Меню

Роман о настоящей русской женщине

Новая книга Анны Берсеневой

AD
Новая книга Анны Берсеневой

В издательстве «Эксмо» выходит новый роман Анны Берсеневой «Глашенька» - книга, достойная занять место на полке рядом с лучшими образцами классической русской литературы.

О книге
В новом романе Анны Берсеневой идет непростая полемика. Могут ли книжные ценности стать руководством к жизни? Возможно, обогащенные опытом они начинают играть новыми красками, ранее скрытыми от нас? Богатый, образный язык профессионального литератора превращает процесс чтения в литературное пиршество. Без фальши, без пошлости, безошибочно подбирая правильные слова, Берсенева разворачивает перед нами историю, к которой невозможно остаться равнодушным.

Как все же хорошо, что есть еще на свете такие девочки, которым «Русские женщины» Некрасова служат жизненным ориентиром.

Встреча Лазаря и Глаши была предопределена на небесах. Но период, в который произошло пересечение их судеб, оказался роковым для обоих. Связанный обязательствами молодой человек не мог предложить любимой то, к чему она шла всю свою жизнь. Любовь на стороне - всегда уязвимость, всегда уязвленность. И вынести это под силу не каждому. Глашенька решила, что отныне ее жизнь не будет связана с Лазарем. Но разве могла она предположить, что именно ради него ей придется повторить судьбу некрасовских «русских женщин»!

Устами автора

Как Вы считаете, насколько современен сейчас образ «книжной девочки» Глашеньки, главной героини Вашего нового романа? Едва ли найдутся в век интернета дети, воспитанные только на книгах.

Во-первых, мне не хотелось бы, чтобы у читателей сложилось впечатление, что «Глашенька» - это роман о девочке. К началу книги героине все-таки уже 32 года, просто на протяжении всего романа происходят отсылки к ее прошлому - юности, взрослению. И определение «книжная девочка» тоже условно: оно означает не то, что Глаша головы от книг не поднимает, а то, что ее представления о жизни, так сказать, идеальны, причем не в связи с юным возрастом. Принято считать, что такая идеалистичность не имеет отношения к реальности, что она есть признак наивности; именно так говорят «умудренные жизнью» люди. Но, как убеждает не поверхностный, а настоящий жизненный опыт, как раз примитивная «умудренность» оказывается в дураках, а то, что снисходительно именуют наивностью, «книжностью», - это настоящая правда и есть. Это то, на чем незыблемо стоит жизнь, без чего она распадается, разваливается.

Лазарь, возлюбленный Глашеньки, часто упрекает девушку в том, что она смотрит на мир слишком дробно и не может оценить ситуацию в целом. И по его словам, такое восприятие жизни мешает ей. Вы согласны с ним? Как, на Ваш взгляд, можно научиться смотреть на мир более масштабно?

Между Лазарем и Глашей на эту тему происходит следующий диалог:
« - Вы очень старательно обдумываете жизнь, Глаша, - сказал Лазарь. - Слишком старательно. Меньше расчета!
- Но я ничего не расчитываю, - недоуменно проговорила она.
- Я, может, не так выразился. Да, вряд ли вы рассчитываете. Но слишком по-девчоночьи к жизни относитесь.
- Но как же еще я могу к ней относиться? - удивилась Глаша.
- Свободнее, - его глаза сверкнули. Глаша не поняла, что это сверкнуло в них. - Крупнее. Не так дробно. В ней ведь довольно много непредсказуемостей, в жизни. Жаль будет, если вы окажетесь к ним не готовы. Хотя… - он улыбнулся. Глаза сразу сверкнули снова, но уже совсем по-другому. - Вы к ним готовы. Не зря же про декабристок читаете. Что-нибудь да поняли».

Здесь и речи не может быть о каком-то с его стороны упреке: Лазарь в высшей степени обладает той проницательностью, которая сразу позволяет ему понять, какую драгоценную девушку он встретил. Здесь речь о другом: о сущностной разнице мужского и женского восприятия мира. Женщины изначально воспринимают жизнь дробно - как совокупность деталей. В видении этих деталей они гораздо точнее мужчин. Но масштабности, свободы, способности к порыву - всего, что изначально присуще мужской натуре, - в них нет. И не будет, если не повезет встретить и полюбить мужчину, которому все это присуще. И только если повезет, как Глашеньке повезло, то они и становятся настоящими женщинами, то есть такими, которые не пестуют в себе дробность сознания, а используют ее для того, чтобы помочь мужскому порыву осуществиться, мужскому масштабу - сбыться.

Судьба Глашеньки в чем-то перекликается с судьбами женщин, которыми она восхищалась в детстве. Как Вы считаете, есть ли сейчас идеалы, ради которых стоит пожертвовать всем, как это сделали декабристки?

Декабристки не рассматривали свой поступок как жертву. Кто-то из них испытывал к мужу сильную любовь и не мог представить свою жизнь отдельно от него. Кто-то такой любви не испытывал. Но в обоих случаях ими двигало естественное, необсуждаемое чувство долга. Они обещали при венчании быть со своими мужьями в горе и в радости, и им даже в голову не пришло нарушить это обещание. Это норма отношений между близкими людьми. Так должно быть. Потому, кстати, и власть не посмела запретить женам декабристов последовать за своими мужьями. В отличие от советской власти, она находилась в пределах человеческой нормы. Ну а личное представление о норме должно быть присуще человеку в любые времена, это не идеализм, а естественный ход жизни. Если этот ход нарушается, то и нечего обижаться, что жизнь разваливается.

В романе очень ярко описаны события двадцатилетней давности - путч 1991 года. Глаша и Лазарь встретились на баррикадах и присутствовали при важных для нашей страны исторических событиях. Расскажите, где Вас застал тот путч, какой у Вас был настрой и ожидания?

Мы с мужем, писателем Владимиром Сотниковым, были тогда в Коктебеле, в Доме творчества писателей. Известие о путче произвело на нас шоковое впечатление: показалось, что все вернется обратно, в советскую мертвечину. Узнав, что люди собираются к Белому дому, думали, как выбраться в Москву - билетов на любой вид транспорта не было и помину. К счастью, уже на следующий день стало понятно, что путч провалился. Мы вздохнули с облегчением. В отличие от некоторых писателей, которые лучились счастьем, мечтая о возврате своего советского благосостояния.

Уже много лет Вы работаете в Литинституте. Скажите, меняются ли студенты год от года? Каковы эти изменения? Какие темы интересуют сегодняшнюю молодежь?

За те двадцать лет, что я преподаю в Литинституте, студенты, конечно, изменились - как и все мы изменились за это время. Они стали свободнее, раскованнее. Поверхностнее, потому что большинство из них меньше читают. Но мне с ними чрезвычайно интересно! И всегда было, и сейчас так. Мне нравится их пыл, их талант, энергия их творческого заблуждения, которая горы может свернуть. И я с удовольствием вижу, что многие из них стремятся снова обрести те ключи, культурные коды, которые нашим обществом утрачены. Если я могу им в этом помочь, то считаю свою задачу выполненной. Конечно, и сейчас, как всегда, действует закон, сформулированный Чеховым - о том, что из ста талантливых людей только трое-четверо сумеют реализовать свой талант. Но тут уж ничего не поделаешь, от времени это не зависит. Темы же их интересуют, по-моему, те же самые, которые интересуют талантливого человека всегда: жизнь, смерть, свое место в этой жизни. От времени зависит, мне кажется, только фактура, с помощью которой эти темы реализуются.

Сегодня очень популярны стали эмигрантские настроения. Власти давно никто не доверяет, а сама власть тем временем насаждает националистские взгляды. Как Вы считаете, осталось ли место патриотизму в сегодняшнем обществе или имеет смысл считать себя гражданами мира?

Странно не считать себя гражданином мира сейчас, когда мир так глобализирован, когда есть возможность узнавать его с юности и даже с детства весь, в тонкостях и деталях. По-моему, грош цена патриотизму, который основан на незнании какого бы то ни было другого образа жизни, кроме собственного. Это и не патриотизм даже, а просто комплекс ущербных людей. К сожалению, именно он присущ огромной части населения нашей страны. Вообще же патриотизм - такое глубокое, глубинное человеческое самоощущение, что оно просто не может зависеть от таких поверхностных социальных факторов, как власть. Хотя, конечно, страшно жаль, что из-за ничтожества нашей нынешней власти патриотизм порядочных людей не может быть реализован.

Большинство Ваших героинь очень женственны, они прекрасные жены и матери. Скажите, а как Вы относитесь к семьям, которые не хотят иметь детей (так называемым чайлд-фри)? Насколько Вам интересна эта тенденция?

Это не тенденция, а обыкновенный эгоизм. Он всегда был присущ определенной части людей, просто теперь они нашли для него красивое название. Семьей называется тот тип отношений мужчины и женщины, при котором у них рождаются дети. Если этому мешают физиологические причины, то это горе, если какие-то другие, то это, в лучшем случае, недомыслие.

Как Вы считаете, должен ли современный мужчина содержать свою семью или в век равноправия уже неважно, на чьи плечи ложится материальная ответственность?

Думаю, важно лишь то, чтобы и муж, и жена понимали, что у них есть совместная ответственность за существование своей семьи. А как они эту ответственность реализуют - это их внутрисемейное дело.

Перечислите, пожалуйста, пять лучших, на Ваш взгляд, книг об отношениях между мужчиной и женщиной.

Я думаю, это будут просто лучшие книги мировой литературы, список которых у каждого свой. Просто потому, что в мировой литературе нет ни одной книги, в которой в той или иной форме не шла бы речь об отношениях между мужчиной и женщиной.


Как Вы считаете, чему в первую очередь нужно научиться, чтобы брак был долгим и крепким?

Душевному труду.

Об авторе
Анна Берсенева родилась в 1963 году. Окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета. Доцент Литературного института им. Горького, известный литературный критик, жена детского писателя Владимира Сотникова. Имеет двоих сыновей. Ее статьи опубликованы в журналах «Вопросы литературы», «Знамя», в энциклопедическом издании «Русские писатели XX века». Автор более 20 романов. Тираж ее книг перевалил за отметку в два миллиона экземпляров.
По книгам Анны Берсеневой сняты такие телевизионные фильмы, как «Слабости сильной женщины», «Капитанские дети», «Гадание при свечах», «Ермоловы».

На правах информационного бюллетеня
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325