Меню

Ребенок в третьем лице

Почему мы не говорим ему "ты"?

AD


"Вот сейчас мама Сашеньку оденет, сейчас возьмет на ручки", - такое обращение к ребенку можно услышать почти в каждой семье, где есть малыш. Это - как бы некая традиция, по которой принято обращаться к ребенку в третьем лице. И сам ребенок говорит о себе так же: "Дай Маше чаю", "Катя хочет яичко", "Возьми Наденьку на ручки" т.д.

Считается, что такая форма обращения происходит из-за того, что осознание себя как личности, человека, который может сам что-то хотеть, происходит у ребенка только к концу третьего года жизни. В этом возрасте ребенок впервые понимает, что это именно он, а не какой-то абстрактный Васенька, совершает то или иное действие. И выражается это в том, что он начинает говорить о себе в первом лице: "Я бегаю", "Дай мне". Это возраст, когда ребенок говорит о себе "я", "я сам!" и усиленно отстаивает свою самостоятельность и независимость (так называемый кризис 3-х лет), словно компенсируя то длительное время, когда он говорил о себе в третьем лице. Этот возраст называют "первым трудным возрастом", потому что в это время появляется упрямство, чрезмерное отстаивание собственных позиций, непослушание, капризы. Вероятно, у ребенка в это время происходит некая ломка самосознания, в результате которой он понимает, что "ребенок Вася - это я".

И вот возникает вопрос, а не только ли под влиянием ли взрослых ребенок на первых годах своей жизни говорит о себе как бы со стороны? Ведь это они, взрослые, называли его по имени, причем именно когда говорили о его желаниях и действиях: "Дать Кате яблоко?", "Катя пойдет гулять". И, что еще важнее, подавали ему пример, говоря так о самом себе (ведь известно, что ребенок учится говорить, слушая, как говорят взрослые): "Сейчас мамочка оденется и покормит Петю", "Маме надо работать". И вот уже сам ребенок говорит смешные "детские" фразы: "Кате надо гулять", "Кате надо дать яблоко" (слово "надо" в детской речи присутствует очень часто, потому что так, как правило, говорят ему родители).

Однако дети слышат, что взрослые между собой говорят иначе, чем с ними, и постепенно переходят на "взрослый" язык. Неизвестно только, проходит ли эта "ломка" без последствий. Ведь детям приходится перестраивать свое самосознание, постепенно приходя к выводу, что тот, кого называли "мальчиком Васей" - это и есть я сам.

А что если взрослые совсем откажутся от "умилительных" обращений к ребенку по имени и станут говорить с детьми нормально? В одной семье, например, именно так и было принято: к детям, даже самым маленьким, обращались, как ко всем остальным членам семьи. Ребенку никогда не говорили "Мама Сашу оденет", а обращались нормально: "Сейчас я тебя переодену, тогда ты будешь играть" и т.д. И в результате ни один из шести детей трех поколений этой семьи никогда не называл себя по имени, минуя общеизвестный закон, что ребенок сначала говорит о себе в третьем лице, и лишь потом, с развитием самосознания, говорит о себе "я". В этой семье (и в нескольких других подобных семьях) не было и признаков так называемого "кризиса 3-х лет", при котором возникает упрямство, негативизм, подчеркнутое и демонстративное употреблением слова "я" ("Нет, это я сделаю!", "Я сам приду!"). Можно предположить, что это происходит от возросшего стремления ребенка к самостоятельности, желания стать взрослым, протеста против излишней опеки. Но и в этой семье детей воспитывали традиционно: особенно не поощряли их самостоятельность, всячески их опекали и ограничивали. Не было только обращения к ним в третьем лице, так традиционно укоренившегося в сознании в качестве обращения к маленьким детям, животным и душевнобольным. Можно подумать, что в результате этого становление самосознания у ребенка происходит раньше (ведь он уже с самого начала говорит о себе как о личности, называя себя "я").

Надо сказать, что в норме, ребенок должен начать себя называть "я" не позже трех лет, в противном случае есть вероятность предположить умственную отсталость (ведь только психически больные взрослые называют себя по имени, как дети, и говорят о себе "Петя хочет гулять" и "Миша хочет яблоко"). Норма есть норма, и, конечно, совсем необязательно любое раннее развитие говорит о том, что ребенок - вундеркинд в том или ином смысле. Однако, в упомянутой мною семье все дети выросли очень независимыми, общительными, уверенными в себе людьми, не боящимися жизни. У них было глубокое чувство собственного достоинства, что очень ощущалось всеми окружающими их людьми.

Принято считать, что ребенку легче ориентироваться в том, "кто есть кто", если он часто слышит, как мама называет себя "мамой", папа - "папой", а его самого называют по имени, даже когда о чем-то спрашивают ("Что у Васеньки болит?", "Вася хочет кушать?") Но не происходит ли обратное? Не создают ли взрослые ситуацию чрезмерной психологической нагрузки, обращаясь к ребенку и называя себя в 3-ем лице? Особенно если в употреблении только такое обращение. Не обусловливает ли это в какой-то мере и первый "трудный возраст", который иначе проявлялся бы в более приемлемой форме?

Мы недооцениваем наших детей, наделяя их порой способностями, характерными для животных и совсем больных людей. И может быть, стоит если и не исключить полностью обращение к ребенку в третьем лице, то хотя бы использовать также и другие варианты.


Белый зверек

Статья участвует в конкурсе "Лучшая статья месяца"
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325