта для вылетающих в Израиль заслуживает отдельного рассказа. Это по сути, отдельный маленький аэропорт, на входе в который стоит бронетранспортер, а проверка почти включает личный досмотр - мужчина и женщина проверяют соответственно мужчин и женщин - с металлоискателем и ощупыванием некоторых фрагментов одежды. Такие предосторожности - гарантия нашей еврейской безопасности, все это после терракта на мюнхенской олимпиаде 1972 года. Внутри крошечный дьюти-фри, в котором мы тратим последние марки на пиво.

На этом наше путешествие закончилось. Мы благополучно долетели домой и долго потом рассказывали друзьям наши приключения в организованной группе туристов.

Фотографии из этой поездки можно посмотреть здесь, здесь и здесь.

Катя Шерман

© Eva.ru, 2002-2024. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325