Меню

Консультация Елены Даниловой на Еве.Ру

Интеллектуальное и физическое развитие детей

AD
Интеллектуальное и физическое развитие детей

С 28 февраля по 11 марта на сайте Ева.Ру в форуме «Детская психология и развитие» проходила консультация Елены Даниловой, автора более 100 развивающих игр и методик, мамы двух сыновей и троих дочерей. Ниже мы приводим самые интересные вопросы и ответы, прозвучавшие на консультации:

Вопрос: Сейчас много написано книг на тему развития детей. Подскажите, как выбрать правильную методику? На что ориентироваться?

Ответ: Книг, действительно, много. И методик с каждым днем становится всё больше и больше. И при выборе методики или просто направления, в котором вы двигаетесь (сочетая, например, несколько методик), нужно учитывать, в первую очередь, особенности своего ребёнка. Конечно же, надо учитывать и свой темперамент. Что я имею в виду? Давайте разберемся. Есть дети очень шустрые, активные, они не сидят на месте ни секунды. Таким ребяткам не подходят, например, занятия с карточками или занятия по «развивающим» тетрадкам, где надо что-то соединить, обвести, закрасить. Или наоборот, малыш спокойный, часами может сидеть и рисовать или играть. Такому ребёнку будет сложно заниматься там, где надо бегать, прыгать, часто менять вид деятельности. Или мама. Ведь мамы тоже все разные. Одной маме ничего не стоит приготовить массу нового материала (карточек, например) каждый вечер - на следующий день занятий. Она не сможет заниматься, к примеру, по методике Домана, можно даже не пробовать начинать. А взять что-то принципиально другое. В том числе, подборки готовых занятий и материалов, которые сейчас можно скачать в интернете и только распечатать…

Вопрос: Здравствуйте, Елена! А на Ваш взгляд, что в принципе входит в понятие развития ребёнка и в чем принципиальное отличие от обучения?

Ответ:
Давайте начнём с конца. Что такое обучение? Вот если человек не умел читать, а потом ему всё рассказали, показали, потренировали навыки. И теперь мы имеем читающего человека. Можно сказать, что мы его научили читать. Верно? Можно научить считать, различать континенты на карте, научить рисовать зайчика и домик, научить плавать, резать ножницами. Словом, обучение, это когда один человек даёт другому совершенно конкретные знания, умения, навыки. А что же тогда развитие? Если попробовать дать определение, просто и понятно, то это создание среды, в которой ребёнок сам освоит нужные ему знания, умения и навыки, те, которым он уже готов. Развитие - это не то, чем можно «щеголять». Можно похвастаться подружкам, что ребёнок научился читать? Да, конечно. Результат налицо!

Вопрос: Как вы относитесь к занятиям по методике Монтессори?

Ответ:
К методике Монтессори я отношусь очень хорошо. Но, как я уже писала, не каждая методика подходит всем детям. Универсальных методик нет. А сейчас все мамы считают своим долго в обязательном порядке водить малыша в Монтессори-центр. Да и центры - очень разные. Одни используют элементы методики, другие делают всё досконально по-Монтессори. Хорошо это или плохо? За глаза трудно сказать. Бывают очень хорошие Монтессори-центры, где, тем не менее, лишь немного используют эту методику. А бывают те, кто свято соблюдает все тонкости, но детям там скучно и занятия неэффективны. Занятия в любом центре держатся прежде всего на педагоге, который ведет занятие, который общается с детьми. А уж по какой методике он это делает, не всегда важно.

Вопрос: Здравствуйте. Скажите, вы согласны с Масару Ибука, на самом деле "после трех уже поздно"?

Ответ: Нет, я не согласна. Может, это слишком самоуверенно, но я склонна верить своим глазам. А мне приходилось видеть детей, которых мамы начинали развивать довольно поздно, но при этом дети делали значительные успехи. Конечно, в первые годы жизни дети развиваются наиболее интенсивно. И за первые годы ребёнок проходит такой же путь (если не больше), как за всё обучение в школе. Но если даже начать в 4-5 лет, а то и в 6-7 лет, то вы еще успеете восполнить пробелы. Но если дотянуть до школы, то потом уже трудно будет добиться явных успехов. Мне посчастливилось общаться с педагогами школы-студии «Грамотей» (станица Северская Краснодарского края), куда приходят детки с 4-5 лет. Это обычные сельские дети, с которыми никто никогда ничем не занимался, их родители смотрят сериалы и грызут семечки на лавочке. Но если школа рядом (обычная общеобразовательная школа), то почему бы не отвести ребёнка «на подготовку». Так вот, педагоги дошкольной студии творили просто чудеса! Из средних сельских детей они делали сильных первоклашек. А потом, подрастая, эти ребята становились победителями всероссийских олимпиад и конкурсов. Так что, не всегда после трёх уже поздно!

Вопрос: В Японии, как и в Индии, ребенок до 5 лет считается "принцем" или "принцессой". Взрослые заботятся и опекают малышей исходя из этой концепции, позволяют им накапливать любовь. В этом случае корректировки, вмешательство родителей или педагогов могут только навредить. Что вы думаете об этом, исходя из вашего личного опыта?

Ответ: В Японии, как и в Индии, совершенно другие социальные и культурные традиции. И если ребёнка сначала считают принца, то по достижению 5 лет в Японии, например, ему так «закрутят гайки», что ему больше никогда нельзя будет делать то, что хочется. И это происходит всегда и со всеми. И ребёнок даже и не пытается сопротивляться. О японской традиции воспитания и образования и вообще о японской культуре очень советую почитать книги Овчинникова «Ветка сакуры». Очень здорово всё в голове ставит на место. И уже совершенно не хочется рассуждать на тему, как стоит воспитывать детей. Мы живем в другом мире. У нас совершенно другой менталитет, другие традиции. И нужно жить и до пяти лет и после пяти лет в рамках именно этих традиций, а не каких-то других. Даже мелочи, не слишком важные, не слишком значимые, и то могут влиять на общий облик ребёнка, приехавшего из другой страны. Например, в Южной Америке дети совершенно свободно могут усесться или даже улечься на полу в магазине и начать играть в игрушки с полок, читать книги. Но если ребёнок в России сядет на пол в магазин и начнет играть или читать, то будет выглядеть очень странно! Так что, давайте жить традициями той страны, в которой мы живем, и будем жить дальше.

Вопрос: Елена, добрый день! Я папа двухлетней дочки. Как и все постоянно работаю, дома бываю только вечером. Какое участие в развитии дочки могу принять я? Жена весь день занимается ребенком, а мне остаются только сказки на ночь. Не скажется ли это в будущем на наших с доченькой отношениях? Каким ее развитием я могу заниматься вечером, если ребенку уже через час пора спать? Спасибо!

Ответ: Если Вы общаетесь с дочкой каждый день, то это просто прекрасно! Конечно, мама проводит больше времени с детьми - это естественно. Но папино ежедневное участие в жизни ребёнка - это очень важно! Что можно сделать за час перед сном? Вы можете взять на себя изучение с малышкой какого-либо иностранного языка, который вам доступен и интересен. И буквально 5-10 минут в день перед сном говорить на этом языке или просто читать детские книжки, или смотреть короткий мультик и проговаривать слова из него (сейчас найти целые сериалы мультиков по 5 минут - на английском, испанском, других языках - не проблема). Если заниматься языком по 5-10 минут, но каждый день, то толку будет точно больше, чем от занятий по часу раз в неделю.

Если вас заинтересовали вопросы, касающиеся интеллектуального и физического развития детей, полную версию консультации вы можете прочитать здесь.

На правах рекламы
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325