Меню

Психология интерьера

Почему архитектору и заказчику зачастую бывает трудно прийти к общему мнению по поводу того, как в итоге должен выглядеть интерьер?

AD
В одном из популярных архитектурных журналов мне попалось на глаза очень точное высказывание: «Интерьер — это коктейль, в котором в разных пропорциях намешаны наши вкусы и предпочтения». Действительно, почему одни люди тяготеют к ультрасовременным стилям интерьера, а другие предпочитают нечто более сдержанное и классическое? Кто-то стремится получить максимум изолированных помещений в одном интерьере, а кто-то тяготеет к открытому пространству со свободной планировкой? Наконец, почему архитектору и заказчику зачастую бывает трудно прийти к общему мнению по поводу того, как в итоге должен выглядеть интерьер?

Ответ прост: все попытки создать конкретный образ интерьера проистекают из глубин психологии его творца — неважно, архитектора или заказчика. Причем эти внутренние мотивы настолько сильны, что им в жертву могут быть принесены требования функциональности и здравого смысла. Архитектору вряд ли удастся уговорить заказчика от его «идеи фикс», сколь бы нелепой она ни была. Потому что эта идея является отражением стереотипов, закрепленных на уровне подсознания.

Подобная ситуация повторяется в несколько другом варианте, когда уже архитектор пытается убедить заказчика в оптимальности своего решения. Все равно это решение отчасти субъективно и связано с особенностями личности и мировоззрением проектировщика. Получив после длительного периода жесткого диктата в архитектурном творчестве возможность воплотить свои давние замыслы, архитектор не преминет ей воспользоваться и навязать заказчику свои представления об «идеальном доме».

Психологических образов жилища так много, что рассмотреть все в рамках одной статьи невозможно. Поэтому остановимся только на некоторых.

«Мой дом — моя крепость». Этот психологический образ довольно распространен на постсоветском пространстве, т.к. наша действительность порой заставляет человека всерьез задуматься о безопасности своей семьи, имущества. С точки зрения стиля дом-крепость, скорее всего, будет похож на средневековый замок с мощной каменной кладкой стен, узкими окнами, труднодоступным для посторонних входом. Рва вокруг дома, заполненного водой, может, и не будет, а вот ограда — массивная каменная или из литого чугуна — непременно появится. Осовременят полученную картинку суровые защитные роллеты на окнах, камера видеонаблюдения перед входом и современный электронный замок на въездных воротах. Скорее всего, дом-крепость будет решен в скупых и мрачноватых цветах — серый камень, коричневая черепица или серая жесть, темные оконные переплеты. Те же цветовые и стилистические предпочтения проявятся и в интерьере современного замка.

Неосознанный кич. К теме кича в интерьере мы уже обращались, поэтому не будем вдаваться в подробности этого стиля или, скорее, насмешки над стилем. Отметим лишь, что с психологической точки зрения кич знаменует собой или подсознательную тягу к «красивой жизни», которая не воплощается в реальности, или резкий переход от бедности к богатству, когда старые вкусы и предпочтения реализуются с учетом новых материальных возможностей.

Кич в интерьере, имеющий такую психологическую подоплеку, может проявиться в разных вариациях — от позолоченных ручек во всей квартире и до увлечения супердорогой художественной итальянской или испанской керамикой в санузле площадью 2 кв.м.

Вероятно, в таком жилище, воплощающем протест хозяина против прежнего аскетизма, будут смешаны атрибуты различных стилей и эпох, хоть немного намекающие на роскошь. Перетекающие линии модерна будут соседствовать с классицизмом декоративных портиков и колонн, кухня в стиле high-tech мирно уживется с люстрой в стиле барокко. Цветовое решение такого интерьера наверняка будет броским и даже избыточным.

Открытое общество. Интерьеры в духе психологической концепции открытого общества в Беларуси пока встречаются редко. Примечательные черты такого интерьера — свободная планировка, наличие взаимосвязанных, перетекающих друг в друга пространств, визуальная открытость помещений, которая может достигаться за счет использования стеклянных перегородок. Скорее всего, в таком интерьере будет всего 1–2 изолированные приватные зоны — ванная комната с санитарным узлом и спальня. Все остальное пространство квартиры общее, доступное для всех членов семьи и многочисленных гостей.

Кстати, поскольку одной из характерных особенностей концепции интерьера открытого общества является постоянное общение хозяев с самыми различными группами людей, гостевая зона в квартире будет решена с особой тщательностью. Прихожая станет настоящим произведением искусства, а в гостиной займет свое место круглый стол, как бы уравнивающий всех сидящих за ним в правах. Впрочем, далеко не все интерьеры имеют столь четко выраженную стилистически-психологическую направленность. Суть — в деталях. Так что, заглядывая к знакомым в гости, внимательнее вглядитесь в черты интерьера — возможно, вы обнаружите нечто интересное и новое для себя в личности хозяев дома.

По материалу Александры Пономаревой.

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325