Меню

Играем в раннее развитие

Как и для чего?

AD


Ну вот, позади беременность и роды, долгожданный комочек, обмотанный цыганскими тряпками (такие пестрые одеяния для новорожденных выдают в роддоме) у меня на руках.

Счастливая улыбка расплывается на моем лице, и я уже предвкушаю, как буду с ним заниматься всякими развивающими упражнениями и играми. Психологию я изучала еще в институте, так что в своих знаниях была уверена на все сто. Я быстренько проверила рефлексы малыша и осталась очень довольна результатами и собой: какая я молодец, сама все могу проверить, и на многозначительные короткие реплики невропатолога не буду реагировать как другие мамаши: "ой, с ним все хорошо? что это значит, вот когда он так делает? а вот так?"

Дома я продемонстрировала мужу умения новорожденного, супруг сильно возгордился и заразился моим вдохновением.

Я, конечно, знала, как заниматься с детьми в возрасте от 3-х лет всякими развивалками. Кубики Никитина, доски Сегена, почтовый ящик, Вальфдорские методики рисования акварелью, кукольный театр - все это я "проходила" на собственном опыте, работая психологом. Но это совсем другая история. Меня в данном случае больше интересовали развивающие методики для грудничков.

Обложившись книгами отечественных психологов, которые мы изучали в институте (Мухина, Эльконин, Обухова, Кулагина и пр.), я смогла выудить только нечто вроде: "...необходимо повесить игрушку повыше, чтобы малышу ее было видно…; "...нужно всегда помнить, что существуют особенные сенситивные периоды в развитии высших психических функций, когда лучше всего делать с ребенком то или иное, а в другое время пользу занятия не нанесут…"; "…игрушек должно быть немного, одновременно предлагать несколько игрушек ребенку нельзя…" и пр.

То ли у меня совсем после беременности мозги стали ватными, но я просто перестала воспринимать адекватно ту ценную информацию, которая была заложена в книгах наших отечественных психологов. Я ее просто перестала видеть.

Тогда на помощь пришли старательно собираемые во время беременности журналы (Кроха, Аистенок, Роды.ру, Няня). Раньше-то меня больше интересовали статьи про пузико и про всякие радости беременных. Мне даже не приходило в голову почитать статьи про новорожденных! Все казалось, что рано, что я и так много знаю и т.д. Наивная-я-я.

Но и тут меня ждало разочарование: среди советов было: "…повесьте игрушку над кроваткой на расстоянии 80 см., она должна быть яркой, потому что так надо для младенца, а еще лучше купите музыкальную карусель (мобиль), самый большой выбор этих каруселей в таком-то магазине… "; "…давайте ребенку побольше разных предметов для ощупывания с целью развития у него мелкой моторики, которая, как известно, очень важна для…"; …сейчас в магазинах очень большой выбор развивающих мелодий для Вашего малыша, есть и такие, и такие - без них нельзя…" Я, например, не понимаю, зачем ребенку нужны все эти адаптированные моцарты?

Кстати, о музыке: этот совет я взяла на заметку. У нас дома есть вся коллекция музыкальных произведений моего любимого Моцарта, их-то я и стала ставить нашему малышу сначала по пять, а через месяц - по сорок пять минут в день. Угадайте, что у него сейчас любимое из Моцарта? Правильно, "Волшебная флейта" (а никакой не "Реквием"). Потом пошли Вагнер, Григ, Бетховен, Прокофьев, Чайковский…

Недавно в магазине, где мы с Темкой стояли в очереди в кассу, рядом с нами у какого-то дядьки заиграла в телефоне полифоническая мелодия а-ля-моцарт. Ну играет она, а дядька как раз в кассе расплачивается, не может ответить. Тема слушал, слушал, сначала улыбался, а потом смотрит на меня так недоуменно и в глазах читается: "Мам, что-то музыка странная какая-то…" И заплакал. Не понравилось ему вот такое исполнение (комментировать не буду).

Ну, с музыкой-то понятно, поставил, сиди, слушай. Но вот на втором малышовом месяце попалась мне в руки книжка Л.Даниловой "Раннее развитие" Эта книга и раньше у меня была, да все никак до нее руки (глаза) не доходили. Открыла я и… Вот тут у меня случился шок: мы ж почти все пропустили! "Под занавес" едва попадаем! Нам же уже 2 месяца стукнуло, а мы еще не умеем и то, и это…

Тут-то и началась для моего мужа "веселая жизнь". Мы сходили на рынок, купили строительный материал для развивающего комплекса. Разобрали кроватку и снова собрали ее, но по-другому, как в книге советуется. Приобрели детскую стенку и маты для занятий. Каждое утро начиналось одинаково: после просыпания муж вел сына "на снаряд" (круглая палочка 50 см. в дл.) и Темка с удовольствием отжимался, с помощью, конечно. Потом стал висеть на кольцах.

Мы привязали над нашей кроватью за веревку большой красный мяч, и малыш по несколько минут в день бил по нему ногами.

Мы избавились от "развивающего" коврика, который упорно игнорировался сыном, и вместо него соорудили большое развивающее нечто из пластиковых бутылок, веревок, пуговиц, коробок и пр.

Захватывающее зрелище представляла я сама в детской поликлинике с Артемием на руках и с "развивающими бусами" на шее, которые, кстати, ребенок с удовольствием теребил всю дорогу. Мы с ним гремели, звенели и шуршали, взгляды всех детей в очереди были прикованы к нам. Родители, наверное, думали, что я городская сумасшедшая.

Но самое интересное было то, что я открыла для себя методику раннего обучения чтению по Глену Доману, и уже в три месяца мы показывали Темке карточки с нарисованными большими буквами. Сначала карточек было пять, потом - тридцать пять, потом сто, а потом я устала рисовать буквы и все-же купила этот комплект "Умничка", где 800 слов.

Еще мы решили читать ребенку стихи. Как можно больше хороших стихов, но сил на чтение почти не оставалось, и тогда мы купили стерео-аудиоплеер и много-много аудиокассет со стихами и детскими песенками. Я просто ставлю этот плеер ребенку в коляску, когда мы гуляем, и он не спит. На мой взгляд, плеер гораздо лучше всяких музыкальных игрушек для коляски.

Особо хочется рассказать и про развивающие фильмы "Бэби Эйнштейн". Про их существование я узнала случайно, но, прочитав всю имеющуюся в Интернете информацию об этих фильмах, решила, что они нам нужны обязательно. Сейчас у нас есть несколько фильмов, и иногда мы их с Темкой смотрим, но больше ему нравятся фильмы про животных из серии "National Geographic" Забавно смотреть, как восьмимесячный малыш смотрит на тигра на экране и потом переводит взгляд на нашего кота Скруджа и улыбается: "Уня" (так Тема зовет Скруджа). Чем не умозаключение по аналогии?

И вот однажды, когда Темке было полгода, мне посоветовали прочесть замечательную книгу Ж. Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым". Читая ее, я заливалась горючими слезами, так мне было жалко "европейского ребенка", мучения которого подробно описала писательница. Я тут же поняла, что веду себя по отношению к сыну как ехидна. Даже несмотря на то, что Темка практически не слезал с наших рук, меня стала мучить совесть: зачем я купила ему ходунки, например?

Кстати, о ходунках. Сейчас Артемию идет девятый месяц, и он сам отказался от ходунков в пользу обыкновенного ползания по квартире. То есть малыш еще не ходит, но ходунки ему больше не нужны! Знаете почему? Потому что теперь они ограничивают его возможности исследования квартиры, но в свое время они как раз и служили этой цели.

И вот в нашей жизни появился слинг. Надо сказать, что до этого мы сменили пять или шесть "кенгуру", но это уже другая история. Мне и Темке слинг очень нравится, ребенок даже засыпает в нем. Я нашила на слинг большие бусины и теперь он стал еще и прекрасной развивающей игрушкой. Бусины так нравятся малышу (я нашила красные, голубые, черные и белые разного размера в том месте на ткани, куда может дотянуться ручка ребенка), что он постоянно их теребит.

Муж тоже прочел книгу Ж. Ледлофф, и ему тоже стало очень жалко "европейского ребенка", и первое время он не выпускал нашего малыша из рук. Я еще предложила ему, как написано в книге, снять с Темы подгузник и проверить свою ловкость, как женщины описываемого в книге племени: только это так и осталось нашей семейной шуткой.

Книга, безусловно, хорошая, но многое в ней, на мой взгляд, преувеличено. Я бы с удовольствием изложила свои доводы в другой статье, что, наверное, и сделаю в ближайшее время.

Сейчас мы с мужем делаем кукольный театр для нашего сыночка. Я написала несколько сценок, подходящих для имеющихся у нас игрушек для представления. Это будут самые простые сценки для понимания малыша, где зверюшки станут обсуждать цвета, формы, названия предметов и т.д. Уже готов настоящий маленький бархатный занавес с кистями, как в настоящем театре, и почти подобран реквизит.

На очереди лежит большая стопка распечатанных карточек с изображениями животных и стосчет. Вся наша квартира увешана большими разноцветными геометрическими фигурами из картона, и на самых "ходовых" предметах висят таблички с их названиями (как у Маркеса в "Сто лет одиночества" где жители деревни, постепенно теряющие память, стали подписывать предметы, пока не забыли сами буквы).

Для чего мы все это делаем?

В первую очередь, это воспринимается мною как игра. Артемий с удовольствием ждет от мамы и папы "новых приколов" и бесконечно радуется, когда его ожидания сбываются.

Может, он и слишком маленький, скажете вы и, наверное, будете правы. Он, конечно, понимает не все. Он не понимает всех слов песни, которую я пою ему, но он прижимается ко мне и слушает с удовольствием. Он, возможно, и не понимает, что написано на большинстве карточек, но он с таким огромным удовольствием смотрит на них, что мне кажется: передо мной самый маленький читатель на свете. Может быть, он не улавливает всего происходящего на экране в "развивающем фильме", но он так счастлив от совместных просмотров, так ждет наших комментариев, что кажется: перед нами-самый любознательный человечек на свете. Он может через пять минут забыть так старательно изготавливаемую мною накануне игрушку, но если б вы видели, как он смотрит на то, как я делаю эту игрушку, как берет ее в руки впервые, то поняли бы, что "потраченного" времени совсем не жалко.

Конечно, баррикады, которые возведены в нашем доме из пуфиков, лесенок, горок и матов имеют не слишком эстетичный вид, не согласуются с фэншуем и вообще очень загромождают проход; возможно, мячики из "сухого бассейна" очень нервируют, когда раскиданы по всей квартире. Но когда вы увидите счастливое лицо ребенка, пробирающегося по этим баррикадам и скатывающегося с горки, сделанной из межкомнатной двери, то вы, возможно, измените свое мнение.

Ради этого стОит играть в "раннее развитие".


ArtMary

Статья участвует в конкурсе "Лучшая статья месяца"
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325