Меню

Кто? Где? Когда?

Спектакль "КТО" в Другом театре

18.02.10 00:00
AD
Триллер «КТО» в Другом театре

Триллер - жанр весьма специфический. Если говорить о кино, то такие фильмы появляются постоянно и пользуются, ни для кого не секрет, большой популярностью, особенно среди молодых. Объясняется это легко: по силе своей впечатления от триллера сравнимы разве что с настоящими страхами из жизни. Индустрия развлечений продвинулась впер ед настолько, что не осталось никаких эмоциональных и жизненных состояний, которые нельзя было бы передать в кино.

Но что можно сказать о триллере в театре? Здесь этот жанр - явление нечастое. И в особенности потому, что слово это очень голливудское. Ведь с тем же успехом спектакль можно назвать остросюжетной драмой или драмой психологической. Но режиссер выбрал именно эту формулировку и наверняка поступил так сознательно.

К слову, это первая режиссерская работа Максима Виторгана (известного зрителям по фильмам и спектаклям «День радио» и «День выборов») в театре. Ему уже приходилось заниматься режиссурой на ТВ, но в театре, как и в кино, Максим до появления «КТО» только играл.

В основе сюжета спектакля лежит пьеса Ариэля Дорфмана «Смерть и дева», названная по одноименному квартету Шуберта. По пьесе, действие происходит в Южной Америке. Действующих лиц трое: жена (домохозяйка) Паулина Эскобар, муж (известный адвокат и политик, а также председатель комитета по правам человека) Херардо Эскобар и доктор, который подвозит Херардо после автомобильной аварии, Роберто Миранда.

Паулина узнает в этом человеке преступника, который пытал, избивал и насиловал ее в Чили при фашистском режиме Августо Пиночета в 70-х годах ХХ века, когда она была еще молодой оппозиционеркой. Со времени падения режима прошло уже пять лет, а с момента произошедших событий и того больше, но Паулина помнит причиненные ей страдания и хочет отомстить своему мучителю.

На этом ключевые различия между постановкой «КТО» и пьесой «Смерть и дева» заканчиваются.

Виторган перенес Паулину, Херардо и Роберто в Россию. И получились соответственно Анна, Марк и Роберт. Поздно ночью у Марка на пути домой спустило колесо, и он провел долгое время на дороге, прося помощи, но никто не останавливался. В конце концов один мужчина подвез его до дома. По дороге разговорились, Марк пригласил своего спасителя в гости в воскресенье. Но гость явился в ту же ночь, они решили выпить коньяка, время пролетело незаметно, и Марк предложил Роберту остаться на ночь - тот согласился.

Но наутро, проснувшись, Марк обнаружил гостя связанным, с заклеенным ртом, а Анна наставила на него пистолет. Она утверждает, что этот доктор, мучивший и насиловавший ее в тюрьме (здесь имеется в виду режим уже СССР). Что она нашла у него в машине диск Шуберта (он ставил «Смерть и деву» во время пыток), что узнала его запах и его выражение «совсем чуть-чуть, капельку». И что намерена его судить.

Происходящие дальше события, диалоги и действия охвачены тем психологическим состоянием, которое и присуще триллеру. Нам предстоит разобраться, действительно ли это тот доктор? Или этот человек невиновен? И под прицелом оказывается то муж, пытающийся защитить нового друга, то гость, охваченный страхом смерти и отрицающий все обвинения.

В Марке невольно угадываются черты современных политиков и олигархов - это человек интеллигентный, идущий к власти, с правильной философией, но, мягко говоря, неясным прошлым. Образ прописан очень четко - успешный, уважаемый в обществе человек. Человек либеральный, уважающий закон и мораль. Однако при ближайшем рассмотрении мы видим, что власть меняет людей. Стоит таким людям прийти к власти - и их высокие идеалы подменяются земными интересами.

Также интересен формат передачи, в который обратил пьесу Максим Виторган. Типичное ток-шоу на ТВ, типичный политик нового времени, типичный циничный ведущий и типичные рассуждения о демократии в России. Есть ли она, была ли она и возможна ли она вообще?

Сквозь призму этого ток-шоу пьеса Дорфмана, в которой, конечно, никакого ток-шоу не было, воспринимается по-другому. А может, и не было никакой этой драмы? Может, это был лишь сюжет в телепрограмме? И это всего лишь политик и ведущий, которым заранее прописаны диалоги, и зрители, которые хлопают под табличку «Аплодисменты» и смеются под табличку «Смех»?

Мария Тринц
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325