Меню

Язык детства

Как уменьшить количество детских слез

AD

В свои полтора года мой внук Данилка засыпал только под пение песенок. Сначала он слушал любые песни в моем исполнении, но со временем стал более требовательным.

- Са! - попросил он однажды, когда я расположилась с ним в кресле-качалке перед очередным укладыванием. Честно говоря, я не помнила песенки с таким названием.

- По диким степям Забайкалья... - старательно затянула я первую попавшуюся песню, которую Данила слушал раньше с удовольствием.

- Са! Са! - Данилка прикрыл мне рот ладошкой.

Я была озадачена, но быстро вспомнила:

- Ой, САмара городок. Бестолковая я...

Но песня снова оказалась не та!

- Са! - требовательно закричал Данила, протестуя против моей бестолковости.

- САловьи, САловьи, не тревожьте САлдат... - неуверенно начала я другую песенку...

Данилка горько заплакал. Опять не то!

- САма САдик я САдила, САма буду поливать, - радостно завела я совсем уж не колыбельную песню, но зато с большим количеством этого самого "СА" в тексте.

Данилка ужасно рассердился и в отчаянии положил ладошку на свою голову:

- Са! Са!! Са!!! - Кричал он, стуча по собственной макушке.

- Шапочка!!! - наконец, догадалась я.

- Са, - уже спокойнее кивнул Данилка.

Я лихорадочно перебирала в голове все песенки. Боже мой, в какой же из них фигурирует шапочка!? Вдруг меня осенило.

- Ой, да не вечер, да не ве-е-ечер... Мне малым-мало спалось...

Данилка удобнее улегся на моих руках, закрыл глазки.

- Мне малым-мало спало-ось, ой, да во сне привиделось. Налетели ветры буйные, да с восточной стороны. И сорвали черну ШАПКУ с моей буйной головы, - продолжала выводить я.

    А сама думала: "Сколько конфликтных ситуаций можно было бы избежать, если бы мы, взрослые, могли бы понимать детей еще до того, как они научатся внятно говорить".

Как-то подруга ворвалась ко мне раскрасневшаяся, рассерженная, со слезами на глазах. С порога начала гневно жаловаться на своего подчиненного (или начальника, уже не помню). "Я не понимаю! Он дурак, или прикидывается таким?!! Я ему про Фому, а он мне про Ерему! Такое впечатление, что он нарочно третирует меня. Ну, что он хочет, а?! Чего он добивается?!" И она принялась рассказывать о конфликтной ситуации на производстве, где два взрослых человека просто не могли понять друг друга. Высказав все, что она думает про своего коллегу, выслушав мои сочувствующие междометия, подруга успокоилась.

Все мы, взрослые, можем не на шутку разозлиться, если нас не понимают, а мы не можем объяснить, чего мы хотим.

    Ребенок находится в гораздо более сложном положении. Единственная возможность, с помощью которой он может выразить свое неудовлетворение - это плач.

Как часто можно услышать от мам:

- Я не понимаю, что он хочет от меня. Ноет без остановки, кричит, сердится, бросается с кулаками. У меня больше нет сил! Когда же он закончится - этот ужасный период?

Кризис двухлетнего возраста. Так называем мы тот период в жизни детей, когда улыбчивый, послушный малыш вдруг превращается в упрямого, требовательного, третирующего окружающих, монстра. (У многих этот кризис начинается раньше, уже в год, и тянется до тех пор, пока малыш не научится говорить.)

Так чего же ему надо, малышу? Что он хочет объяснить нам, взрослым, по-настоящему страдая, что не в состоянии донести до нас свои желания, потребности, чувства и состояния. У него нет слов! Вернее, слова-то есть, и много, но его голосовой аппарат еще не готов к тому, чтобы малыш мог с нами поделиться.

Он может назвать маму, папу, бабушку. Он радостно показывает и называет нам несколько предметов. Он может помахать ручкой, кивнуть, покачать головой, попроситься на руки, понюхать цветочек, показать, как дышит собака и гудит пылесос.

Но это так мало для человека, который хочет общаться полноценно!

    ...Мне было лет десять, когда я, отдыхая с родителями на море, познакомилась с глухонемой девочкой-ровесницей. Сначала мы переписывались. Вернее, это она писала мне в своей записной книжке, с которой не расставалась, как ее зовут и откуда она, и свои вопросы ко мне. Мои ответы она читала по моим губам. Я старалась говорить очень внятно, подражая дикторам телевидения, чтобы облегчить ей работу. А потом я просто попросила ее научить меня языку глухонемых. Девочка с радостью согласилась. Он оказался настолько легким, что через пару дней мне почти не требовались ее письменные пояснения. Мне казалось, что я знала этот язык всегда. Мы стали общаться совершенно свободно и на любые темы. Попутно я научилась алфавиту, который показывается с помощью пальцев. Знание его необходимо для того, чтобы быстро "прочесть" имена, фамилии, города и другие конкретные понятия. (А когда я вернулась домой, я научила этому языку одноклассников. Успеваемость в классе резко повысилась, даже отпетые двоечники умудрялись получать тройки, стоя у доски, и внимательно вглядываясь в безмолвные подсказки с мест. Заодно, кстати, кое-что усваивая из невыученных уроков…)

Когда у меня и у моей старшей дочери появились малыши, я рассказала ей про свою дружбу с глухонемой девочкой. И поделилась с ней своей идеей - обучить этому языку малышей. Потому что если каждый предмет, каждое действие сопровождать знаками, проговаривая попутно слова, дети смогут начать общаться с нами до того, как научатся говорить.

Дочери идея очень понравилась. Мы взяли тетрадку и выписали в нее первые, самые необходимые слова: Кушать. Пить. Соска. Спать. Холодно. Жарко. Купаться. Всё? Болит. Где? Осторожно. И оживленно стали придумывать жесты к этим словам.

Уверена, что каждый человек найдет для этих слов жесты, причем практически у всех они будут одинаковыми. Кушать - воображаемая ложка приближается ко рту. Пить - содержимое воображаемого стаканчика опрокидывается в рот. Соска - три пальца, взятые в щепотку, прикладываются к губам. Спать - две ладони - под щеку. Холодно - обхватываем себя двумя руками крест накрест, потирая ладонями предплечья. Жарко - выдыхаем воздух к нижней губе, как если бы у нас была высокая температура. Купаться, мыться - потираем ладонями тело. Достаточно? Хватит? - руки перед собой - крест накрест. Болит - сжатый кулак, поднятый вверх на манер "Но пассаран". Где? - разводим руки в разные стороны с пожиманием плеч. Осторожно! - рука, протянутая вперед с поднятой вверх ладонью, как будто мы хотим сказать "Стоп".

Мы обозначили темы и стали придумывать жесты для обозначения животных, продуктов, одежды, явлений природы, игрушек и самых разнообразных чувств.

Для некоторых слов жесты придумать было сложновато. Как, например, изобразить слово играть? Или бабушку, не говоря уже о дедушке. Мы решили передохнуть и вернуться к составлению нашего необычного словаря на следующий день.

Я не особенно удивилась, когда дочка позвонила и сообщила, что, роясь в Интернете, она откопала информацию о том, что знакам для младенцев уже двадцать лет! Чему удивляться? Идея, которая просто висит в воздухе, не могла не быть замеченной кем-то до нас.

- Получается, что мы вчера изобретали велосипед? - немного разочарованно произнесла я. (А кому, тем не менее, не хочется быть первооткрывателем?)

- Было классно, мама! - ответила дочка. - Вечер был просто потрясающий! И, знаешь, о чем я подумала? Если мне, такой уже взрослой и самостоятельной, так интересно было изобретать велосипед именно вместе с тобой, с мамой, то как же приятно будет нашим малышам делиться с нами своими изобретениями. У них-то их по десятку в день. И именно это, наверное, основная причина, по которой их стоит учить знакам.

(А еще через несколько дней дочь нашла курсы, готовящие инструкторов по раннему развитию детей, которое включает в себя и язык знаков. Всем, что она получала на этих курсах, она делилась со мной. И обе мы активно делились своими новыми знаниями с нашими маленькими детьми.)

На фотографии слева моя годовалая дочка Тася машет рукой. Она еще не может сказать: "До свидания"! Но каждому понятно, что именно эти слова она имеет ввиду.

На фотографии справа дочка сообщает мне, что слышит, как звонит телефон.

Причин для того, чтобы обучать детей знакам, много. Вот самые главные из них.

    Причина первая. Равноправное общение. Или взгляд на мир глазами ребенка.

    Как правило, именно взрослые учат детей. Но и ребенок, который полностью зависит от родителей, может научить их чему-то такому, что они когда-то знали, но, увы, забыли. На что они когда-то обращали внимание, но, увы, повзрослев, перестали замечать. Малыш очень радуется этой своей способности - удивить взрослого. Радуется тому, что он полноправный партнер. А родители радуются за него, этим самым поощряя его к новым и новым открытиям.

Ванечке - год и два месяца, Тасе - год и три. Мы видели жирафа в книжках, видели и в зоопарке. Даже на ярком сарафане незнакомой продавщицы дети заметили жирафа, и проводя раскрытыми ладонями по своим шейкам, сверху вниз, как бы растягивая шею, немедленно сообщили мне об этом.

...Но как же старательно я озиралась по сторонам, недоумевая, где они могли найти жирафа на таком безлюдном и неуютном месте, как пустырь, мимо которого я везла их в коляске.

- Жираф, - тем не менее, продолжала настаивать Тасенька.

- Жираф, жираф!!! - присоединился и Ваня, усиленно потирая себе шею.

- Не вижу никакого жирафа, - пожаловалась я, вздохнув.

И дети одновременно протянули руки с вытянутыми указательными пальчиками в сторону стройки. "Там!"

А там... склонив шею долу, стоял просто одинокий башенный кран. Такой одинокий на этой стройке, когда рабочий день уже кончился, что даже, пожалуй, изысканный. Подобный Гумилевскому жирафу, бродившему по берегу озера Чад...

- Похоже! - радостно воскликнула я. - Тася - ты умница!!! Ваня - ты молодец!!! Это кран! И он очень похож на жирафа. У жирафа длинная шея, чтобы доставать листья с верхушки самых высоких деревьев. А у крана - длинная шея, чтобы доставить до самого последнего этажа тяжелый груз.

    Причина вторая. Понимание. Или эмоциональный комфорт.

    Даниле, чтобы достучаться до меня, пришлось, что есть силы, стучать себя по голове: "Са! Са"! И только тогда я догадалась, что речь идет о шапочке.

Я мыла посуду на кухне, и услышала, как дочка расстроено хнычет в своей комнате. Каждая мама знает, если на хныканье не обращать внимания, оно не замедлит перейти в отчаянный рев. Что же могло расстроить дочку? Кажется, она выспалась, недавно поела, попила водички.

- Что, моя хорошая? Что случилось? - ласково спросила у нее я, войдя в комнату.

Тася обхватила кулачком кончик своего носа и потянула его. Этот знак означал слово слон.

Я подошла к ящику с игрушками. Вытащила оттуда розового плюшевого слоника.

- Вот же он!

Тасенька равнодушно взглянула на игрушку, и потянула себя за нос еще раз. Больше игрушечных слонов у нас не было. Значит, не игрушка. Я сложила ладони вместе и раскрыла их, как раскрывают книгу.

- Ты хочешь книжку?

Дочка еще раз повторила знак слон. (Книжку она еще не научилась показывать). Вероятно, она дала мне понять, что она действительно, не может найти книжку, но не кабы какую, а книжку про животных, на обложке которой изображен именно слон. Но ни в ящике для игрушек, ни на книжной полке ее не оказалось.

- Где книжка со слоном? - повторяла я, занимаясь поисками. И подкрепляла слова движениями рук. (Где - пожимаю плечами, руки в стороны. Книжка - складываю и раскрываю ладони. Со слоном - тяну себя за нос).

Книжку мы нашли быстро. Она завалилась между кроваткой и стеной.

- Вот она! - обрадовалась я. - Спряталась! - И показала новый знак, прикрыв раскрытыми ладонями свое лицо - спрятать, прятки.

Можно себе представить, сколько времени у меня ушло бы на выяснение причины ее нытья, если бы она не смогла мне показать эту причину. Это время мы потратили на общение: поиграли в "прятки", порадовались находке, и полистали книжку.

- А где заколка для волос? - начала я новую игру.

Дело в том, что челку дочке мы стричь не хотим, а волосы у нас подросли и уже закрывают глаза. Заколки, бантики, резинки она срывает и выбрасывает. Не потому что мешают, а потому что ей просто нравится срывать.

- Где? - Спрашиваю я, незаметно спрятав заколку под подушку. Мы старательно ищем заколку в других местах, и "внезапно" находим под подушкой. - Вот она где спряталась!

Дочка радуется, и я "под шумок" перехватываю ее длинную челку заколкой. Дочь не протестует и на этот раз не

срывает ее. На эту реакцию, в общем-то, я и рассчитывала. Было бы странно, после столь тщательных поисков, не воспользоваться находкой по предназначению.

    Причина третья. Радость от ума. Или толчок для интеллектуального развития.

    Уделяя внимание физическому воспитанию малыша, мы не должны забывать о его духовной и умственной деятельности.

Помните свои ощущения, когда ваш ребенок самостоятельно потопал своими ножками? Никогда не забуду, как это было. Старшая моя дочка ушла заниматься, а я осталась с обоими детишками. И надо же такому случиться - самая первая из всех увидела Ванечкины первые шаги. "Иди ко мне, Ванечка, иди, иди, не бойся", - затрепетала, заворковала... Детеныш улыбается, руки вверх, шаги такие неуверенные, и так геройски ступает. Я смеюсь, а на глазах слезы. Вернулась с занятий дочка, ахнула, обрадовалась, умилилась, и тоже в слезы.

Через неделю, как только пошла Тася, (она не пошла, она сразу побежала)! те же слезы - и у меня, и у старшенькой. А папа за сердце схватился - уж очень отчаянно дочка бежит и с размаху падает в объятия того, кто первым успевает ее подхватить.

Это событие - первые шаги - настоящий праздник для детей и родителей. Ребенок так гордится тем, что радует своих родителей. И, конечно же, становится более уверенным в себе.

Когда ребенок овладевает новым знаком, а это происходит чуть ли не ежедневно, то и он, и родители, чувствуют себя также радостно и гордо, как в тот день, когда малыш пошел ножками.

В отделе постельного белья, пока я выбирала подушки, Тася не отрывала взгляда от одеяла черно-белой расцветки, и вдруг несколько раз провела ребром ладони по своей груди. Знак означал слово зебра. Именно таким движением я сопровождала фотографию зебры в нашей книжке о животных. И проговаривала: "Это зебра. Она полосатая". Дочка вспомнила об этом знаке, увидев одеяло с черно-белым узором. Я, конечно же, очень радостно ее похвалила.

Вечером, когда папа пришел с работы, я, естественно, начала рассказывать ему об успехах дочери. "Умница"! - восторгался папа, когда дочка демонстрировала ему новый знак. "Слушай, какая она у нас умная"! - восклицает он каждый раз, когда дочка, такая еще малышка, показывает ему то или иное слово. Я гордо киваю в ответ. Хотя совершенно точно знаю, что все дети очень умные, просто не у всех есть возможность продемонстрировать свой ум родителям.

Начав ходить, ребенок перестает ползать, потому что ползание, как этап физического развития, уже сыграло свою роль, оно помогло встать ребенку на ноги. Точно так же и со знаками. Они просто создают мост от формирования понятий до их словесного выражения. И когда дети научатся говорить, они перестанут пользоваться знаками, так как им интереснее и легче будет выражать свои мысли и чувства при помощи слов. Но опыт общения с помощью знаков закладывает прочную основу для запоминания очень большого количества слов, так как помогает мозгу ребенка работать интенсивнее задолго до того, как малыш научится говорить.

    Причина четвертая, самая главная. Любовь.

    Дети, с которыми родители начинают общаться еще до того, как они начали говорить, очень рано начинают понимать, что все, о чем они думают, все, что они чувствуют, имеет для их родителей большое значение. Что их уважают, к ним прислушиваются, их слышат и понимают. Эта уверенность в родительской любви формирует в них позитивное отношение к миру, веру в собственные силы и творческий подход к любому делу.


Блинчик

Статья участвует в конкурсе статей «Дети и Родители</

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325