Меню

Лето в Словении

Heiljen долго и сосредоточенно грызла карандаш... Мыслей в голове не было. Ни одной. Даже самой завалященькой. В карандаше их тоже не было. Странно... Она с сожалением взглянула на огрызок... Ни единой... Да-а... Мыслей не было. Зато были впечатления. Пусть не очень сильные. Но были же!!!

AD
Это, например, одно из зданий в центральной части Любляны - столицы Словении. И машин там меньше, и народу, и чище, и самый небоскрёб там - четырнадцатиэтажное здание. И поразило то, что самое страшное и опасное транспортное средство в том краю - велосипед. Вот кому совершенно всё равно, какого цвета светофор и кто по переходу идёт. Зато машины останавливаются, если вдруг дорогу решил перейти непарноколёсный товарищ, пусть даже и в не установленном для этого дела месте. И кафе там всяких навалом (и в отличии от нашего родного города, там перекусить можно, а не просто посмотреть на то, что предлагают к перекусу). И тихо там подозрительно. Не суетливо. А в старой части города под мостом речка бежит, и зеленеет фигура местного писателя. Такого же знаменитого там, как здесь Пушкин.

Вообще, сложилось ощущение, что народ в Словении живёт не той работой, к которой мы привыкли. Очевидно, в наших курортных городах та же ситуация. Это нам, жителям мегаполисов, это кажется странным, может, где-то непонятным. И, кажется, неплохо они живут: на улицах в основном "Фольцы" разъезжают. "Мерседесов" меньше. Потом "Ауди", "Опели", "Форды"... Пусть не все "с нуля", но и не с 20-летним стажем. Достаточно часто встречались "Шкоды" и "Юго" (эти, наверное, остались ещё со времён Югославии).

Местные деньги называются - толлар. Ну почти доллар. Только дешевле. Отношение - 1 доллар=170 толларов. А уж коли заговорили о деньгах, то не грех и о счёте упомянуть, который деньги любят. Числительные очень похожи, что в русском, что в словенском языках. Только жители Словении их мягче произносят, особенно, если встречаются шипящие звуки. И сам словенский язык похож на русский. Только мы там решили со свойственной россиянам самонадеянностью (особенно укоренившейся в москвичах), что нам местное население понять гораздо проще, чем им нас. По той хотя бы причине, что "великий и могучий русский язык" имеет в своём арсенале множество слов, однокоренные братья которых присутствуют во всех славянских языках. Например, "мороженое" продавцы этого мороженого понять не могли, зато до нас сразу дошло, что "сладолёд" - это точно мороженое. "Вязалки" - это "шнурки". А "златарня" - "ювелирный магазин".

В глаза бросилось, кроме чистоты и порядка, море цветов. Оказывается, бывает такое море. Цветики-многоцветики растут везде: на клумбах, в горшках, с подоконников свисают, по балконам лазают. Розы двух-трёх (!!!) метровые. Растут на земле, а цветут у окон второго этажа. Кстати, сколько времени цветут кактусы? Ночь? Мы в саду увидели кактус в кадке. Цветущий. День цвёл, второй, третий... Нам уезжать, а он ещё цветёт большими бело-кремовыми грамофончиками. И как будто всё растёт само по себе. Без вмешательства в этот процесс рук человеческих. И ещё что не безынтересно: на клумбах растут не только "благородные", приходилось встречать клумбы, где бордюр - низкорослые ярко-красные розы, а центр композиции - бархатцы и георгины. И обычным полевым ромашкам в городе нашли место: они в вазонах растут вперемежку с мелкими синими и голубыми цветочками. Совсем как розы. Мы не встретили ни одного дома, на подоконниках которого со стороны улицы не росли бы цветы. Чаще всего так растут герани. А с карнизов свешиваются две, три, четыре и больше корзин с ярко-сереневыми, розовыми и фиолетовыми цветами, очень похожими на колокольчики с гибкими стеблями. И уж грех не упомянуть о горах. Тем более, что ради них и ездили. Альпы... Для нас это было необычно видеть горы. Живьём. Словении "досталась" гордость -гора Триглав: три зубца из одного корня. При желании можно найти сходство с короной.

Обратите внимание, на фотографии Вы можете видеть... Угу, кусочек того самого хребта с Триглавом. То, что розовеет в лучах утреннего солнца, и есть Триглав. Просим оценить мужество и героизм, проявленные при съёмках: дело было в половине шестого утра. А утром там прохладно. До +8C. За ночь выпадает обильная роса: очень приличный перепад температуры - от дневной +25C до +8C ночной.

И ещё нам с дождём повезло. Он нас вымачивал дня три: в нашу котловину попала дождевая туча и застряла. Днём вылитая вода испарялась, а ночью выливалась снова на землю (выдержка из теории VVP). И ветра не было, чтобы эту тучу подальше прогнать. Но в одно ясное утро мы даже и не заметили, как это мочилка кончилась.

А это уже Heiljen собственной персоной. На этой фотографии она не за кадром. А оседлала она велосипед, взятый на прокат. Видок у этого велосипеда был... Не ахти... Ободранный такой, без фары. И последний к тому же. Мы его "Конёк-горбунок" прозвали. Неказистый на вид. Зато ездить было на нём одно удовольствие. Послушный. Лёгкие педали. Скорости переключал как надо и мягко. Мы имели возможность сравнить его с более презентабельными собратьями. Красавцы они были - хромированные спицы, цвет - синий металлик. Все фары и подфарники на месте. Поехали. Хм... То скорость не переключается, то цепь слетает.

И ещё одно лирическое отступление. Там очень недорогие велосипеды. Хороший многоскоростной велосипед стоит $100.

Долго ли, коротко, но однажды мы посмотрели на горные вершины, что спят во тьме ночной, и подумали, не пора ли нам покорить их... Думали долго - с ужина до завтрака. Но после обеда мы были уже на пути к вершине. Вёл нас к победе Паша. Вёл быстро и изматывающе. Первые метров пятьсот по крутой скользкой тропе мы прошли бодрым шагом (это после обеда-то !!!). Вожак объяснил, что это специальный метод покорения гор - сначала выматываешься, а потом тебе уже всё равно.

Миновав первый лесистый отрезок пути, мы оставили позади альпийский луговой и снова ступили на рыхлые, мокрые листья. Идти мешало всё: то камни под листьями под ноги попадали, то корни деревьев, то всяким ручейкам приспевала необходимость потечь именно там, где мы шли. Когда же в очередной раз лес остался позади, нам представился выбор: либо идти по дороге, на которую мы наткнулись, либо лезть по известняковой стене. Вообще, герои не ищут лёгких путей. Даже если из пяти покорителей героев только четверо.

Большинством голосов было принято решение о восхождении по известняку... Вот этот кадр был сделан в конце известнякового пути. Внизу белеют дома города под названием Краинская гора, зеленеют - ветви елей того леса, который остался под нами. В Краинской горе (ударение на последнйи слог) мы поселились, наверное, в самой недорогой гостинице, на окраине. Ближе к склонам, где зимой толпами ходят горнолыжники, гостинице и дороже, и престижней. Там же и теннисные корты, и казино, и ресторанчики…

Но до вершины было ещё далеко. Как потом оказалось, ещё один лес. О лесе чуть подробнее. Чем выше мы поднимались, тем заметнее менялись окружающие нас деревья: внизу были преимущественно лиственные, затем - смешанный лес, а ближе к вершине - хвойный. В смешанном лесу очень много... белых грибов. Встречаются нечервивые экземпляры достаточно крупных размеров. И температура менялась заметно. Когда мы начали подъём было +25oC, но чем выше мы поднимались, тем прохладнее становилось. Лучше всего это было заметно на примере Heiljen: сначала она была в топике, затем натянула футболку, а на скальном участке уже влезла в ветровку.

А потом мы до неё долезли. Вершина оказалась большой, поросшей травой и кустарником. И снова нам повезло с дождём - он как раз собирался там пойти, нас дожидался. И ещё там сильный холодный ветер был.

Но вот на фотографии - соседние горы. На нашей снега не было. Но мы некоторое время всё же погордились тем, как высоко мы залезли, и решили, что если бы мы лезли по той горе, то были сейчас почти на уровне ледников.

И вот оно! Долгожданное! Вы видите счастливые, одухотворённые лица участников этого восхождения. Дошли, смогли, сделали!

После был спуск. Оказалось, что спускаться даже тяжелее, чем взбираться. Но это наши впечатления. Может же кто-то думать иначе?

А на земле нас ждали ужин, торт и прощание с этим городом - завтра мы переезжали в Бохинь...

По пути в тот край мы остановились... Дай Бог памяти вспомнить этот город... Нет, не получается. (Как только не стыдно?!) В общем, это один из основных туристических центров Словении. Одна из достопримечательностей - замок на острове посреди озера, вода в котором не только чистая, но и тёплая.

... Почти сказка: озеро, над которым возвышается скала, а на скале - замок... В замке - принцесса, на озере - лебеди.

Принцессу не видели, а вот лебеди были. Обнаглевшие. Ситуация: сидит турист на берегу, на лавочке, ест булку. Из воды выходит лебедь, подбирается к туристу, разевает клюв с просящим не то "кря", не то "ква" и ждёт, какое это впечатление произвело на поедающего булку. Обычно булка меняет хозяина. Если же у вас нет такой разменной булки, то птиц обиженный возвращается на гладь воды, поворачивается к вам хвостом и уплывает. Не приятно, конечно, зато расходов меньше.

В Словении множество церквей и часовен. В каждой деревушке, в каждом городе. По вероисповеданию словены - католики.

В этом городе мы пробыли всего два часа. Перед тем, как приехать сюда, у нас была экскурсия в Постоинскую пещеру. К сожалению, съёмка в пещере запрещена. И мы, как законопослушные граждане, отказали себе в удовольствии заснять на память сталактиты и сталагмиты возрастом в 40 миллионов лет.

И ещё одна маленькая, но приятная деталь - фонтаны. Они в Словении очень естественные. В них нет версальской роскоши, они не упрощены до питьевой колонки.

Может быть, в них присутствует некоторое единообразие... Большинство встреченных нами фонтанов обросло мхом. Но вытряхнутым из автобуса туристам было в тот момент не до романтического восприятия струящейся по бархату мха воды.

Озеро Бохинь. Чистое. Холодное. Глубокое или нет не знаем. Не мерили. За те дни, которые мы там провели, ни разу не видели его абсолютно ровным. Постоянно по воде из-за сильного ветра шла крупная рябь.

И в очередной раз нас поразила чистота воды, её прозрачность. На местах отмели видно было дно. Различим каждый камешек. И похоже это же привлекло купальщиков - при температуре воды около +15oС народ лез в воду

. А с нас хватило лавров восхожденцев на гору. Поэтому следующие партии венков мы оставили исследователям бохиньских вод и удовлетворились лодкой. Более продвинутые граждане рассекали водную гладь на каноэ и байдарках. Попался нам и одинокий серфингист.

Дикие мы дикие. Всё нам в новинку было. И то, что машину напрокат взять можно (не дёшево), и мотороллер, и оснащение для серфинга... И что для желающих устраивалось почти настоящее восхождение по отвесной скале с применением альпинистского снаряжения...

Красиво? Что-то от старины глубокой... И снова колокольня церкви. А виднеющийся мост - своеобразная граница между озером и рекой, вытекающей из этого озера.

Под мостом - порог, с которого озёрная вода прыгает в речную. И снова вокруг горы, горы, горы... И небо. И облака. Облака, кстати, там как игрушечные. Во-первых, висят они ближе к земле, во-вторых, они объёмнее, пушистее, плотнее. На берегу этого озера расположен четырёхзвёздочный отель. С площадкой для игры в мини-гольф, с ресторанами... Что там ещё было, не знаем. Не жили мы там. И говорят, в этом озере, форель водится. А по ночам русалки из пены озерной выходят на берег…

Ольга Рубель (Лелик)

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325