Меню

Карьерный тупик

Что делать, если работа становится в тягость?

10.09.10 00:00
AD
Что делать, если работа становится в тягость?

Менеджеры по продажам, как и творческие люди, больше других рискуют оказаться в карьерном тупике. Как не попасть в «мертвую зону» и что делать, если вы уже потеряли вкус к работе? Только счастливчики не сталкивались с этим: привычный круг профессиональных обязанностей вдруг начинает тяготить, настроение с приходом в офис опускается ниже нуля, а желание что-то с этим делать испаряется вместе с рабочим энтузиазмом. А ведь ваша работа так нравилась вам! День-два подобных мучений, скорее всего, означает переутомление и обычно «лечится» неделей отпуска. Затягиваясь, ситуация становится более серьезной: ощущение усталости переходит в чувство глубокой уверенности - все, это тупик.

Такие провалы на пути по карьерной лестнице считаются «мертвыми зонами» профессионала и вполне оправдывают свое зловещее название. Неподготовленный человек может запаниковать, сгоряча поставить на себе крест как на специалисте и даже впасть в депрессию или получить нервный срыв.

Ольга Шнырева, штатный консультант кадрового агентство МАКСИМА:
- Пусть вас утешит и успокоит тот факт, что подобные казусы подстерегают чуть ли ни каждого человека. При этом чем успешнее он продвигается в своей профессии - тем выше риск однажды уткнуться в стену. Зная некоторые закономерности попадания в «мертвую зону», можно исправить ситуацию или вовсе не допустить ее.

Проследим этот тезис на примере абстрактного менеджера-по-продажам.

5 симптомов карьерного тупика
Опознать «мертвую зону» достаточно просто - непременным ее признаком становится полное нежелание работать. Образ стены, в которую вы почему-то уткнулись лицом, - наиболее ярко характеризует это состояние. Интересно, что при этом не возникает мысли отойти от этой стенки - в каком-то смысле бездействие видится выходом из ситуации. Кажется, что можно переждать, ничего не предпринимая, и все выправится, и жизнь пойдет своим чередом. Имеются и другие, сопутствующие признаки.

Скука. Все, что было важным и интересным (проекты, творческие задумки, контакты), теряет смысл и привлекательность. Менеджер-по-продажам никуда не звонит, не отвечает на электронные письма и никак не соберется с силами взяться за расчет новой ступенчатой схемы по привлечению клиентов.

Безнадежность
. Не только уходит заинтересованность процессом, исчезает вера в результат. Менеджер-по-продажам отказывается испытать на потенциальных клиентах новое спецпредложение, заранее настроив себя на неудачу.

Испорченные отношения с коллегами и начальством. Отсутствие интереса к работе не может остаться незамеченным, поскольку обязательно отразится на эффективности труда всего отдела или целой компании, а кому такое понравится?

Отвращение к себе. Оно возникает по нарастающей, копясь под влиянием халатного отношения к обязанностям, ссор с сослуживцами и прочих неприятных моментов. Менеджер-по-продажам ничего не делает, сокращая поток клиентов и собственный заработок, но и ничего не предпринимает, чтобы выйти из ситуации. Внутренний конфликт терзает и приводит в крайнее уныние.

Обреченность
. Появляется подсознательное желание попасть под раздачу - оно означает тайную надежду вылететь с работы и решить проблему таким образом, т.е. не прилагая никаких усилий.

От скуки до увольнения - один шаг

Что происходит в «мертвой зоне»?
Одно из двух: либо ваш профессиональный потенциал окончательно обнулился (тупик), либо вы просто засиделись на своем месте (кризис), как киногерой Анатолий Ефремович Новосельцев. Помните, как он обожал место, где работает (статистическое управление) и в то же время отчаянно скучал за своим столом в надежде стать начальником отдела?

Кризис, или временная «мертвая зона», возникает тогда, когда приходит время сделать резкий рывок в карьере, но объективные обстоятельства этому мешают. Типичный признак человека, попавшего в кризис: он постоянно приглядывается к коллегам и вышестоящим товарищам, сравнивая не в свою пользу. Характерные мысли, крутящиеся в голове: «там» (в другом отделе, на другой должности, в другой компании) больше платят, «там» лучше коллектив, там интереснее задачи, «там»… да все, что угодно. Из признаков нестандартных - тяга к экспериментам, рискованным сделкам. Вам как бы все равно, к чему это приведет, но сознательное равнодушие подпитывается подсознательным желанием изменить условия работы и выйти на новый уровень. Часто так и получается.

Конец игры
Тупик, или окончательная «мертвая зона», возникает, когда все действительно заканчивается. У всякой профессии есть свой «срок годности» - для одних он растягивается на десятилетия, для других не больше чем на 4-5 лет.

Срок зависит от изначальных установок: насколько правильно была выбрана профессия, как быстро вы смогли достичь потолка, наконец, могут появиться и новые интересы, сводя на нет предыдущие.

Окончательная «мертвая зона» характеризуется полной потерей интереса к работе, даже в каком-то обновленном ее варианте - в лучших условиях или со сногсшибательными бонусами.

Единственный интерес, который может остаться, - поиск личной выгоды на будущее из своей прошлой деятельности: телефоны полезных знакомых, доступ в закрытые клубы, бесплатная карта в фитнес-центр, скидка на авиабилеты и др.

Знаете, что это означает? Вы понимаете, что прощаетесь с профессией навсегда, и вам неуютно двигаться дальше, не укрепив по максимуму тылы.

Зона риска
Взятый в качестве примера менеджер-по-продажам - один из типичных представителей племени профессионалов, которых чаще всего настигают «мертвые зоны». «По моему опыту, дорабатываются до кризиса в первую очередь те, чьи доходы напрямую зависят от их деятельности - т.е. представители менеджерских профессий, - уверена Ольга Шнырева. - Другая зона риска - люди творческих профессий и так называемые «теоретики», иными словами те, кто работает не с людьми или машинами, а с идеями. Ведь идеи имеют свойство заходить в тупик сами по себе».

По мнению HR-специалистов, менее всего риску оказаться в профессиональном тупике подвергаются хорошо оплачиваемые чистые практики, результаты труда которых материальны и появляются быстро. К таким людям относятся, например, шеф-повара в дорогих ресторанах, технические работники, занятые конкретным производством, представители сельскохозяйственных и прочих профессий, близких к природе.

Материал проекта Карьерист.ру
Автор: Татьяна Гойдина
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325