Меню

Проект Фискеспрелль

Продукты из рыбы в детском рационе

AD


Норвежский Комитет по Вопросам Экспорта Рыбы совместно с компанией ИKEA и журналом «Растим ребенка» провёл детский кулинарный мастер-класс «Пять чувств с норвежской семгой».

Мастер-класс состоялся в рамках программы НКВЭР «Пять чувств с норвежской семгой» в магазине ИKEA Белая Дача. В нём приняла участие Юлия Сельесет (Julia Seljeseth), представитель НКВЭР в России. Занятие провели Илья Лазерсон, шеф-повар, директор «Кулинарной студии Ильи Лазерсона» и ведущий преподаватель студии Сергей Шихов. О детском питании рассказала известный диетолог Марианна Трифонова, соавтор и разработчик методики психобиокоррекции веса; главный диетолог проекта «Ты то, что ты ешь» на телеканале Россия.

На мастер-классе юные кулинары познакомились с полезным и вкусным продуктом - свежей норвежской семгой - и узнали, как можно быстро и легко приготовить эту вкусную и полезную рыбу. Они узнали много нового и интересного об обитателях Северного моря. Знакомство детей с норвежской семгой началось с 5-ти базовых чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. А затем Илья Лазерсон в веселой игре продемонстрировал её приготовление с разноцветными овощами и ароматными приправами.

Под наблюдением профессионалов ребята приняли участие в приготовлении оригинального блюда «Сундучок с сокровищами» (норвежская семга в фольге на подушке из овощей) – ведь норвежская семга настолько легка в приготовлении, что справиться с этим смогли даже самые маленькие. Каждый ребенок сам решал, какие «сокровища» он положит в сундучок. Увлеченные рассказами о рыбе и ее полезных качествах, новоявленные мастера кулинарного дела старательно нарезали продукты и формировали из них блестящие коробочки. Главным условием игры для ребят была полная самостоятельность и полет фантазии, что и вдохновляло их на гастрономические подвиги! Так, в сопровождении детского смеха и одобрительных бесед взрослых, вслед за процессом приготовления прошла торжественная дегустация плодов детского творчества. Творения юных кулинаров послужили приятным и необыкновенно вкусным сюрпризом для их родителей, которые стали главными дегустаторами блюд маленьких поварят.

Все участники мастер-класса – малыши и их родители - получили памятные призы и подарки от журнала «Растим Ребенка» и Норвежского Комитета по Вопросам экспорта Рыбы, а также брошюры с рецептами по приготовлению норвежской семги.

Фискеспрелль - программа увеличения потребления морепродуктов детьми

Норвежское название проекта "Фискеспрелль" (Fiskesprell) состоит из слов "фиске" ("рыба") и "спрелль" - этим словом в норвежском языке описывают движение рыбы, извивающейся в прыжке над водой, и точно так же характеризуют подвижных и энергичных людей.

С чего начинался проект "Фискеспрелль"?

Норвегия в питании населения сталкивается с теми же проблемами (избыточный вес, заболевания, обусловленные образом жизни), что и другие европейские страны. Разработанный в связи с этим план действий опирается на тот факт, что для сохранения здоровья населению целесообразно увеличить потребление рыбы как постных, так и жирных пород.

Особенно необходимо повысить количество потребляемых морепродуктов детям и подросткам, а также молодым людям, которым совершенно не стоит лишать себя положительного для здоровья эффекта от потребления морских продуктов. Таким образом, к числу конкретных мер можно отнести реализацию ориентированных на детей и молодежь инициатив по стимулированию потребления ими морепродуктов. В интересах осуществления этих инициатив свои усилия объединили Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Министерство рыболовства и по делам береговой администрации Норвегии и Норвежский Комитет по Вопросам Экспорта Рыбы. Так появился на свет проект "Фискеспрелль".

Кто составляет целевой сегмент проекта "Фискеспрелль"?

Выбор пал на часть общества, в которой в наибольшей степени представлены различные социальные слои. Для реализации этой инициативы были выбраны детские сады и школьные учреждения. Персонал этих учреждений в состоянии повлиять на то, что дети будут любить и что - не будут, что они станут считать естественной составляющей своего повседневного питания и, следовательно, что будут употреблять в пищу, когда станут взрослыми.

Что мы знаем о детском питании?

Несмотря на то, что в последние несколько лет детскому питанию уделяется повышенное внимание, дети продолжают потреблять:

  • чрезмерное количество сахара
  • недостаточно грубых пищевых продуктов
  • избыточные количества жиров, особенно, насыщенных
  • слишком мало витамина D и железа
Более 90% детей в возрасте двух лет употребляют насыщенные жиры в количествах, превышающих рекомендованные нормы, а 80% четырехлетних детей потребляют слишком много сахара.

Детям следует:

  • употреблять меньше сладких напитков (фруктовых вод и газированных напитков)
  • есть гораздо меньше конфет и сладких продуктов
  • больше употреблять хлеба грубого помола и продукции из злаков
  • употреблять разнообразные овощи и фрукты
  • больше есть рыбы и морепродуктов

И дети тут ни в чем не виноваты: это мы, взрослые, обязаны предпринять все необходимые меры!

Зачем детям (и взрослым) употреблять больше морепродуктов?

Включение морепродуктов в рацион детского питания имеет многочисленные плюсы. Рыба и другие морепродукты - прекрасные источники питательных веществ, которые в других продуктах в значительных количествах не встречаются. К числу таких питательных веществ относятся:

  • витамин D, имеющий особое значение для состояния здоровья костной системы;
  • жирные кислоты омега-3 морского происхождения, которые важны для развития и функционирования мозга, а также сердца и иммунной системы;
  • йод, играющий важную роль в процессе превращения энергии;
  • селен, незаменимый для укрепления иммунной системы;
  • и, наконец, высококачественные протеины.

Итак: дети и подростки должны употреблять в пищу больше морепродуктов. А это им нравится? Не знаю как у вас в стране, но в Норвегии взрослые часто жалуются, что их ребенок совершенно не любит рыбу! Но никто ведь и не появляется на свет с врожденной любовью к шоколадкам, точно так же, как человек не может родиться с нелюбовью к рыбе.

Так откуда же пошел этот миф о том, что дети не любят рыбу? Если прямо спросить об этом ребенка, он точно скажет, что рыбу не любит... Но на вопрос, любит ли он макароны с семгой или рыбные палочки, ответ следует всегда один: "Да, люблю!" Тем не менее, ребенок утверждает, что рыба ему не нравится!

Какой урок мы извлекаем из этого?

Перечислим некоторые важные соображения, которые организаторы проекта "Фискеспрелль" стремятся донести работе с детьми:

  • Мы должны прекратить спрашивать ребенка, нравится ли ему рыба. Вместо этого можно спросить, любит ли ребенок то или иное блюдо, в котором морепродукты присутствуют в качестве ингредиентов. Например, макароны с семгой. В конце концов, никто ведь не спрашивает у ребенка, нравится ему коровка или поросенок, или нет!
  • Важное значение имеет отношение к сказанному, которое демонстрирует взрослый. Дети внимательно прислушиваются к нашим словам; они замечают выражение лица взрослого.
  • Больше всего детям нравится то, что они приготовили своими руками. Лишь взрослый полагает, что еда, приготовленная кем-то другим, вкуснее. Малышам нравится участвовать в приготовлении еды. И это весьма неплохой учебный процесс. Таким образом, мы поощряем стремление детских садов и школ к тому, чтобы превратить приготовление еды в образовательную деятельность.
  • По мере взросления вкусы человека меняются. То, что сегодня кажется вкусным, назавтра может вдруг показаться совершенно невыразительным... Не стоит напоминать ребенку, что он любит, и что - нет. Пусть малыш пробует и решает сам.
  • Постараемся сосредоточиться на удовольствии, которое приносит еда, и превратим морепродукты в естественную составляющую питания. Если ребенок ест рыбу - не стоит особо поощрять или хвалить его.
  • Таким образом, вот ответ на этот вопрос: да – дети любят морепродукты. Если ребенок отвечает на вопрос отрицательно, значит: либо кто-то научил его отвечать именно так, либо повар когда-то не слишком удачно справился со своей работой.

В рамках проекта "Фискеспрелль" разработан курс для персонала детсадов, в котором центральными вопросами являются следующие:

  • знание детского питания, морепродуктов и связанных с питанием полезных факторов
  • стимулирование творческого подхода и передача практических навыков в приготовлении морепродуктов в детских дошкольных учреждениях
  • рекомендации по активному использованию времени приема пищи в повседневной обучающей деятельности.

На правах информационного бюллетеня

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325