Меню

Двухдневный поход в горы Абхазии

AD

День первый.

С утра еще раз пересмотрела, что у меня собрано в рюкзаке. Добавила основные лекарства, взяла дополнительный комплект аккумуляторов для цифровика и швырнула в кармашек маленький ножик и запасную зажигалку. Как говорится - едешь на неделю, бери запасов на месяц.

Пришли к месту сбора к 10:30. Народ только начал подтягиваться. Собравшихся в двухдневную поездку отличало от других то, что они были с рюкзаками и сумками. На двух машинах, пассажирских микроавтобусах, мы отправились в сторону ущелья и гор. По пути нам рассказывали легенды связанные с Абхазией, о своем народе и их обычаях, о памятниках и достопримечательностях, которые попадались нам на пути, травили местные анекдоты и просто веселили народ. Когда стали говорить про президента Абхазии, экскурсовод запнулся на имени и некоторое время не мог его произнести. Я спрашиваю:

- Вы наверное на выборы не ходили?

-Я ходил, но голосовал за другого кандидата - ответил он.

В итоге он назвал президента и объяснил, что обозначает их национальный флаг.

По моему скромному мнению, на такие экскурсии выезжать надо намного раньше, так как наш маршрут до места проходил в самую жару. А добираться в общей сложности, со всеми остановками, около четырех часов, если не больше. Путь лежал через ущелье, окруженное со всех сторон горами. Мимо озер Голубое и Рица, рек: Бзыбь, Гега, Юпшара и еще нескольких, названия которых я просто не запомнила. Мы поднимались все выше в горы. До Рицы дорога тянется более-менее приличная, далее же сужается так, что не везде могут разъехаться встречные машины. Во многих местах она разбита обвалами и размыта стекающими повсюду мелкими ручьями и речушками. По этой трассе нас довезли до места ночевки.

Как только мы остановились, народ выполз из душных машин и расползся по близлежащей территории, чтобы оглядеться и изучить окружающую нас обстановку, после чего опять стянулся к лагерю. Что ж, пока светло, а в горах темнеет быстро, без каких-либо сумерек, мы стали разбивать лагерь и готовиться к ночлегу. И опять нас постигло очередное разочарование. Так как народу поехало больше, чем они предполагали, то и с койко-местами в палатках возникли неурядицы, пришлось людям располагаться в палатках с подселением. Вот когда пригодились предыдущие походы на природу.

Устройство нашего комфортного ночлега я взяла в свои руки. Раскрыв молнию на чехле, я обрадовалась, увидев современной конструкции палатку. Дальше радость была еще больше, так как палатка оказалась двухместная, а это обозначало, что спать мы будем вдвоем. Посмотрев на прицеп, в котором везли все для похода и увидев, что надо в срочном порядке урывать для нас хорошие пенки, я, не откладывая в долговой ящик, это и сделала. После чего отправила знакомую за спальниками, объяснив, какие именно надо принести, так как в этом году купила себе такой же. Палатку установили, разложили пенки, расстелили спальники и побросали свои вещи внутрь, после чего сами перебрались поближе к костру.

Недалеко от костра, на земле, уже разложили тент, который теперь стал большим столом, а до этого являлся покрытием для прицепа. Да еще на нем явно виднелись следы чьих-то грязных следов от обуви. Похоже, еще с предыдущей поездки. Это было первое приготовление к кормлению, уже сильно проголодавшихся людей.

Несколько человек, быстро нарезали овощи, почистили и нашинковали лук, накрыли всем необходимым импровизацию стола. Пока мы занимались приготовлениями, сопровождающие нас варили мамалыгу и готовили к жарке маринованный шашлык. Как только мамалыга была готова, ее стали раскладывать по тарелкам, добавляя в каждую порцию сулугуни, по кусочку простого и копченого. А еще подали соус собственного приготовления, который неплохо подходил к блюду из кукурузной муки, а потом и к шашлыку.

Порция мамалыги, это мало сказано, надо видеть СКОЛЬКО они ее накладывали! Этим количеством можно было объесться, по виду на тарелке лежало не меньше килограмма. Все расселись, провожатые принесли чачу, вино и газировку. Мамалыга на тарелках уменьшалась, народ явно расслабился и насытился. Наверное, не будь такая голодная, никогда бы я не стала есть эту кашу, а тут уминала за обе щеки. Потом нам подали шашлык из говядины, и мы продолжили заседание. Когда застолье подошло к концу, нам предложили пойти к минеральному источнику Ауадхара, куда мы и отправились, прихватив пустые бутылки.

Дошли до источника, сидит возле него дядька со шлангом в руке и наливает всем, кто протягивает сосуды различной емкости. Я тоже дала свою пластмассовую бутыль, а потом и стаканчик протянула, чтобы попробовать водичку на месте. Вернувшись, стали расходиться по палаткам, надо было выспаться перед завтрашним днем.

День второй.

На завтрак нам приготовили отваренную и помятую картошку, напоминающую пюре и овощи, чай с печеньем и конфетами. Все стояли с тарелками в руках, с утра как-то совсем не хотелось садиться на еще менее привлекательный при дневном свете тент. Нас опять усадили в машины и повезли на так называемые Альпийские луга, где мы должны были уже сами, кто пешком, а желающие и на лошадях, продолжить свое восхождение.

Группа, которая пошла пешком, уже исчезла среди леса, который растет у подножья и по склонам гор, а мы подошли к тому месту, где стояли привязанные лошади и стали ждать, пока их оседлают. С виду лошади все одинаковые, ну может рост у них немного отличается, а вот с характером не угадаешь. Для абхазов, которые за ними смотрят, все кони спокойные.

На лошадь в последний раз я садилась лет 20 назад, но без всякого страха забралась на жеребца, да еще и со спортивным седлом, без луки. Попробовала себя в роли "водителя кобылы", чтобы немного освоиться на месте и привыкнуть к лошади, пока мы не тронулись в сторону горной тропы. И тут же столкнулась с трудностью, о которой потом высказались все единогласно - это не лошадь, а упрямый осел! Кони не хотели трогаться с места, а если и делали какие-то движения, то только по кругу. Честно говоря, мое фиаско меня даже расстроило поначалу. Но как только оседлали последнюю лошадь, все остальные тронулись в сторону гор.

Вначале движения, пока мы не въехали под навес из кроны деревьев, среди нашей компании существовала неразбериха. Но вступив на тропу, лошади растянулись в цепочку и спокойным шагом начали наш подъем к озеру Мзы, которое находится в горах, в 2000 м над уровнем моря. Ощущения были непередаваемые! Я прекрасно знаю, что лошади, как и собаки, очень умные животные, за что мне и нравятся, больше других, эти представители фауны, но надо обязательно испытать на себе их чувствительность и сообразительность на узкой горной тропе.

Почти по всему протяжению тропа с одного края граничит с обрывом, а с другого плотной растительностью, состоящей из елей, местной березы, клена и зарослей орешника. На небольших луговых плато, которые иногда попадались на пути, при попытке лошади уйти в рысь, приходилось подсовывать руку под седло или зажимать в кулак лошадиную гриву, чтобы не вылететь из седла. Плюс еще стремена... Под меня их подтянули, но стременные ремни висели более открыто, чем на простом седле, и я, поднявшись к пункту назначения, обнаружила с внутренней стороны икр хорошенькие такие синяки, заработанные во время сжимания ногами лошадиный круп. Зато это седло мягче, попа моя за все время восхождения к озеру не почувствовала ни грамма неудобств и жесткости.

А как здорово было ехать в окружении массивных гор; которые местами суровые и покрытые ледниками смотрели на ничтожного человечка, позволившего себе проникнуть на их территорию; а следом вставала другая гора, покрытая низкорослой растительностью и луговыми травами и будто приглашала подойти ближе и взглянуть на ее обманчивое великолепие.

Группа наша распалась на кусочки; я то оказывалась совсем одна, то догоняла кого-нибудь, то меня нагонял кто-то. По всей протяженности пути встречались построенные небольшие, местные фазенды, в которых живут весь летний сезон абхазы. Доят коров, делают сулугуни, растят быков на убой, охотятся и рыбачат. В одну из таких хижин меня зазывали передохнуть, но даже зная их гостеприимность, я не стала рисковать, поблагодарила за приглашение и поехала дальше.

Буквально вынырнув из лесного массива, я словно попала в другой мир. Кольцом стояли горы, а у их подножья огромное плато, покрытое травой, разбросанными повсюду редкими, но огромными камнями и протекающими небольшими речками. Преодолев последний холм, перед моими глазами появилось красивое горное озеро Мзы, а за ним, рядом с берегом и немного выше, огромные ледники.

Лошадь скорее почувствовала, чем увидела, что скоро будет привал, так как задолго до открытого пространства пыталась идти быстрее. Последние метры мы преодолели почти галопом, я с трудом сдерживала ее на шаг. Слезла с лошади, привязала ее, чтобы она никуда не ушла, а она скорее всего и не собиралась, не первый раз сюда приходит, стала оглядываться вокруг. Картина маслом по Кавказскому хребту! Стоит сооруженное из досок, с одной стороны совсем открытое, подобие палатки. На полке, что прибита к задней стенке, расставлено несколько сортов пива, пепси, фанта, лежат "кириешки" и другая мелочь. До чего цивилизация дошла!(с) Я не удержалась и произнесла сакраментальную фразу - ХОРОШО ТО КАК, ГОСПОДИ!

Озеро Мзы и окресности.

Мы на лошадях добирались дольше, чем те, кто ушел пешком, потому что все наши уже были на месте, а кто-то даже готовился искупаться в озере. Температура воды в нем 12-14 градусов, и скорее поэтому, чем из-за того, что купальника я с собой не взяла, желание окунуться возникло ненадолго. Я бы и без купальника, просто в трусиках и не снимая своей короткой маечки немного поплавала, но здоровье-то уже не как в молодости, его беречь надо. Пошли мы на другую сторону озера, туда, где лежал ледник, чтобы оставить память об этом событии, когда еще по снегу в августе погуляешь. Пока шли по тропке рядом с озером, перепробовали воду во всех ручейках, что стекают с гор в озеро, вода, в полном смысле этого слова - сладкая. Мы еще не подошли к леднику близко, а на нас уже повеяло прохладой. Соблюдая стадное чувство, мы сфотографировались в двух вариантах - рядом с огромной глыбой снега, и просунув голову в образовавшуюся дырку в леднике. Немного побродили вокруг и вернулись к стоянке.

Когда я только добралась до места, мы разговорились с абхазами, которые находятся здесь все лето. Они, вкратце, рассказали о местных достопримечательностях, в том числе и о том, что если подняться на хребет, то можно посмотреть на Мзы с высоты птичьего полета, увидеть озеро Морозово, а еще и взглянуть на территорию России с другой стороны хребта. И дернул же меня черт поделиться полученной информацией с одним молодым человеком из нашей группы. Откуда же мне было знать, что он успел угоститься чачей у местных, которые стояли рядом с озером лагерем уже в течении четырех дней и занимались промыслом зверя и рыбы, после чего того потянуло на подвиги.

Услышав про то, что можно забраться повыше в горы, не долго думая, подбил на это дело человек 15 из нашей группы. Те ребята, которые вызвались быть проводниками, решили подзаработать и запросили с каждого желающего подняться по 30 рублей, что вполне оправдывает их, так как тут деньги стараются делать на всем, даже на воздухе. Дружной толпой народ двинулся в сторону гор.

Я никак не могла выбрать между - за и против. И пусть Высоцкий пел - "лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал". Меня эти слова мало касались, так как единственные горы, посещенные мной, находятся в Ялте, да и было это в возрасте 12 лет. А экстремальности мне уже и на лошади хватало, но с другой стороны - сюда я пришла не пешком, обратно тоже лошадь меня повезет, почему бы мне не помучить свои ноги и себя восхождением? Уже не задумываясь, я присоединилась к группе.

Подошли к самому подножью.От стоянки гора казалась более пологой, чем при взгляде на нее снизу вверх. Но не возвращаться же? И я начала первый и, скорее всего, последний подъем на Кавказский хребет. Сказать, что было тяжело, значит, не сказать ничего. Мои старенькие ножки и прокуренная дыхалка стали сопротивляться против такого крутого подъема, не желая чтобы их эксплуатировали таким образом, да кто же их слушать будет...

Сдаваться в самом начале пути мое упрямство никогда не позволит. Несколько раз я оборачивалась и смотрела вниз. Оказывается, я постепенно продвигалась вперед и даже была не последняя, даже умудрялась доставать цифровик и снимать понравившиеся растения и окрестности. Все выше, и выше, и выше, стремится безумный народ! Это я про нескольких человек, которые настолько быстро удалялись вверх по горе, что мне оставалось только завидовать их прыти. Особенно один. Он был уже на первом холме, а мы продолжали двигаться за ним, растянувшись по хребту длинной цепью.

Когда мы попали на хребет, перед нами открылась такая великолепная картина, что дух захватывало. Стоишь будто посередине, справа и слева горы идут резко вниз к плато, озеро Мзы как на ладони, люди внизу чуть больше муравьев. С другой стороны, как только мы оказались наверху, словно из-под земли вырос пограничник с автоматом и в защитной форме. По этому поводу нас предупредили сразу, чтобы мы не пытались спускаться на другую сторону и не создавали конфликта, пограничник паспорт спрашивать не станет, может и пальнуть. Далеко внизу виднелось озеро Морозово, а немного ближе еще одно, с высоты казавшееся меньше блюдца. И кругом горы, ледники, луга и низкорослые деревья. Красота непередаваемая.

После небольшой передышки, я хотела пойти дальше, на следующую возвышенность, но видимо давление и разряженный воздух давались мне тяжело. Решила не рисковать, ведь надо оставить силы на спуск с горы. Я развалилась на траве, устремив взгляд в сине-прозрачное небо, местами покрытое небольшими облаками. По-моему пролежать вот так можно очень долго, бесцельно смотря ввысь.

Немного полежав, я побродила по вершине. Наткнулась на спелую чернику, измазалась в ее соке как поросенок, пожевала еще другую ягоду, похожую на клюкву. Еще мне понравился горный ельник, который так плотно и низко распластал свои ветви по земле, что по нему можно было ходить как по ковру, а он еще и пружинил под ногами. Во многих местах там растет рододендрон, который уже культивируют в виде домашнего растения. Только он отцвел в мае, и сейчас на нем было что-то похожее на плоды или семена. Листья у него плотные, будто накаченные воском, очень похожее на магнолию, только низкорослое. А сколько там чабреца, который торчит вверх своими сиреневыми шишечками, словно тут прошелся хаотичными мазками по всему хребту безумный художник.

Отдохнув, мы начали спуск с горы. Возвращаться вниз было конечно легче, чем подниматься, но и тут встречались свои препятствия. В самом начале, на большом камне, я начала скользить и оцарапала себе ногу ниже колена.П отом мне не понравилось, как нас повел обратной дорогой второй проводник, поэтому я изменила направление по своему усмотрению. Теперь, после появившихся царапин, внимательно и осторожно ступая, я стала неспешно пробираться вниз, выискивая удобные тропки, которые здесь проложили коровы. Они были плохо видны из-за разросшейся травы, кустов и цветов. Мне оставалось пройти совсем немного, буквально в пятидесяти метрах ниже виднелась речка, которая вытекала из озера Мзы, как моих ушей достиг подозрительный звук.

Я остановилась, обернулась и стала выискивать то, что производило явно знакомый, но точно не в реальности слышанный, шум. Каково же было мое изумление, когда я увидела ЭТО! Не буду врать, но внутри у меня сжалось что-то, возможно так испытывают настоящий ужас. Хотя в тот момент я об этом как-то не задумывалась, осознание происходящего пришло после. В мою сторону, от самой вершины, катились два огромных камня, а сверху, почти от места камнепада, стояли и смотрели кто-то из тех, кто поднялся на гору. Я так и не поняла, они ли были виной тому, что камни обвалились, или нет, это было уже не важно.

Мысли мои проносились намного быстрее, подскакивающих, словно огромные мячи, на каждом встречном бугорке камней. Бежать куда-либо было бесполезно, так как движение этих каменных глыб могло измениться в любую секунду, поэтому я тупо стояла, не двигаясь. А снизу, от стоянки уже разносились громкий свист и испуганные крики. Мне кричали - уйди оттуда! А куда я могла уйти? Я даже оглянуться на них боялась, продолжая как завороженная смотреть на надвигающуюся опасность. В какой-то момент, камни высоко скакнули и рванули в правую сторону от меня, а я с шумом выдохнула воздух. Но рано было радоваться, один из них так и продолжил падение в сторону, а второй опять подпрыгнул и вернулся в прежнюю траекторию падения, к тому месту, где стояла я.

Не могу сказать, что я думала о конце своей никчемной жизни. Нет, я стояла и размышляла о том, куда мне рвануть при минимальном приближении камня? Вдруг, как по мановению волшебной палочки, глыба поднялась вверх, показала себя, коснулась земли последний раз и остановилась. И все сразу стихло: ни криков снизу, ни шума сверху, даже ветер, по-моему, на время прекратил шуметь в траве и цветах. А может, это у меня заложило уши от запоздало пришедшего страха. В этот момент, я с сожалением вспомнила, что у меня есть фотоаппарат. Вот был бы снимочек - Надя готовится к размазыванию тела по склону горы.

Как только все успокоилось, я, как ни в чем не бывало, продолжила свой путь по тропинке вниз. Перебралась через реку и подошла к тем, кто стояли внизу и со страхом наблюдали, как на меня летят камни. Они выглядели намного испуганнее, чем я, находившаяся на линии каменного огня. Кому неохота брать на себя ответственность за травмы или смерть туриста? Меня угостили чаем из чабреца, даже сахару предложили, после чего мы расположились на поляне в ожидании тех, кто забрался слишком высоко, а теперь еле-еле спускались. Понаблюдав за ними некоторое время, мы поняли, что у них это затянется минут на 30-40 как минимум. После маленького совещания, решили не ждать спускающихся и маленькими группами, возвращаться обратно, а их дождется один из проводников. Оказалось, проводник рассказал нам по пути к базе, что какая-то девушка разревелась и ни в какую не хотела спускаться.

Возвращение.

Возникли обстоятельства, из-за которых мне пришлось возвращаться не на той же лошади, на которой я приехала. Мне дали лошадь из другой группы, которая приехала после нас. Перед отправлением нас предупредили, что спуск будет сложнее, во что мало верилось, так как пешком с горы я уже смогла вернуться, а тут от меня особых усилий не требовалось. На самом деле адреналина я получила больше, чем при подъеме. Я уже радовалась, что сижу не в спортивном седле, потому что глядя с высоты лошади на тропу, резко уходящую вниз, мне бы не составило особого труда сползти по холке, так как зацепиться практически не за что.

Женщина, ехавшая с нами в группе, спросила у меня - спокойно ли я на этой лошади еду. Получив утвердительный ответ, рассказала мне, что эта кобыла, на которой я ехала назад, по дороге к озеру понесла, потом резко затормозила и опустила голову. Седока на ней как ветром сдуло, он перелетел через лошадь и свалился на землю. Меня это насторожило, но всю дорогу скотинка вела себя почти безупречно, и мы добрались до основной базы спокойно.

Я, так никого и не попросив в пути сфотографировать меня на коне, всучила фотоаппарат местному работнику, чтобы заиметь хоть один кадр со своим телом, сидящим в седле. И хотя я очень устала, после долгого времени, проведенного в седле все тело ныло. Но столько осталось впечатлений после этой поездки, что все шишки и синяки не стоили того, чтобы о них задумываться!

август, 2005

La Femme

Статья участвует в конкурсе "Заметки путешественник
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325