Меню

Волшебный край дюн

Отпуск на Куршской косе

AD

"Мне приснились стихи на четыре куплета,
По четыре строки от прошедшего лета,
Звуки, запахи, блики и волны,
Сосны, дюны, спокойствия полны…

Мне приснились пески и тенистые рощи,
На четыре строки, что, казалось бы проще?
Вот они у меня под ладонью,
Записать тороплюсь, но … не помню."

Наталья Минц (Могли)

Всё началось с того, что я сказала мужу: "Всё! Хочу на море!"

Ничего необычного в этих словах не было бы, если бы не тот факт, что последнее время я отдыхала в северных широтах – на Соловках, в Архангельской области, в Норвегии. Да, я восхищаюсь природой севера, она меня завораживает, но мне вдруг так захотелось покупаться в море и позагорать, что я высказала это мужу.

Мы оба не любители жарких стран, поэтому южные моря отпадали. И тут меня осенило! Я вспомнила разговоры с коллегами по работе о Светлогорске и их восторженные отзывы об этом городе. Муж поддержал, но было решено отдыхать на Куршской косе, чтобы иметь возможность покупаться не только в холодном Балтийском море, но и в теплом Куршском заливе, а в Светлогорск можно съездить на автобусе на экскурсию (рассказ о том, чем эта экскурсия закончилась - еще впереди).

Куршская коса находится на юго-восточном побережье Балтийского моря. Начинаясь от небольшого калининградского городка Зеленоградска, она тянется в море на 98 километров - сначала по российской территории, а затем по литовской, - образуя Куршский залив. На 48-ом километре проходит российско-литовская граница. Заканчивается Куршская коса уже в Литве, недалеко от города Клайпеда, до которого с косы ходит паром (от суши косу там отделяет всего лишь 300 метров). Ширина косы колеблется от 400 метров в районе поселка Лесное (самое узкое место) до 4 км у поселка Рыбачий.

Пока я рыскала в интернете в поисках пансионатов в Лесном, Рыбачем, Морском (трех поселках, расположенных на российской части Куршской косы), муж, досконально изучив карту, подвел итог: "Надо отдыхать в Морском: там кругом дюны, и самая высокая в Европе дюна Эфа! Там такие классные фотки можно сделать!" Я не спорила - в плане поиска интересных и красивых мест для отдыха у мужа интуиция.

Так я переключилась на поиск турфирм, предлагающих путевки в Морское. На момент поиска нашлась только одна такая фирма – "Сервис Вояж", где мы и купили путевки в гостевой дом "Морское" (теперь он переименовался в "Морскую звезду"). Это небольшой симпатичный отель, трехэтажный, всего на 14 номеров. Сразу скажу: отель и наш номер мне очень понравились (и всего-то 2600 рублей за номер в сутки, включая завтраки).

Решено было лететь самолетом: во-первых, быстрее; во-вторых, отпадала необходимость решать вопросы, связанные с пересечением литовской границы; а в-третьих, турфирма организовывала трансфер от аэропорта до отеля на машине, что очень удобно, особенно для желающих отдыхать на Куршской косе. Дело в том, что от калининградского аэропорта до поселка Морское (равно как и до других поселков Куршской косы) автобусы не ходят. А до косы от аэропорта ехать около 30 км, и дальше по косе еще 44 км! Поселок Морское находится на 44-ом километре, в 4-х километрах от границы с Литвой.

Мы вылетели из Москвы в Калининград из аэропорта Домодедово. Полет длился 1 час 50 минут. Еще в самолете мы заранее перевели часы на Калининградское время - на 1 час назад. В Калининграде в аэропорту Храброво нас ждал, несмотря на почти 2-хчасовую задержку рейса, представитель турфирмы, который на машине довез нас до отеля. Ехали мы примерно около часа.

Стоит отметить, что Куршская коса является Национальным парком, и потому въезд на нее платный. КПП находится радом с Зеленоградском. В зависимости от категории людей и машин установлены различные тарифы: за проезд автомобиля плюс плата с каждого пассажира. Плата также взимается и с велосипедистов, и с пешеходов. Естественно, если вы пересекаете КПП на рейсовом автобусе, с вас платы не потребуют – она уже включена в стоимость билета (билет от Зеленоградска до Морского стоит 46 рублей), равно как и с тех туристов, кто приехал сюда отдыхать по путевке. Для жителей косы, а также для транспорта турфирм, обслуживающих дома отдыха на косе, выдаются специальные пропуска.

Куршская коса – удивительный природный мир, полный контрастов! Здесь и хвойные, и лиственные леса, болота и луга, и, конечно, дюны – огромные горы песка! Если пересечь косу поперек, то получится следующая картина: вдоль Балтики тянутся песчаные пляжи, которые упираются в склоны невысоких дюн, перевалив через которые и пройдя через небольшой лесок, вы очутитесь на шоссе, которое тянется вдоль всей косы. За шоссе – снова лес, постепенно поднимающийся по склону дюн… И вот, наконец, – те самые огромные горы песка – дюны, с которых открывается вид на Куршский залив.

Мы ехали на машине к нашему отелю, по обе стороны шоссе высились леса, но мы знали, что по левую сторону, за лесом находится Балтийское море, а справа – Куршский залив.

Наконец-то настал тот долгожданный момент, когда мы прибыли в наш отель. Милая и доброжелательная девушка на reception провела нас на второй этаж в наш номер. Мне понравилось в нем все: удобные кровати (и что удивительно - с удобными матрасами и подушками), маленький холодильничек высотой примерно 50 см, окна, выходящие на две стороны (одно из них – на Куршский залив), просторный и чистый санузел с душевой кабинкой и большим количеством полотенец (аж 3 штуки на человека).

Приехали мы вечером, но это не помешало нам, спустя всего пару часов, обнаружить в поселке достопримечательность. И какую! Лебяжий пруд, в котором жили два лебединых семейства: две пары лебедей и 17 маленьких лебедят. Стоило нам подойти поближе, они стали выбегать к нам на берег: видимо уже усвоили, что люди приходят сюда не с пустыми руками. К сожалению в тот раз у нас с собой ничего не было – мы же не знали! Но потом вошло в привычку каждый день покупать по батону белого хлеба, и ни один день не проходил без кормежки.

А ночью была гроза!.. Лил дождь, сверкали молнии, грохотало…

Наступившее утро было пасмурным. Таким же было и мое настроение - "Ну вот, приехала позагорать", - думала я.

В мрачном настроении мы позавтракали, а потом произошло чудо - как по мановению волшебной палочки, небо прояснилось и засверкало солнце! И так происходило почти каждый день нашего отпуска: ночью дождь, утром пасмурно, а часам к 11 выгдядывало солнце.

Нас это устраивало, и вообще устраивала погода на Куршской косе: солнечно, тепло, но нет изнуряющей жары (мы были там в период с 25 июля по 5 августа). Днем было градусов 24-26 (нам потом говорили: "Вам просто повезло с погодой"). Забегая вперед, скажу, что сразу после нашего отъезда, в Калининградской области начались дожди.

В первый день нашего отдыха, разузнав, что в 40 минутах ходьбы по побережью Куршского залива в сторону Литвы есть красивое озеро с таким же красивым названием - Лебедь (не путать с Лебяжим прудом в поселке), мы решили прогуляться туда после завтрака. "Прогулка" вылилась в многочасовой турпоход по дюнам и заливу (в буквальном смысле этого слова).

Пройдя метров 200 от поселка по побережью залива, мы поднялись на невысокую дюну, откуда мой муж обрисовал мне перспективы нашей "прогулки". Мне было предложено "прогуляться" до озера не по побережью, а по дюнам, якобы срезав приличное расстояние. Посмотрев, куда показывает мой муж, и прикинув свои походные возможности в плане удобной обуви, я согласилась. И правда, - мне показалось, что так будет короче.

Поначалу мы шли по невысоким дюнам, среди редких молоденьких сосен, постепенно поднимаясь все выше и выше. А выше росли сосновые леса. Мы шли по кромке леса, а когда подходили к нему слишком близко, из него вылетала стая комаров и набрасывалась на нас! Так что часть подъема мы преодолели бегом! Муж подшучивал надо мной: "То ты говорила, что ноги не идут, а сейчас ты как в армии командуешь – "Бегом, бегом!"

И вот наконец-то мы выбрались на открытое дюнное пространство, комары остались в лесу, подул ветерок, а нам открылся потрясающий вид на Куршский залив и дюны! Ландшафт был очень интересный, с виду напоминающий степь – песок и отдельные кустики цветов и травы.

Пройдя еще немного, мы обнаружили смотровую площадку, откуда и увидели наше красивое озеро, к которому шли. Но спуститься к нему с дюн в этом месте не было никакой возможности. Либо назад, либо вперед. Назад к комарам не хотелось, поэтому решили идти дальше, поискать более пологий спуск.

Спустившись со "степной" дюны по небольшому откосу, мы оказались на "пустынной" дюне - сплошной песок, вернее горы песка на многие сотни метров вокруг! Идти по песку босиком очень тяжело (у меня уже сильно болели ноги…) А кругом – пустыня. Впереди маячила вершина (как позднее мы выяснили – гора Красная), за которой, по нашим подсчетам, должен был начаться спуск… Странное ощущение, когда долго идешь среди песков - кажется, что вершина очень далеко, а на самом деле до нее всего метров 50.

И вот мы на вершине! Нам открылся изумительный вид сразу и на Балтийское море и на Куршский залив! И ощущение: "Я смогла!"

Передохнув, мы пошли дальше в поисках оптимального спуска. Глядя со стороны на дюны, нам казалось, что спуститься запросто. Но когда ты наверху, и подходишь к краю, - то казавшийся снизу таким пологим спуск, с высоты таким уже не является. Так мы и шли, пока мой муж не сказал: "Все, надо спускаться, а то уже приграничная зона видна".

Спустившись по песочной стене (что оказалось легче, чем мы думали), мы оказались в небольшом лесу. Продравшись сквозь заросли крапивы, малины и ежевики, попутно увидев удирающую от нас косулю, - мы, наконец-то, очутились у залива и тут же бросились купаться!

Побултыхавшись немного (слово "поплавали" здесь вряд ли уместно, ибо залив очень мелкий), мы отправились в обратный путь. Вернее были отправлены в обратный путь пограничником, который неожиданно появился из-за мыса: все же приграничная зона – это вам не шутки!

Обратно мы шли по побережью. Вначале все было нормально. Но скоро на нашем пути стали появляться буреломы: залив подмывает берег и деревья падают, полностью загораживая проход. Сначала были небольшие завалы и мы обходили упавшие деревья по воде. Но чем дальше, тем все больше приходилось углубляться в залив, чтобы обойти деревья. Под конец нашего пути мои джинсы были почти полностью мокрыми. А мне было все-равно, и, в какой-то мере, даже радостно!

В отель мы вернулись под вечер – уставшие, голодные, но радостные, полные впечатлений от прогулки по дюнам! Было решено поужинать в ресторане, который находился в нашем отельчике. Вначале мы планировали покупать еду в магазине (в Морском один магазин, но в нем есть все), ибо, по нашим прикидкам, ресторанное питание выходило очень дорого; но, поужинав один раз в ресторане и попробовав блюда местного повара, мы уже не смогли отказаться от такого! Мы перепробовали почти все блюда (даже угря и акулу), а повар, узнав наши предпочтения в еде, всегда нарезал нам к мясу или рыбе много-много разных овощей. Нам также довелось попробовать карамбулу – то ли овощ, то ли фрукт (повар и сам не знал), но с приятным кисловатым вкусом и в нарезанном виде в форме звездочки.

Ужинали мы каждый день в ресторане, а обед у нас состоял из йогуртов, кефира, сыра или колбасы, купленных в местном магазинчике. Да и не было нас днем в отеле – то на пляже, то на экскурсии, то в походах… Кстати, по возвращении домой мы подсчитали наши расходы на питание, и получилось, что мы полностью уложились в планируемую сумму – 500 рублей на человека в день.

А в местном магазинчике действительно было всё – и продукты, и парфюмерия, и хозтовары… Мы даже шлепанцы мне там купили! Там был даже прокат пляжных зонтов – 50 рублей на день и в залог 250 рублей.

Обнаружив на третий день нашего отдыха залив "цветущим", мы перешли на другое побережье – на Балтику. Вопреки моей уверенности ,что море будет холодным, Балтика оказалась на удивление теплой! После этого открытия мы ходили купаться только на Балтику, хотя от отеля до нее было километра два, а до Куршского залива метров 100, да и "цвел" то он всего-то пару дней.

За 10 дней, что мы были в Морском, Балтику мы видели каждый раз разной. И удивительно спокойной, и штормящей! Спокойная Балтика мне показалась волшебной – до того она была красива! Синяя-синяя, спокойная гладь моря, переходящая в такое же синее-синее небо, где не различим горизонт!.. А как красиво было море белыми барашками волн на фоне морской синевы и белизны песка с высоты смотровой площадки!.. Каким волнующим оно было во время шторма!..

Морское – поселок очень уютный и малолюдный: несколько стареньких одноэтажных домишек местного населения, и два отеля - наш ("Морское") и "Досуг" (такой же небольшой, как и наш). Поэтому и пляжи почти пустые и на Балтике, и на Куршском заливе: отдыхающие рассредотачиваются по побережью примерно через каждые 100-150 метров (посему, я позволила себе даже позагорать топлесс). И хоть нет на пляже кабинок для переодевания, переодеваться можно спокойно прямо на пляже: никто не обратит на тебя внимания. А вообще всегда можно было найти уединенное местечко и на море, и на заливе.

Вообще, Куршская коса – это волшебное место! Удивительная красота и разнообразие ландшафтов, леса, чистый воздух, величественные дюны, волнующее своей переменчивостью море, поражающий своей красотой залив, покой и тишина.

Но мы не ограничились Морским. Съездили на экскурсию в Калининград (бывший немецкий город Кенигсберг), в Светлогорск (Раушен), у нас была велосипедная прогулка в поселок Рыбачий, мы поднялись на самую высокую дюну в Европе – Эфу, побывали в музеях "Национальный парк Куршская коса" и "Музей русских суеверий", ну и конечно же совершили променады по янтарным магазинам и лавочкам.

Экскурсию в Калининград организовывал партнер "Сервис Вояжа" - "Балтик Тур". На двоих экскурсия стоила 3900 рублей. Дорого! Но это было впервые в жизни, что для меня проводили индивидуальную экскурсию. Утром в Морское за нами заехал автомобиль "Балтик Тура", а в Калининграде к нам подсела женщина-гид. Мы посетили Музей янтаря и Кафедральный Собор. Было очень интересно – редко встретишь увлекательно рассказывающего экскурсовода.

В Музее янтаря я подолгу рассматривала чуть ли не каждый экспонат – удивительных оттенков все же бывает этот камень! Потом нас провезли по городу, показывая достопримечательности, а затем предоставили свободное время, посоветовав сходить в зоопарк, что мы и сделали. Зоопарк небольшой, но в нем все чисто и аккуратно. За один час свободного времени мы успели посмотреть кошек, оленей, пеликанов, ламу… Потом перекусили в кафе рядом с зоопарком, после чего нас отвезли на машине обратно в Морское.

Поводом для поездки в Рыбачий стала необходимость купить кое-какие лекарства. В Морском их тоже можно купить у местного врача, но именно в этот день (в четверг) врач был в разъездах по вызовам. В нашем отеле мы взяли напрокат велосипеды (50 рублей за час) и отправились в Рыбачий, до которого было 10 км. Я люблю велосипедные прогулки, но уж очень неудобное седло было у велосипеда… На обратном пути, дабы отвлечься от болевшего соответствующего места, я пела песни. К сожалению в Рыбачем аптека тоже была закрыта – видно день у них такой на косе… Чтобы уж не совсем зря прошла наша поездка, мы заехали посмотреть на озеро Чайка, что рядом с Рыбачим. Небольшое озеро, но очень красивое, как и все на косе…

В музей "Национальный парк Куршская коса" и "Музей русских суеверий" мы поехали на автобусе.

К сожалению, автобусное сообщение на Куршской косе нам не понравилось. Дело в том, что между Морским и Зеленоградском (что расположен у основания косы) курсирует один-единственный автобус и интервалы между автобусами составляют около 3 часов. Пользуйтесь попутками! Исключение составляют утренний и вечерний рейсы. Автобаза находится в Светлогорске, и поэтому самый первый рейс начинается там (Светлогорск-Зеленоградск-Лесное-Рыбачий-Морское), в Морское автобус прибывает в 8.30 утра. А самый последний автобус выходит из Морского в 18.50 и идет до Светлогорска.

Автобусная остановка находится "в двух шагах" от нашего отеля. Сев в 12.30 на автобус, мы за 40 минут доехали до музея, который находится между Рыбачим и Лесным, на 14-ом километре Куршской косы. Оба музея находятся в лесу, недалеко от Куршского залива.

В музее "Национальный парк Куршская коса" я узнала много интересного про Куршскую косу. Оказывается, своим названием она обязана племенам куршей, проживавшим там до нашей эры. А история косы оказалась трагичной. Оказывается, в XVIII веке население косы усиленно вырубало леса под пашни. Это привело к тому, что пески пришли в движение, и под действием ветра стали двигаться к заливу и многие деревни были погребены под ними. Песок ссыпался в Куршский залив, приводя его к обмелению. Тогда стали срочно принимать меры: снова засаживать все деревьями, кустарниками и травами-песколюбами. Работы по укреплению подвижных дюнных песков продолжаются до сих пор. Для этих целей и был создан в 1987 году Национальный парк "Куршская коса".

"Музей русских суеверий" мне понравился своей необычностью - он расположен в небольшом двухэтажном деревянном домике и там живут лешие, домовые, водяные, русалки, кикиморы… Не настоящие конечно же, а их фигурки, вырезанные из дерева Михаилом Семеновым. Музей был создан в 2002 году при поддержке Фонда национальных парков. Тут также "водятся" боровички, лесавки, пущевики, дворовые, жировики, злыдни, хлебные, шишиги… Все это персонажи славянской мифологии, - духи, населявшие, согласно представлениям предков, окружающий нас мир. Около каждой фигурки есть табличка с описанием, кто это такой. Я думаю это увлекательно посмотреть не только взрослым, но и детям.

Самая высокая дюна в Европе – Эфа (61 метр) – находится на 42-ом км косы. Чтобы добраться до нее, надо было пройти 2 км от отеля до шоссе, и, вдоль шоссе, еще 2 км. Там, почти от самого шоссе, начинается официальный подъем на Эфу (именно туда подъезжают экскурсионные автобусы, останавливаются, а дальше туристы идут пешком – подъем специально выложен ступеньками). Там же, около стоянки автобусов, выставляют свои янтарные сувениры продавцы. Это янтарное раздолье было самым ближайшим к отелю и именно там я купила два красивых кулона из "королевского" янтаря, хотя глаза разбегались и хотелось еще! От разорения мой кошелек спасла только удаленность нашего отеля от сувенирных и ювелирных магазинов.

Мы добирались до Эфы лесом, немного срезав путь. Эфа оказалась поросшей сосновым лесом. Со смотровой площадки Эфы открываеся потрясающий вид на Куршский залив, более низкие песчаные дюны, прилегающие к Эфе, и поселок Морское. Кстати, как выяснилось позднее, именно там на дюне Эфа снимался фильм "Белое солнце пустыни". И Саида закапывали не в пески Туркестана, а в дюнные пески Куршской косы.

Нам предлагали еще массу других экскурсий, на которые было бы интересно поехать, но... (в этом минус Морского) большинство из них начиналось в Светлогорске – это и экскурсия в Балтийск (с посещением крепости Пилау и магазина янтарных изделий в поселке Янтарный), в Польшу, прогулка на крейсерской яхте по каналу Балтийск-Калининград и на катере по реке Тава и Куршскому заливу.

Так много оказалось непосмотренным! Зато есть повод снова вернуться в те края!

Думаю, если бы мы знали все ньюансы Куршской косы, то спланировали бы поездку иначе, поделив отпуск на познавательную часть и просто отдых. Первую неделю мы пожили бы в Светлогорске и поездили бы на экскурсии, а на вторую неделю перебрались бы в Морское – отдохнуть, покупаться, позагорать, погулять по лесу и по дюнам. Собственно одна семейная пара, проживающая в одном с нами отеле, так и сделала.

Что касается контингента, то в Морском отдыхают в основном семейный пары, в том числе и с детьми, а также пожилые люди. Из молодежи я видела только тех, кто приезжал в Морское на автобусе на экскурсию.

Самая "увлекательная" экскурсия у нас получилась в Светлогорск! Чтобы успеть вернуться в Морское на последнем автобусе, нам нужно было выезхать из гостиницы в 8:30 утра. Так как вставать так рано совсем не хотелось, мы дотянули эту поездку до последнего дня. Однако Светлогорск посмотреть хотелось во что бы то ни стало. В последний день нашего пребывания в Морском, встав-таки в 7 утра, мы обнаружили за окном проливной дождь… Помня, что поутру всегда так, мы все же поехали. Я надеялась - пока доедем, прояснится… Ничего подобного! Дождь лил весь день. Увы, именно в этот день нашего отпуска на Куршской косе дождь лил весь день…

За один час с небольшим мы доехали до Зеленоградска, пересели на автобус до Светлогорска, и в 11 часов были на месте. В общей сложности дорога от Морского до Светлогорска заняла 2,5 часа. А дождь все лил и лил… Желания гулять по городу под проливным дождем не было. До обратного автобуса было еще много времени. Проходя мимо почты, мой муж воскликнул: "О! Здесь должны продаваться карты города!" И точно – продавались! Изучив карту, он сказал, что обратно до Зеленоградска можно доехать на электричке, не дожидаясь автобуса, а железнодорожная станция в Зеленоградске рядом с автовокзалом, - так что мы успеем даже не на самый последний автобус до Морского. И мы направились к электричке.

Хоть лил дождь и было холодно, и нам было совсем не до разглядывания достопримечательностей, не заметить красоту и "уют" Светлогорска было просто невозможно. Как было бы здорово гулять здесь в хорошую погоду! Было очень обидно, но сами виноваты, что дотянули до последнего дня…

А дальше было "мрачное" возвращение домой. Электричка отходила буквально через 30 минут. Кстати время в расписании электричек стоит московское! Нас это чуть не сбило с толку. Билет на электричку до Зеленоградска стоил 46 рублей (автобусный билет – 52 рубля). Мы очень быстро (по сравнению с автобусом) доехали до Зеленоградска, действительно успели на автобус и приехали в Морское, расстроенные неудачной поездкой и тем, что завтра утром мы должны были возвращаться в Москву.

К дождю прибавился шквалистый ветер… Но к вечеру небо неожиданно прояснилось, и мы рванули на Балтику смотреть закат. Боже, какие красивые там закаты! Каждый раз красивые по-разному… Разное небо, разное море… В последний раз Балтику штормило, и это было потрясающе! Дул сильный ветер, мы замерзли, но ушли с пляжа только, когда солнце окончательно село.

Согревшись в расположенном у пляжа кафе, мы отправились в отель собирать вещи, а на следующее утро мы пошли прощаться с Куршским заливом.

Светило солнце, и день обещал быть очень теплым. Муж говорил мне: "Солнышко, ну посмотри на меня, улыбнись – давай я тебя сфотографирую…" А я сидела на коряге у воды, позади были дюны, а я грустно смотрела на залив и думала: "Еще бы всего недельку побыть здесь… еще бы недельку…"

galene

Статья участвует в конкурсе "Заметки путешественника<
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325