Меню

"Другие" фантазии

Рецензия на спектакль Другого театра

8.12.09 00:00
AD
Спектакль "Штирлиц идет по коридору..." в "Другом театре"

Поход в театр на постановку, которой ещё не видел - это всегда лотерея. Даже если состав актёров знакомый, а отзывы о спектакле ты предварительно изучил в интернете. С первых минут постановки "Штирлиц идет по коридору" в "Другом театре" вы поймёте, что этот билет - счастливый. Оторваться от происходящего на сцене почти невозможно - все действие смотрится на одном дыхании.

В спектакле, поставленном по пьесе Аллы Соколовой "Фантазии Фарятьева", всего пять действующих лиц. И в какие-то моменты кажется, что это и вовсе моноспектакль - настолько каждый образ уникальный и целостный. Один мужчина и четыре женщины. Возможно, уже в этом перевесе таится какая-то неразрешимая проблема. Трагедия заключается в простом человеческом чувстве - любви. В пьесе, как и в жизни, всё крутится вокруг одного и того же.

Если вы зададите себе вопрос, к какому жанру относится этот спектакль, ответ найти будет непросто. Здесь часто плачут, часто кричат. Периодически смеются и даже танцуют индийские танцы. Но каждое действие на сцене органично вливается в общий игровой процесс, а зрители, затаив дыхание, ждут, что же произойдёт дальше.

Ключевая роль отведена Олесе Судзиловской. Её героиня Александра - спонтанная и ранимая девушка. Добрая, но легкомысленная. Слабая, но самоотверженная. В пьесе Александру - Шуру, как называет ее мать - бросает то в одну, то в другую крайность. Здесь и отношение к Фарятьеву, и отношение к разбившему ей сердце Бедхудову, который так и не появляется на сцене, но постоянно присутствует на ней во всех разговорах. Жизнь Александры - это балансирование на грани. Много слёз и много эмоций, но так мало счастья. В конце спектакля она всё-таки бежит к тому, кого любит всем сердцем, но будет ли она счастлива? Этого мы никогда не узнаем.

Павел Фарятьев (его играет Олег Макаров) только по профессии зубной врач, а по натуре мечтатель. Вечный конфликт "лишнего человека" реализован именно в его роли. Он добр, наивен и чист, словно младенец. Недаром тётя Павлика (Ирина Серова), рассматривая детские его фотографии, говорит: "Посмотрите, вот Павлик в два годика… А это - в семнадцать лет. А взгляд тот же, верно? Взгляд чистого ребенка".

И в этой фразе раскрывается суть характера Павла Фарятьева. Взрослого и одновременно совсем ещё юного человека. Фарятьев однако же должен быть некрасив: "некрасивый человек неопределенного возраста" как сказано в программке. Олег Макаров же слишком очарователен, чтобы испытывать к нему безразличие или тем более неприязнь. Поэтому и кажется странным, что Александра (вернувшаяся в театр после долгого перерыва Олеся Судзиловская), женщина чуткая и благородная, не может проникнуться тёплыми чувствами к такому порядочному и по-детски милому человеку. Но ответ здесь прост - она любит другого и с этим ничего не поделать.

Агния Кузнецова, знакомая нам по подростковой драме о 90-х "Все умрут, а я останусь" режиссера Валерии Гай Германики, а также по шокирующему "Грузу 200" Алексея Балабанова, здесь предстает перед нами в уже привычном амплуа подростка. Её роль самая динамичная и запоминающаяся в этой пьесе. Обусловлено это, конечно, её юностью, пылкостью и своенравием, свойственным наверняка не только героине Любе, но и самой Агнии. Она вносит в сюжет линию реализма, прагматичного отношения к жизни. В романтических мечтаниях сестры и матери Люба не видит ничего, кроме фантазий, и старается всеми силами спустить их с небес на землю. При этом девочка со свойственным ей подростковым максимализмом твердо уверена в своем собственном будущем счастье. В какой-то мере этот протест вызван тем, что мать заметно больше любит старшую дочь, говорит с ней нежнее, сильнее за неё волнуется. Детская ревность усиливает конфликт "отцов и детей" и вносит смуту в разговоры и размышления других героев.

Старшее поколение представляет в пьесе тётя Павлика и мать сестёр. Если тётя - такое же эфемерное мечтательное существо, как и сам Фарятьев, то мать наоборот смотрит на жизнь очень прагматично - или пытается делать вид. Ее играет Юлия Силаева, играет очень сильно, эмоционально, эмоции ее переходят от раздражения к безграничной радости. Она пытается подавить непослушание Любы и уберечь от ошибок старшую Александру, но зрителю с первых минут спектакля становится понятно, что спасать-то нужно именно её, одинокую, покинутую мужем женщину, вынужденную быть в доме и мамой, и папой. Образ женщины одинокой, чья тоскливая жизнь, скорее всего, никогда не изменится, Юлия Силаева донесла до нас блестяще.

Актёр должен слиться со своим героем, полностью подавить своё я - лишь тогда зритель поверит в происходящее. В спектакле "Штирлиц идёт по коридору" мы не видим актёров, мы видим людей. Видим советские 70-е годы, обшарпанные стены, унылый быт, заключённый в схеме "работа-дом-работа". И неудивительно, что в ситуации, когда ничто вокруг не радует, появляются люди "с другой планеты". Люди с " миссией". Люди с мечтой.

Люди, которые не хотят верить в то, что человеческая жизнь проходит впустую, ничего не оставляя после себя, ничего не знача, ничего не изменяя. Мечтатели этой пьесы - Фарятьев с тётей - отрываются от земли и кажутся счастливыми лишь в тот миг, когда полностью верят в какое-то особое предназначение человека, другие миры, где люди любят друг друга и не бывает ни ссор, ни бед. А в следующий миг, когда реальность заставляет их посмотреть по сторонам, они оказываются несчастными - возможно, самыми несчастными в этой постановке, ведь они не любят реальную свою жизнь, и доставляют им радость лишь иллюзии.

Каждый образ и каждый герой здесь самобытен. Спектакль заставляет задуматься о тех человеческих ценностях, которые мы часто упускаем из виду. Пасмурное небо, хмурые лица в метро, а среди них кто-то сидящий с блаженной улыбкой. И ты не знаешь, чего больше бояться - злости или сумасшествия.

Мария Тринц

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325