Галопом по Европам
В нашу первую поездку по Европе мы отправились через туристическую фирму с группой и экскурсоводом. И это была наша первая и большая ошибка.

Но, начиная рассказ с начала, следует рассказать о маршруте путешествия. 10-дневная поездка включала в себя посещение Чехии (Карловы Вары, Прага и Брно проездом), Австрии (Вена, Иннсбрук и Зальцбург) и Германии (Мюнхен). Начиналась и заканчивалась поездка в аэропорту города Мюнхена.
Аэропорт Мюнхена мне запомнился только своей современностью - огромная конструкция из металла и стекла. Прилетели мы по нашим, израильским меркам, не так уж рано, часов в 7 утра, но в Германии еще была непроглядная темнота. Автобус двинулся через холмы Баварии к чешской границе.
И обязательно я должна сказать несколько слов о водителе автобуса. Звали его Владо и он был словак. Валера почему-то сразу же окрестил его Бобаном и потом всю дорогу командовал "Бобан, газ!" И не зря, потому что скорости 70 км/час Бобан не превышал, и автобус тащился по черным гладким немецким трассам как пожилая черепаха. К тому же Бобан имел странную привычку обгонять идущий впереди траспорт, страшно разгоняясь в правом ряду и потом вдруг неожиданно выскакивая в левый ряд. Проблема заключалась в том, что разгоняясь, он, наверное, забывал смотреть в зеркало, и бывали случаи, когда после своего отчаянного разгона он замечал в зеркале слева от себя машину и начинал так же отчаянно тормозить. Ну и главная особенность Бобана была его словацкая бедность и страсть к наживе. Поэтому каждое его движение сверх какой-то одному ему известной нормы, должно было оплачиваться дополнительно.
Итак, мы в дороге из Мюнхена в Карловы Вары. Мюнхен - столица Баварии, а Бавария расположена в предгорьях Альп. С двух сторон дорогу окружают бархатные холмы с ровно подстриженой травкой, аккуратными домиками, заросшими геранью, рядом с которыми в гаражах все сплошь ауди, мерседесы и джипы. К каждой деревушке прижался тенисный кортик и бассейник. В общем, не жизнь, а сказка. Уже прямо перед границей мы остановились в одном таком небольшом поселке. Небольшой комплекс около трассы совмещал в себе магазин, ресторан и бассейн - открытые настежь двери, сверкающая зеркальной поверхностью водная гладь и - никого...
Пограничный пункт между Германией и Чехией проводит черту не только на карте, но и в окружающей нас действительности. Черная маслянистая трасса превращается в серую разбитую дорогу, засыпанную по краям бумажками и банками из-под колы, бархатные луга сменяются холмами, заросшими высокими сорняками. Вдоль дороги приютились полицейские посты, основная цель которых - сбор взяток с проезжающих автобусов.
К Карловым Варам мы подъезжаем через густой лиственный лес. Это Богемия. Сам город лежит в долине между гор, покрытых лесом, в сентябре листья уже частично пожелтели, и лес смотрится сказочно. В город нельзя въехать на автобусе. С целью охраны окружающей среды едем на местном экологически чистом автобусе.
В Карловых Варах чисто и тихо. Туристов довольно много. Аккуратные улочки, чистые фасады домов. Едим очень вкусную свинину в ресторанчике "Гамбринус". Большинство встреченных нами чехов говорят или хотя бы понимают по-русски. Огромная гостиница Пупп принадлежит какому-то новому русскому, в ней даже цены в ресторане на порядок превышают обычные карлово-варские цены.
Из Карловых Вар едем в Прагу и там останемся на 2 дня. По дороге проезжаем жуткие постсоветские города - унылые пятиэтажки-"хрущевки", какие-то серые люди, редкие магазины - "Хлеб", "Молоко"... В Праге наша гостиница расположена в относительно новом районе. Называется она "Дуо", представляет собой серую многоэтажку. Но номер нормальный, обычные 3 звезды (хотя наше турагенство, кажется, по доброте душевной оценило ее на все 4 звездочки). В центр добираться как-то сложно, поэтому желающие могут ехать на Бобане (за отдельную плату, разумеется).
Следующий день - обзорная экскурсия по Праге. Чешка-экскурсовод хорошо говорит по-русски. Половина ее рассказа посвящена президенту Чехии Вацлаву Гавелу и его жене. Весь оставшийся день мы гуляем по старой Праге. На Вацловской площади съедаем вкуснейшие и потрясающе дешевые горячие колбаски. Мне кажется (спустя почти 3 года, когда я пишу этот рассказ), что в тот наш приезд мы Прагу не оценили. Я не помню особо ярких впечатлений, в отличие от моей второй поездки зимой 2002 года.
Вечером по плану - опция. Опция - это одельная песня туристического бизнеса. Означает это экскурсию или культпоход, не внесенный в стоимость путевки и предлагаемый туристам "по желанию". Однако, во-первых, не всегда есть возможность отказаться (об этом ниже), а во-вторых, реальная стоимость путевки с "опциями" намного превосходит первоначальную сумму.
Итак, вечером по плану было посещение ресторана с традиционной чешской кухней. Сколько это стоило я уже не помню, но факт остается фактом - за такие деньги в Праге можно было купить небольшой ресторанчик, не то что ужин. И Инна сказала, что туда мы не пойдем, а вот она знает прекрасный чешский ресторан и там мы сможем отведать традиционное чешское свиное колено. В ресторанчике было два крошечных зальчика. В одном из них нас всех усадили за сдвинутые столы, так тесно, что пошевелиться было уже нельзя. Меню было исключительно на чешском языке и включало в себя 10 листов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что части обозначенных там блюд не было в наличии. Официант очень нервничал, торопился и с помощью Инны подгонял всех быстро-быстро что-то заказать. У меня спросили "Что будете пить?" "А какой есть сок?", спросила я. "А какой вы хотите?", спросил официант. "Томатный". "Томатного нет", последовал ответ. На этом мое терпение кончилось и мы покинули это гостеприимное место, и поужинали вдвоем в прекрасном ресторанчике, оформленном в стиле рыцарского подземелья.
Следующее утро началось с экскурсии по Влтаве. Дедушки были в восторге от вчерашнего свиного колена, они так подробно описывали это потрясающее блюдо, что Валера растроился, и, чтобы компенсировать ошибку, мы решили сегодня вдвоем спокойно пообедать в том же месте.
Колено оказалось огромным и невкусным, цена, указанная в меню оказалась не за порцию, а за какую-то единицу веса (мы этого не поняли и долго ругались с неговорящим по-русски официантом) и кроме того, счет включал в себя 25% чаевых. В общем, могли мы туда и не возвращаться.
Из Праги маршрут следовал в Вену с коротким посещением Брно.
Гостиница в Вене располагалась в большом старинном особняке прямо около забора огромного парка Шонбрюн. В этот же вечер я побежала посмотреть парк, чтобы успеть до его закрытия и сразу влюбилась и в парк, и в Вену - в наступающих сумерках ровные алеи, цветущие клумбы, безграничные газоны и фонтаны производили неизгладимое впечатление. На следующий день была поездка по пригородам Вены (опция под названием "Венский лес"). Пригороды выглядели очень респектабельно, экскурсовод рассказывала о социальных условиях, предоставляемых австрийцам государством, и очень хотелось хоть ненадолго стать австрийцем.
В Австрии очень благоприятный климат для великих композиторов, поэтому в каждой деревне вам покажут дома, в которых жили Моцарт, Бетховен, Штраус и далее по списку.. Не является исключением небольшой курортный городок Баден (не путать с немецким Баден-Баден). Еще одна достопримечательность Венского леса - замок Лихтенштейн, прямо из фильмов про вампиров.
И еще одно "комическое" отступление. По дороге в Вену Инна сказала, что в венском метро никто никогда не проверяет билеты. Это был тонкий намек и мы его поняли - особенно учитывая тот факт, что денег у нас было очень мало. А так как гостиница была от центра далеко, ездить на метро надо было довольно много. В один прекрасный вечер, когда мы возвращались из центра в гостиницу, около нас возник приятный дядечка и вежливо попросил билетики. Мы честно признались, что билетов у нас нет и вышли за ним на платформу станции, делая вид, что мы вообще ничего не понимаем и паспортов у нас тоже нет. Вместе с нами он поймал еще двух австрийских теть, и пока они копались в сумках и кошельках, мы повернулись и - сбежали. Мое предложение опять зайти в метро и поехать следующей электричкой напуганный Валера отклонил, и мы потопали к гостинице пешком. Было это довольно далеко, идти по ночной Вене было страшновато, но романтично. Между киосками какой-то остановки мы видели двух нежно целующихся мужчин.
Вена нас потрясла. Мы полюбили ее в первого взгляда. Пешеходная Картнер Штрассе с рядами дорогих магазинов, уличными артистами, множеством кафе и маленьких ресторанчиков (ах, какой в Вене вкусный кофе!... А пирожные с ягодами!... А тортики!..) И вдруг из-за современного стеклянного здания - костел святого Стефана.. Впервые мы увидели его ночью. Эта серая громада, возвышающаяся посреди небольшой современной площади, была грандиозна. Чем выше, тем камни становились темнее, и в конце концов черные лепные готические шпили упирались в черное небо. Вокруг церкви гулял ветер, создавая какой-то мрачный таинственый ореол.
Весь следующий день мы гуляли по Вене пешком - парки, фонтаны, светлые каменные дворцы и широкие проспекты. Около Национального театра мы выпили кофе Меланж в знаменитом кафе "Ландтманн" - согласно путеводителю, место встреч всяких австрийских знаменитостей. В Австрии почти ко всем старинным зданиям приложила руку одна многодетная королева из династиии Габсбургов (кажется Генриета?). Ее страстью было пристраивать балконы, чтобы потом с этого балкона наблюдать за своими многочисленнми отпрысками. Она же основала первый в Европе зоопарк. Вторая (или даже первая) популярная в Австрии и в Вене личность - это Моцарт. Близятся выборы - на каждом столбе висит плакат с изображением импозантного мужчины и надписью "Им интерессе Остеррайх". Валере это кажется забавным, и он произносит эту фразу в каком-то гитлеровском стиле.
Вечерняя Вена бурлит - прямо на улице открытые бары, в узких улочках маленькие пивнушки. Осенью в Австрии все пьют молодое вино, которое называется "Штурм" (кстати, также называется местная футбольная команда).
Наша группа отправилась в опцию - ужин в австрийском стиле по 36 долларов на человека. Мы не поехали, и угадали - на следующий день в рядах туристов зреет недовольство - еда не понравилась, было неинтересно...
Обзорная экскурсия по Вене проходит под дождем, поэтому из автобуса мы почти не выходим. Экземпляр современной архитектуры - дом, построенный без единой ровной линии, несимметричный и нелогичный. В нем живет богема, а для туристов напротив есть кафе и магазинчик, оформленные точно в таком же стиле. На обратном пути в гостиницу еще раз заезжаем в Шонбрюн - после дождя вышло солнце, и парк прекрасен. Пообещав себе обязательно сюда вернуться, мы садимся в автобус. По плану следующая остановка - Зальцбург.
По дороге вдруг выясняется, что сначала мы едем в Иннсбрук. Товарищи, обладающие картой, удивлены - маршрут Вена-Иннсбрук-Зальцбург-Мюнхен - это здоровенный крюк, особенно учитывая крейсерскую скорость Бобана. Но делать нечего, возражения не принимаются, и мы едем в Иннсбрук.
Иннсбрук - маленький и очень милый городок на реке Инн и в окружении гор со снежными шапками. Когда-то здесь проводилась зимняя олимпиада. Тут мы проводим день и ночь и наутро выезжаем в Зальцбург.
По дороге Инна читает стихи, пенсионеры тоже читают стихи собственного сочинения, проводится конкурс расказчиков анекдотов, только что не поем хором народные песни. Инна предлагает заехать ненадолго на обзорную площадку в Альпах, где якобы находится бункер Гитлера. Все соглашаются, тем более, что стоит это удовольствие, по ее словам какие-то сущие копейки. Бархатные луга альпийских предгорий переходят в настоящие горы, которые с обеих сторон окружают дорогу, высокие, строгие, с недосягаемыми белыми вершинами. Автобус взбирается в гору по серпантину, проезжая небольшие туннели. Остановка. Здесь оказывается, что сама площадка высоко в горах, к ней идет специальный автобус, билет на одного человека стоит 20 марок плюс надо заплатить за стоянку автобуса. Для нас это дорого и мы решаем остаться и подождать группу, а заодно пообедать в уютном ресторанчике. С нами остается еще одна пара, с которыми мы немного познакомились, и мы вчетвером забираемся на холм за рестораном и там фотографируемся на фоне гор - вид замечательный. Обед тоже очень вкусный. В ожидании группы мы проводим три часа. Возвращаются они довольные, хотя и оказалось, что бункер Гитлера существовал на этой горе только до 1952 года, когда и был уничтожен. К тому же последний участок надо было подниматься на фуникулере - Валера счастлив, что не поехал, с его боязнью высоты ему только на фуникулерах кататься.
После горы происходит смешной эпизод. "Только что мы с вами побывали на самой высокой вершине Альп", - произносит в микрофон Инна. Кто-то из эрудитов возражает: "А как же Монблан"? "Ну я имела в виду австрийские Альпы", - находится наш неутомимый руководитель. Но эрудиты на сдаются, и отыскав на карте гору, утверждают, что соседняя гора гораздо выше (это, в принципе, видно невооруженным взглядом). Тогда оказывается, что Инна имела в виду самую высокую гору, на которую можно заехать автобусом. Пенсионеры Инну жалеют и, в принципе, ей доверяют, поэтому, чтобы замять тему, спрашивают - а какова высота данной горы? "3 000 метров", - не моргнув глазом, отвечает она. Эрудиты неугомонны. Они видели на горе табличку "высота 1600 метров" и теперь пытаются спорить. Но спорить бесполезно. "Так ведь это НАД уровнем моря", - объясняет Инна. "А мы же сначала до этого уровня поднимались тысячу метров!". И тут эрудиты замолкают. Конечно, если предгорья Альп расположены на километр ниже уровня моря - что же тогда можно подумать о нашем Мертвом море - это уже Марианская впадина какая-то.
В Зальцбурге Инна самостоятельно проводит экскурсию, а потом мы сами немного гуляем по городу. В крепость на горе мы не поднимаемся, хотя выглядит она красиво. Большой парк "Сады Мирабель" утопает в цветах. На базарчике продаются потрясающие вещи ручной вязки - свитера, шапки, перчатки.. Из экономии ничего не покупаю и потом долго об этом жалею.
Путешествие близится к концу. Остается только 2 дня в Мюнхене и - домой. По дороге в Мюнхен еще одна странная опция. Ее странность заключается в том, что отказаться от нее практически невозможно - автобус немного уклоняется от трассы и останавливается у озера, откуда на остров Киимзее плывет кораблик. На острове стоит дворец баварского короля Людвига, построенный, как точная копия Версаля, но недостроенный по причине банкротства. Так как наш первоначальный маршрут изменился, то в это место фирма едет в первые, и Инна тоже в нем не была, но - у нее есть книжка! О чем нам сообщается с большой радостью. Следовательно, она сама проведет экскурсию. Все удовольствие стоит 50 марок (потому что столько стоило запланированное посещение ДРУГОГО дворца этого же короля, причем с местным экскурсоводом). Пенсионеры не возражают. Они уже выделили эти 50 марок и хотят во дворец. Нам 100 марок жалко, и к тому же, мы уже поняли, что столько в Германии ничего не может стоить. Поэтому мы отказываемся от опции (имеем право?). Инна очень недовольна, но возразить не может. Автобус останавливается у причала, и Инна бежит в кассу покупать билеты. Туда же идем и мы. Билет на пароходик стоит 7 марок/чел. Еще 6 марок стоит билет во дворец, включающий в себя экскурсию на одном из 3 языков. И тут разражается буря. Муж из той пары, с которой мы накануне остались под горой, приходит в бешенство и начинает требовать свои деньги назад. Инна не отдает. Он кричит. Она тоже заводится и кричит на него: "Я сниму Вас с маршрута!". Он от злости теряет дар речи и потом орет: "Это Вы снимете меня с маршрута? Это я сниму Вас с маршрута!!". Весь этот скандал разгорается прямо у кассы причала. Тихие немецкие бабульки в ужасе шарахаются от такого проявления русского бунта. Найден временный компромисс - Инна обещает вернуть ему часть денег, и мы вчетвером отправляемся на остров отдельно от группы. Кораблик плывет по тихому озеру, на самом острове дворец окружает большой парк. Перед фасадом - несколько фонтанов. Мы идем на англоязычную экскурсию. Женщина говорит очень понятно, ее рассказ очень интересен, а сам дворец выглядит изнутри то как шикарные покои, то как обыкновенная стройка. Мы островом очень довольны, тем более, что умудрились на нем съекономить больше 70 марок - для нас большие деньги.
В автобусе эпопея продолжается. Инна созвонилась с фирмой, и ей сказали деньги за остров частично вернуть, но - так как Бобану пришлось отклониться от маршрута и проехать лишние 10 км туда и обратно, надо собрать ему по 10 марок с рыла. Это неслыханные деньги (с группы в 25 человек!) и мы снова в оппозиции.
Тем временем близится Мюнхен. Неожиданно мы узнаем, что жить будем не в Мюнхене, а в пригороде. На деле мы живем в маленькой деревушке в пригороде городка Розенхейм в 40 км от Мюнхена. Гостиница была очень уютная и современная, изнутри вся отделанная натуральным деревом, а нам к тому же досталась огромная комната с 6 кроватями. Окна выходили на кладбище и утром нас разбудил колокольный звон.
Мы поехали в Мюнхен, и тут стало понятно, почему гостиница нашлась так далеко от города. Нам повезло, и мы попали на знаменитый Октоберфест - фестиваль пива. Это грандиозное мероприятие длится две недели, занимает огромную территорию, посещается несколькими миллионами людей и за это время выпивается миллион литров пива и съедается 750 тысяч жареных куриц.
Но сначала была небольшая экскурсия по городу, потом мы гуляли сами по пешеходному центру. Здесь, как и в Вене, прямо на улице устраивали представление самодеятельные артисты - мимы, клоуны, жонглеры. Мюнхен был в войну разрушен союзниками, но затем отстроен в своем довоенном виде. Поэтому все церкви и другие архитектурные памятники выглядят как старые, хотя на самом деле построены в этом (уже прошлом:-)) веке.
Нам показали пивную, в которой начинали свою деятельность нацисты в конце 30-х годов. В 9 утра пивная была полна, играл оркестрик в национальных баварских костюмах. За длинными деревянными столами сидели в основном мужские компании с литровыми кружками в руках и почти без еды.
Пока более культурные граждане ходили по художественным музеям, мы поехали в музей концерна БМВ, предварительно посетив магазин этой фирмы. В магазине мы посмотрели новые модели, не дошедшие пока до Израиля. Там же нам рассказали, как проехать в музей. Концерн БМВ состоит из несольких башен, которые с высоты птичьего полета образуют знаменитый бело-синий символ фирмы. Прямо рядом расположен стадион, и в метро мы столкнулись с толпой болельщиков Байер-Мюнхен в красно-белых шарфах, шляпах и футболках.
В музее были выставлены старые модели БМВ, концептуальные модели будущего, а также во всех подробностях расписан производственный процесс и всякие прибамбасы дорогих моделей. Все это сделано в интересной интерактивной форме, с компьютерами, видео, симуляторами и т.д.
После музея мы поехали на Октоберфест, такое мероприятие нельзя было пропустить. И это было потрясающе. На территории, размеры которой трудно даже приблизительно оценить, расположились огромные павильоны - каждый павильон - свой сорт пива. И таких павильонов - было видимо-невидимо. Украшенные бело-голубыми лентами (цвета Баварии), заполненные длинными деревянными столами и лавками. По краям на вертелах жарилось несметное количество куриц. Почти все столы были или заняты, или зарезервированы. Между столами бегали бодрые крепкие немецкие фройляйн с парой-тройкой пенящихся литровых кружек в каждой руке. В каждом павильоне были оборудованы большие туалеты с множеством писуаров, в которых постоянно текла вода (ну это, конечно, с Валериных слов:-)) Очень много людей были в национальных костюмах - женщины и девочки в платьях, кружевных нижних юбках, мужчины - в коротких, до колена брюках, куртках и жилетках. Все это очень красивое (и дорогое, мы потом узнали), с вышивкой, зеленовато-коричневых цветов. В павильонах компании стояли на лавках, обнимались, пели и раскачивались в такт песне. Почти в каждом павильоне был оркестр. То же самое происходило снаружи. Между павильонами были установлены атракционы, ларьки с едой и игрушками (для нашего будущего ребенка мы купили очень симпатичного слоника). Среди атракционов было несоколько американских горок (одна из них была в форме 5 вертикальных олимпийских колец), "свободное падение" и множество других.
Мы долго искали свободное место, в конце концов приютились за столом с четырьмя немцами, уже не очень трезвыми. Вокруг было много молодежи - болельщиков мюнхенской футбольной команды. Мы заранее подготовились к разговору с аборигенами и на вопрос откуда мы решили отвечать "Украина" (как немцы относятся к России, мы не знали, а Израиль вообще ни у кого не вызывает любви, почему-то). Аборигены английским почти не владели, но в целом встреча прошла в теплой, дружественной обстановке. Мы сделали свой вклад в экономику Германии в виде двух кружек пива и двух куриц.
Последним нашим мероприятием в Мюнхене было посещение шестиэтажного торгового центра. Размах этого магазина нас слегка удивил. Только мужская одежда занимала там целый этаж. Валера тут же забежал в отдел верхней одежды и с ходу выбрал наверное самую дорогую зимнюю куртку-дубленку за 2000 марок. Он ее надел и так бы и остался в ней жить, до сих пор сокрушается, что не купили (тогда у нас и денег таких не было), а самое главное - что и носить-то ее негде! Там же, в других отделах, продавалась та самая национальная одежда, причем стоила она очень дорого.
И вот автобус везет нас из города в аэропорт. Путешествие подходит к концу. По дороге произошло событие, ставшее последней каплей для бедных Валериных нервов. Автобус ехал мимо стадиона, и Инна, комментируя окружающую действительность, сказала: "А вот справа вы видите здания коцерна БМВ. Надо сказать, в Германии машины БМВ считаются самыми плохими немецкими машинами, к ним отношение такое, как, например, в Москве к автомобилям "Москвич"". О-о-о, я боялась, моего мужа хватит удар. Для такого фаната БМВ, как Валера, это было, как лопатой по башке. Некоторые возражения из зала Инна проигнорировала, а на вежливый вопрос любознательных пенсионеров: "Ну а какие же машины считаются в Германии престижными?" - ответила: "Мерседес... Ну и Гольф!" Всю дорогу домой бедный Валера переживал из-за своей любимой автомобильной фирмы...
Терминал Мюнхенского аэропорта для вылетающих в Израиль заслуживает отдельного рассказа. Это по сути, отдельный маленький аэропорт, на входе в который стоит бронетранспортер, а проверка почти включает личный досмотр - мужчина и женщина проверяют соответственно мужчин и женщин - с металлоискателем и ощупыванием некоторых фрагментов одежды. Такие предосторожности - гарантия нашей еврейской безопасности, все это после терракта на мюнхенской олимпиаде 1972 года. Внутри крошечный дьюти-фри, в котором мы тратим последние марки на пиво.
На этом наше путешествие закончилось. Мы благополучно долетели домой и долго потом рассказывали друзьям наши приключения в организованной группе туристов.
Фотографии из этой поездки можно посмотреть здесь, здесь и здесь.