Меню

КТО здесь?

Премьера ноября в "Другом театре"

9.11.09 00:00
AD
Премьера ноября в "Другом театре"

КТО
Премьера - ноябрь 2009 г.
По пьесе "Смерть и девушка"
Автор - Ариэль ДОРФМАН
Режиссер - Максим ВИТОРГАН
Сценография - Александр Горенштейн
Костюмы - Chistova&Endourova
В ролях: Елена КСЕНОФОНТОВА, Андрей ИЛЬИН, Сергей БЕЛОГОЛОВЦЕВ

Представьте себе, что на пустой дороге у Вас спустило колесо.
Но вы не остались ночевать в степи, потому что некий человек подвез Вас до дома. Вы, разумеется, пригласили его к себе - выпить по рюмке коньяку.
Одной рюмкой дело, конечно, не ограничилось, и под утро Вы постелили Вашему спасителю в гостиной, а сами ушли спать.
Представьте далее, что придя в гостиную утром, Вы обнаружили Вашего гостя привязанным к стулу с кляпом во рту; это Ваша жена связала его и держит перед его лицом пистолет; и совсем непохоже, чтобы это было шуткой.
А вот теперь попробуйте представить:
Что будете делать Вы, оказавшись в такой ситуации?


Справка:
"Триллер - остросюжетное художественное произведение в приключенческом или детективном жанре, роман, фильм или пьеса" (Словарь профессиональных терминов).

Есть такое явление в театре - "актерская режиссура". Это когда человек, долгое время работавший актером, вдруг ставит спектакль, потом еще один, потом еще. При этом он не входит в число тех, кто бросает актерскую профессию и идет учиться в соответствующий ВУЗ (как поступили в свое время, например, А. Эфрос или М. Захаров) или просто в одночасье прекращает выступать на сцене и полностью посвящает себя режиссуре (самый яркий пример - Ю.Любимов), а начинает совмещать две эти профессии, оставаясь при этом главным образом актером, как С. Юрский, М. Козаков, Л. Дуров (этот список можно продолжать и продолжать).

Так вот, буквально на днях одним "актерским режиссером" должно стать больше - "продолжить список" готовится актер Максим Виторган.

На самом деле, Максим давно уже начал "баловаться режиссурой", причем, что самое удивительное, не театральной. В 2004 году, например, он выступил в качестве режиссера-постановщика рок-фестиваля "Нашествие". В том же году он был режиссером телевизионной программы "НеГолубой огонек" на телеканале REN-TV и сразу же получил за нее премию "ТЭФИ". В 2005 году он снял уже две программы - "НеГолубой огонек-2" на REN-TV и "Первая Ночь с Олегом Меньшиковым" на телеканале НТВ. А с 2007 г. Максим Виторган как режиссер работал над телевизионными скетч-шоу "Дальние родственники" (REN-TV) и "Женская Лига" (ТНТ).

И, все-таки, никуда Максим от театра не делся. Видимо, прав Эдвард Радзинский, неоднократно повторявший, что в театр можно прийти, но уйти из него невозможно. Вот и Максим пришел к, по всей видимости, неизбежному - к театральной режиссуре.

Сейчас в "Другом Театре" он репетирует пьесу аргентинского драматурга Ариэля Дорфмана "Смерть и девушка", более известную нашему зрителю по фильму Романа Полански "Смерть и дева" с Сигурни Уивер, Беном Кингсли и Стюартом Уилсоном. В начале 90-х годов эта пьеса шла в театре Современник, где главные роли играли Марина Неелова и Михаил Жигалов, но большого успеха спектакль, кажется, не имел. И вот теперь Максим, слегка отредактировав это произведение, готовится выпустить его на сцену "Другого Театра" в следующем составе: Елена Ксенофонтова, Андрей Ильин, Сергей Белоголовцев. А жанр спектакля Максим и вовсе определяет как "триллер":

"В последнее время я регулярно слышу от деятелей самых разных искусств: "мы политикой не занимаемся", "мы - вне политики". Вот резиденты Камеди Клаба недавно заявили: "еще несколько лет назад мы решили, что не будем шутить на политические темы".

Смелое решение! Однако российским художникам хватило духу не только принять его, но и следовать ему: с какого-то момента почти все они оказались настолько выше политики, что в упор не замечают даже самых вопиющих ее проявлений.
Интересно, следует ли из вышесказанного, что я - единственный человек в стране, кого мучает вопрос: "А так ли, все-таки, далека политика от нас, как мы от нее?" И, соответственно: "А не постучит ли она однажды посреди ночи в дверь моего дома?" (Звучит тревожная музыка, все нервно переглядываются.)

Несмотря на такое вступление, мой спектакль не является ни манифестом, ни плакатом, это вполне традиционный спектакль во вполне традиционных жанрах детектива и психологического триллера. Я очень надеюсь, что его будет интересно смотреть, а как зритель отнесется к тем мыслям и вопросам, которые он, возможно, услышит в спектакле - это уж его дело. Потому что спектакль, как и положено, ответов на вопросы не дает.

Какие это вопросы? - Справедливость или милосердие? Милосердие или закон? Закон или справедливость? До какой степени можно позволить себе насилие для предотвращения большего насилия? И чем, вообще, можно предотвратить насилие - моралью, законом, или насилием?

В течение одного дня каждому из героев спектакля придётся несколько раз отвечать на эти вопросы. Кому-то из них придётся менять свое решение. Я надеюсь, что и зритель будет менять свою позицию, присоединяясь то к одному, то к другому персонажу".

Пока - всё. Премьера состоится чуть меньше, чем через три недели, билеты уже в продаже, но дополнительную информацию мы поместим ближе к спектаклю.

Автор пьесы "Смерть и дева", по которой поставлен спектакль "КТО", Ариэль Дорман родился 6 мая 1942 года в Буэнос-Айресе. Вскоре его семья переехала сначала в США, а оттуда в Чили. Там Дорфман учился, потом стал профессором университета, затем работал в правительстве президента Сальвадора Альенде. После переворота, совершенного Пиночетом, и убийства Альенде Дорфман был вынужден уехать в США. Неудивительно, что он известен не только как писатель и драматург, но и как борец за права человека. В конце 2001 г. у Дорфмана вышла статья "Новое 11 сентября". В ней писатель рассуждает об исторических корнях антиамериканизма и напоминает читателям, что 11 сентября 1973 г. демократически избранное правительство президента-социалиста Альенде было свергнуто в результате военного переворота, поддержанного США.

В августе 2009 г. на Эдинбургском книжном фестивале был представлен сборник рассказов "Свобода". Известные писатели со всего мира избрали темой для своего рассказа один из 30 пунктов Всеобщей Декларации прав человека. Так, Пауло Коэльо посвятил свой рассказ "В тюрьме покоя" 19-му пункту Декларации^ "каждый имеет право на свободу мысли и слова". Его рассказ, как и рассказ Дорфмана "Невинный пассаж" (9-й пункт: "никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию") повествует о личном опыте. Последний факт - что писатель пишет рассказ и бескорыстно (т.е. даром) отдает его организации, борющейся за права человека, в нашей стране сейчас должен восприниматься как позорная страница в его биографии, согласитесь!

Хорошо, что люди живут не только в нашей стране...

И в заключение - некий пассаж из какого-то научного труда, в котором Дорфман рассуждает о массовой культуре. Так вот, там он пишет, что "культурная индустрия, специализирующаяся на удовлетворении сиюминутных потребностей огромной массы людей, понижает свой уровень до самого низкого общего знаменателя, предлагая лишь то, что без усилий может понять каждый. Этот общий знаменатель (как уже часто упоминалось), конечно же, базируется на конструкте типичного среднего североамериканского мужчины, который был подвергнут секулярной канонизации в качестве универсальной меры для человека вообще".

Согласитесь, как точно! Что? Куда? Все, больше не будем. Дальше - только про известных отечественных артистов, один из которых даже участвовал в программе "Цирк со звездами" или "Звезды под куполом"... правда, здорово?
Андрей Ильин, исполнитель роли Марка:

1.Почему Вы согласились участвовать в спектакле "КТО"?
А.И.
Чистое любопытство: как из этой пьесы можно сделать спектакль? Что такое "режиссер Максим Виторган"? Что такое "Другой театр"?

2.Чем Вы отличаетесь от Вашего персонажа?
А.И.
Я играю просто образ. Я-то здесь причём? Я работаю артистом, а не примеряю каждую роль на себя. Не люблю такие вопросы.

Елена Ксенофонтова
, исполнительница роли Анны:

1. Почему Вы согласились участвовать в спектакле "КТО"?
Е.К.
Во-первых, мне безумно понравилась пьеса. И, конечно, моя роль. Она - для отчаянной актрисы: очень много в этой пьесе и спектакле зависит от исполнительницы женской роли. Я была удивлена, что Максим позвонил мне - нужно быть абсолютно уверенным в актрисе, чтобы предложить ей такую роль… Во-вторых, меня привлекла актерская компания. С Андреем Ильиным мы много работали, но не в театре. С Сережей я знакома не была, но уже сейчас могу сказать, что мне очень интересно и комфортно работать с ним».

2.Чем Вы отличаетесь от Вашего персонажа?
Е.К.
Я надеюсь, что я все-таки человек психически здоровый, и мне сложно судить мою героиню. Мне, конечно, не довелось пережить то, что пережила она, но в жизни было разное… И мне удалось от этого освободиться. А моей героине, мне кажется, не удалось прийти к прощению. У нее свою правда, жесткая, беспощадная, но правда, свои страсти - месть и справедливость (псевдосправедливость, по-моему), которые сжигают ее и не дают ей жить. В данном случае, о схожести с персонажем уместно спрашивать у Андрея Ильина. Его герой - человек адекватный, обыкновенный, живой.

Сергей Белоголовцев, исполнитель роли Роберта:

1. Почему Вы согласились участвовать в спектакле "КТО"?
С.Б.
Во-первых, потому что это не комедия. Я всегда участвую только в комедиях. А хочется себя попробовать в новом качестве. Во-вторых, режиссирует Максим Виторган, которого я знаю и уважаю за его креативные изыскания, режиссерские ходы, за те проекты, в которых он выступал как режиссер. И, наконец, партнеры. Я не был лично знаком ни с Леной, ни с Андреем - боялся и одновременно предвкушал репетиции с ними, серьезную работу. Так и вышло.

2.Чем Вы отличаетесь от Вашего персонажа?
С.Б.
У нас вообще нет пересечений. Он - закрытый, хитрый, сдержанный. И, самое главное, он - невероятный негодяй, совершил в жизни серьезные проступки, которых я не совершал и, надеюсь, не совершу. Так что мне очень интересно и трудно "перелезать" в другую шкуру, другое существо. На репетициях я иногда говорю: "Я бы так не поступил". А Максим мне: "Это не ты! Не ты!"

Максим Виторган, режиссер спектакля "КТО":

1. Почему Вы занялись режиссурой?
М.В.
Потому что много работал в разных проектах с разными людьми, многое изучал, например, постановку света… а еще, довольно часто мне многое не нравилось… ну, в том, как всё это делалось. Короче, мне всегда хотелось попробовать собрать эту машинку самому, и чтоб в машинке было 4 колеса и моторчик, и чтобы дверца открывалась, а не отваливалась, и, главное, чтобы она ездила.

2. Собираетесь сказать новое слово в театральном искусстве?
М.В.
Нет. Просто, мне кажется, что театр не исчерпывается убогой альтернативой: слева - псевдоноваторская заумь, справа - выпотрошенная до состояния чучела классика, а между ними большая куча такого…ну, такого… ну, которое я для ясности называю "переводной комедией". В театре еще может быть умно и интересно. Во всяком случае, я несколько раз такое видел.

Про цитаты из Ходорковского, пристуствующие в пьесе, авторы спектакля заявляют следующее:

"В спектакле действительно было использовано шесть цитат из интервью М. Ходорковского Б. Акунину, но не потому, что мы такие смелые (мы не такие смелые), и не потому, что мы считаем идеи Ходорковского единственно верными. А потому, что мы считаем, что имеем полное право обсуждать их где угодно и с кем угодно и, главное, потому, что они абсолютно точно выражают взгляды одного из героев спектакля. А информация, что мы хотели устроить игру "Найди все цитаты Ходорковского - выиграй трехдневный тур в СИЗО колонии № 10 общего режима г. Краснокаменска" не соответствует действительности".

Материалы предоставлены "Другим театром"
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325