Меню

Запах розы

Апрелева о женской дружбе

AD
Апрелева о женской дружбе

*Odor rosarum manet in manu estiam rosa sumbota

Две девочки стоят перед большим зеркалом, школьный вестибюль, до начала уроков осталось семь минут, девочки никогда не опаздывают, не опоздают и сейчас. Поправляют пионерские галстуки. У первой девочки карман на черном фартуке пришит неаккуратно, через край рыжими нитками. Она держит в руках тонкую тетрадь ученицы шестого класса Черновой Екатерины.

Вторая укладывает густую рыжеватую челку и с нажимом повторяет:
- Катька, ты что, не понимаешь? Ты дура совсем, да? Если ты сейчас отдашь ей это сочинение, она тебя запряжет на все каникулы! А у нас другие, наверное, планы!
- Ну и что мне теперь делать, - первая девочка мрачна, накручивает на палец рыжую нитку и выдергивает ее. Часть кармана тут же провисает жалким треугольником, становится заметен ярко-малиновый флакон лака для ногтей.

- Ничего не делать! - вторая девочка округляет глаза. - Ничего! Не сдавай ей работу, и все. Это вообще - дополнительное задание. И ты не обязана. Если спросит, скажешь - не смогла. И все! И все!
- Да, но я-то смогла, - возражает первая уже на ходу. Поднимаются по недавно выкрашенной лестнице (отвратительный травянисто-зеленый оттенок), проходят просторной рекреацией к кабинету, дверь распахнута. Клубятся коричневые ученицы в сборчатых юбках и синие ученики с букварями на шевронах. Кабинет двадцать четыре. Русский язык.

- Так, ты мне скажи, - вторая резко останавливается, сумка больно ударяет по бедру, девочка морщится и спрашивает с угрозой, - ты вообще-то хочешь с нами ехать в зимний лагерь? Или не хочешь? Или, может быть, ты сама по себе?
Ее голос высок и дрожит от напряжения. Она не позволит испортить намеченный отдых. Этот лагерь… они мечтали, чтобы именно вместе. И они поедут.

Занимают свои места в классе. Первая девочка смотрит в окно. Вторая смотрит строго вперед. Учительница в полосатом костюме указывает дежурным на недостаточно тщательно вымытую доску. Дежурные глупо хихикают и трут меловые подсохшие разводы грязными тряпками, отчего разводы распускаются с новыми силами.

На следующей перемене первая девочка стоит перед учительницей, сосредоточенно рассматривает полоски на ее пиджаке: светлая, темная, снова светлая. Одноклассники собирают портфели, в общем шуме выделяется пронзительный смех отличницы Клюевой.

- Чернова, ты подвела меня, - учительница строга, - ты очень подвела меня. Кроме того, ты подвела и себя! Это такой шанс, такой!.. Заняв одно из призовых мест на областном конкурсе, ты была бы допущена к всесоюзному состязанию!
Слово «всесоюзному» она произносит по слогам. Слог «юз» кажется девочке смешным. Она давит усмешку, но учительница успевает заметить неуместные эмоции.

- Все ясно, - говорит она с угрозой, - все предельно ясно. Что ж, не стоило вообще привлекать тебя к этому заданию. К счастью, есть и другие ученики, ничего, справимся. Маслова, подойти, пожалуйста, голубушка.
Вторая девочка оказывается рядом. Рыжеватые волосы причесаны аккуратно, загибаются вверх на уровне плеч.
- Маслова. Марина. Вот какое дело. Чернова, к нашему общему сожалению, с поставленной задачей не справилась. Я веду речь о сочинении для областной «олимпиады». Придется тебе спасать честь школы! Ты староста класса и должна… Есть возможность стать победителем всесоюзного конкурса! Не упусти её!
- Конечно, Любовь Михайловна, - вторая девочка очень серьезна, - я буду очень, очень стараться. Не упустить…

Из кармана первой падает на вытертый линолеум флакон ярко-малинового лака.
- Эт-т-то еще что? - учительница окрашивается багрянцем, - ногти, значит, красим?! Вместо того, чтобы…Чернова, за мной. Немедленно!

Стремительно уходит вон, полное тело играет в движении с вертикальными полосками костюма: полоска светлая, полоска темная, полоска светлая. Первая девочка смотрит на вторую. Вторая произносит с вызовом:
- Нет, ну а что я могу, по-твоему? Я ведь и правда - староста.

Первая девочка уходит. Года через три она бы оглянулась и бросила через плечо:
- Смотри, возможности не упусти, - но сейчас просто уходит.
Пребывание в зимнем лагере окажется невыносимо скучным. Призового места Маслова Марина не займет. Три года пройдут вскоре.

***

- Ты плетешь какую-то галиматью! - вторая девочка заметно повзрослела. Рыжеватые волосы подстрижены модно. Глаза подкрашены нежно. Она застегивает пальто, нервничает, отрывает случайно пуговицу, расстраивается. - Ну вот! Черт, черт! Так что ты молчишь, блин, Катька?!
Первая девочка уже одета, затягивает яркий шарф поверх теплой куртки.

- Я думаю, - отвечает она. - Думаю. Ты сама-то чего планировала добиться?
- О, блин! - вторая кривит бледные губы. Пользоваться помадой в стенах общеобразовательного учебного заведения она не рискует. - Я ничего не планировала!

Сует оторванную пуговицу в карман пальто. Продолжает нелогично:
- Планировала, чтобы Клюева подергалась! Попрыгала чтобы! Терпеть не могу Клюеву!
- Знаю, - кивает первая, - знаю.
- Лучше бы ты знала, как мне поступить сейчас, - вторая дергает первую за рукав, - вот смотри! Смотри: он пишет… Смотри… ага… Этот Федоров, я прям не знаю…

Вторая расстегивает вместительный портфель лаковой кожи, золотисто поблескивают изящные замки, достает несколько нарядно обернутых учебников, тушь для ресниц, флакон лака для ногтей цвета фуксии и сильно измятый клок бумаги. Читает с легким выражением: «Мариночка! Скажи мне просто: да или нет?»

Первая слушает. Вешает на плечо сумку. Протягивает руку к флакону с лаком.
- Ништяцкий цвет.
Вторая несильно хлопает ее по пальцам:
- Что мне ответить? Что? Ты же понимаешь, что эти «да» и «нет» - не просто «да» и «нет»?

В дверях появляется отличница Клюева. Подол форменного платья на добрый десяток сантиметров выше квадратных мощных колен. Кудри воинственно стоят вокруг головы и отливают металлом.
Первая делает шаг вперед. Вторая придерживает ее за локоть.

- Говори, - требует она тихо и настойчиво, - сейчас говори. Мне ответ подготовить нужно. И настроиться.

Клюева надевает болоньевый плащ. Вбивает полные ноги в белые сапоги. Первая наблюдает за перемещениями ее крупных рук. Клюевой разрешается носить золотое кольцо, и серьги тоже. Мать Клюевой руководит ОблОНО. Отец Клюевой заведует гастрономом. Вторая сжимает в ладони записку, составленную официальным «мальчиком» Клюевой, красавцем Федоровым.

- Скажи: «да», - первая освобождает локоть. - Что тут думать. Конечно, да.

Продолжение следует...

Наталья Апрелева

* Запах розы остается на ладони, даже когда роза отброшена (лат.)
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325