Меню

Современные кинозолушки

Лучшие мелодрамы для осеннего вечера

30.08.10 00:00
AD
Лучшие мелодрамы для осеннего вечера

Классика фильмов для мужчин - мужчина, в одиночку решающий все проблемы. Классика фильмов для женщин - женщина, находящая мужчину, решающего все проблемы. Еще Шарль Перро воплотил голубую мечту всех бесприданниц и фантазерок в бессмертной сказке «Золушка». В более современных версиях сюжета замарашка из прислуги превратилась в безденежную, но гордую горожанку, а принц - в преуспевающего бизнесмена.

И хотя буквальные переложения старой сказки на новый лад выходят регулярно (например, придурковатая школьная «История Золушки» 2004 года), сердце современной женщин трогают именно истории о принцах-олигархах. Ведь только в их силах сделать девушку настоящей принцессой. К тому же в кино даже у королей (то есть у бывших принцев, обремененных детьми, королевством и прочей прозой жизни) нет брюшек, дурных привычек и любимых жен.

У них
Начнем с фильмов из страны, где олигархи появились несколько раньше.

Красотка / Pretty Woman
(1990)


Вершина и олицетворение фильмов о современных Синдереллах. Во-первых, девушка здесь проходит наиболее длинный путь, от малоудачливой дежурной по тротуару до Прекрасной Дамы на вершине пожарной лестницы. Именно оттуда Джулия Робертс, спец по исполнению недотыкомок с золотым сердцем, оценивающе глядит из окна на будущего мужа и успешного рейдера (!), пыхтящего внизу. Фильм примечателен по двум причинам. Во-первых, это один из самых успешных ромкомов в истории, давший старт целой лавине сентиментальных комедий 90-х - о непутевых женщинах и кавалерах, которые только их и поджидают. Во-вторых, он содержит еще одну древнюю историю, которая нынче стала неотделимой от золушкиной, историю Пигмалиона, превратившего булыжник в прекрасную, хорошо воспитанную барышню.


Смешная мордашка / Funny Face
(1957)


По всей справедливости, нельзя было ставить великих Одри Хепберн и Фреда Астера после Робертс и Гира. С другой стороны, в этой сказке гораздо меньше Золушки и гораздо больше Галатеи (или гадкого утенка, по выбору). До смешного интеллектуальная и очаровательная продавщица книг по имени Джо (Одри Хепберн) попадает в хищные лапы фэшн-редакторши, а из них - в нежные руки знаменитого фотографа Дика (Фред Астер), который аккуратно превращает синего чулка в принцессу. И не в переносном смысле, а в самом прямом: в финале картины Астер и Хепберн танцуют в полной бальной экипировке, на идиллической парижской лужайке, на фоне белоснежной церквушки! …Н ет, это однозначно «Золушка».


Госпожа горничная / Maid in Manhattan
(2002)


Типичная Золушка двухтысячных, горничная Дженнифер Лопес - сильная, решительная и ироничная, вдобавок - в одиночку воспитывает сына, мечтает о достойной карьере и разбирается в марках одежды получше, чем ее богатые клиенты. Такая принца не упустит, и крестных фей звать не станет; а вместо этого выдаст себя за принцессу, приоденется как следует и попадет со своим избранником на страницы таблоидов (в наши дни это все равно что помолвка). Мы, конечно, знаем, как часто сменяются женщины рядом с олигархом на страницах желтой прессы - но хеппи-энд уверяет нас, что дело вовсе не должно заканчиваться именно так. Характерно, что здешняя шоколадная принцесса вовсе не стала почивать на лаврах и перинах, а завела собственный бизнес.

У нас
Когда вместо карикатурных новых русских с автоматами на вершине пищевой пирамиды оказались вполне импозантные мужчины европейского вида, с хорошим вкусом в еде и одежде, российское кино не могло не среагировать. Вот несколько золушкиных историй, созданных отечественными кинематографистами.

Принцесса на бобах
(1997)


Проба пера времен долларовой эйфории, фильм ни на секунду не сомневается в нерушимости новорусского капитала. У здешнего принца Пупкова есть все - охрана, банк, самолет, - нет лишь благозвучной фамилии. Фиктивный брак с посудомойкой и дворничихой Ниной меняет все: интеллигентка Шереметева берет свое аристократизмом и целомудрием (заметьте разницу с зарубежными аналогами!). Не помогает решиться даже муж, классический русский диванный овощ. Остроумный сценарий и хорошие актеры заставляли поверить в эту как никогда сказочную историю - с екатерининскими садами и фейерверками, с мечтой олигарха о «честной и бескорыстной» прошлой жизни и тому подобным. Необычен для золушкиных историй и финал, где режиссер-идеалист демонстрирует без пяти минут принцессу в раздумьях: короноваться или ну его?

Олигарх
(2002)


Эпическая картина маститого Лунгина, хоть и маскируется под портрет эпохи, а все про то же - про любовь. Говорят, что в основу фильма легла биография Березовского, но, думаю, вы согласитесь - из Машкова олигарх поинтереснее будет. Не-Березовский пускается во все тяжкие, чтобы завоевать свою любимую, буквально кладет к ее ногам миллионы, сражается за любовь с всесильными органами… Но как и в жизни подобных персонажей, в фильме любимая женщина хоть и становится по факту принцессой, но отходит далеко на второй план, уходит, становится успешной сама по себе, возвращается вновь… Словом, не зря основным жанром отечественных бестселлеров стал женский иронический детектив.

Про любоff
(2010)


Кончились двухтысячные, и окончательно окреп и устоялся новый тип Золушки: эта нашла себе и охотничьи угодья, и по совместительству королевский дворец - застройку по Рублево-Успенскому шоссе. Спасибо за обновление образа нужно сказать писательнице Оксане Робски, буквально проделавшей весь золушкин путь до вершин столичного бомонда. Режиссер фильма, Ольга Субботина, садится на любимый конек: разоблачает жесть внутри гламурного мифа, не забывая о простой человеческой романтике. Здешняя золушка, безденежный педагог техники речи, встречает идеального ученика - бизнесмена, политика и обаяшки с бархатным голосом. Но под сказочной поверхностью кроются злобная мачеха (т.е. жена), обман, интриги и черный пиар. Этот фильм, в отличие от большинства упомянутых, не притворяется сахариновой сказочкой: здесь каждая стороная любовного треугольника действует на свой страх и риск, не считаясь с болью других.

Сказка о несчастной девушке в трудном семейном положении сильно изменилась за три века существования. Теперь дело спасения Золушки в основном - дело рук самой Золушки. И, слава Богу - никакого мракобесия, один юмор, находчивость и моральные принципы. И тыква остается только одна, обаятельная и лукавая тыква лысого Бондарчука.

Анна Санданова
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325