Дневник Адама
Одиночество как техника развития
16 ИЮЛЯ, ВСЕ УШЛИ НА ФРОНТ
Спрашиваю Кита, как он провел отпуск. Среди разных историй по наводящим вопросам (море, камни, ягоды) вдруг выплывает такой рассказ:
- Мама ушла. Папа ушел. Дедушка ушел. Китка остался один. Китка кричал "Мама! Папа!"
Причем рассказывал не со страхом, а как будто даже с восторгом. Катя говорит, что он ей тоже рассказывал эту историю. Хотя в реальности такого ни разу не было, чтобы его одного дома оставили. Так что либо сон, либо такая вот фантазия.
19 ИЮЛЯ, СВОЯ ИГРА
Катя ушла с утра по своим делам. Наконец-то мы с Китом займемся мужскими развлечениями, до которых руки не доходили, пока он по бабушкам с мамой катался. Достали сразу все конструкторы из шкафа. Кит с удовольствием играл три часа - всеми по очереди. Теперь уже сам собирает разные штуки, сосредоточенно так! Потом объявляет: "Похоже на самолет!"
Футурология: Возвращаюсь на минутку из 2006 года, когда писался этот дневник, в нынешний 2009-й, когда Киту уже пять. Вот эта фраза "с удовольствием играл три часа". Сейчас такое - редкость. Не то чтобы он стал несамостоятельным. Вовсе нет. Просто для самостоятельности как-то мало времени стало. Самые, пожалуй, удачные случаи - по утрам в выходные, когда мы, взрослые, еще отсыпаемся, а Кит уже проснулся. В этот утренний час в одиночестве он делает очень необычные поделки из бумаги или рисует отличные картины.
Но остальная жизнь так расписана и "занята" всякими коммуникациями, что на одиночество остается очень немного времени. Плюс некоторые сценарии так зафиксировались, что мешают самостоятельности. Например, Кит привык, что на ночь я ему читаю, или пою, или рассказываю "историю из жизни". Это интересно нам обоим, и полезно, само собой. Но вот в какой-то вечер у меня голова болит - и я предлагаю ему лечь без обычного ритуала. И он расстраивается. Не может спокойно сделать в одиночку то, что маленьким делал без проблем.
На днях видел журнал Psychologies c этой темой. Журнал вообще забавный. С виду обычный женский глянец - а глянец, как известно, создан для того, чтобы люди покупали ненужные вещи. Psychologies в целом тоже косит в "позитив" и полон рекламы. Но там нашлось несколько текстов анти-потребительской направленности. Особенно в тему статья про философию Жака де Кулона, который настаивает, что ребенку надо дать возможность развивать свой внутренний мир - даже если это выглядит как пустая трата времени для современных родителей, которые помешаны на "раннем развитии":
"Чтобы выстроить свою личность и стать самостоятельными, детям жизненно необходим опыт недеяния. Взрослым не стоит перегружать детей, пичкая их активным досугом наряду со школьными заданиям... с одной лишь целью уменьшить собственную тревожность. Скучать, бродить без дела, о чем-нибудь мечтать - все эти варианты "безделья" на самом деле продуктивны. Тело и ум расслабляются, отдыхая от внешних стимулов. Не получая информации извне, ребенок переживает опыт "отдельности", отделенности от внешнего, а следовательно, и независимости, опыт иногда трудный, но необходимый. Именно в эти свободные, ничем не заполненные моменты он может вступить в контакт со своими истинными желаниями, а не их заменителями".
20 ИЮЛЯ, ИСКУССТВО ОТБИРАТЬ
В конфликтах Кит как-то пока сдается. Не то чтобы проигрывает, но все отдает и не торопится реагировать, когда отбирают (а попадаются такие карапузы, которым всего год, но они уже вовсю выхватывают вещи у двухлетки).
Мамаши, кстати, суетятся на эту тему, своих поучают - мол, "какой ты жадный, ну-ка отдай мальчику обратно". Я же обычно стою и не лезу - пусть сами разбираются. Нет, ну иногда я для виду поддерживаю всякие сюси-пуси, типа "поменяйся с пацаном, дай ему свою игрушку". Но это редко, только для виду. Потому что отдавать он уже умеет, надо и кое-чему другому поучиться.
И точно. Когда он видит, что я не бросаюсь спасать его игрушки, постепенно начинает сам их контролировать.
21 ИЮЛЯ, ДЕНЬ ЖИВОТА
Катя, наконец, сходила с Китом на медосмотр - больше года не были. Я особенно советовал выяснить, отчего у него живот такой вечно выпученный. А то одни говорят, что "у всех детей так", другие - что "у него такая конституция, он животом дышит".
В поликлинике сказали, что живот может вздуваться "из-за пищеварительных проблем". Ну, блин, успокоили. Эта страшилка у меня самого была. А как ее проверить-то?
С другой стороны, когда смотришь фильмы по Африку или Австралию, там всегда эти шоколадные малыши-аборигены с такими же выпученными животами бегают без штанов. Может, мы просто редко видим других детей раздетыми?
Кит тем временем забавно отражает наши пищевые страшилки:
- Этот йогурт плохой, буду от него чесаться!
Впрочем, в пищевой версии надутого живота тоже есть свой смысл. Завязав с грудным питанием, Кит открыл для себя весь мир взрослых пищевых излишеств. Да и сами взрослые помогают - каждый родственник, каждая старушенция на улице норовит сунуть ребенку конфету. Ну, с конфетами мы вроде боремся. Но вот печенье стало настоящим помешательством и внутренней валютой. Хотя и про него Кит уже понял, что должны быть некоторые "медицинские ограничения":
- Чего кашляешь?
- Я простудился печеньем. Надо запить.
22 ИЮЛЯ, ЛОМАЕМ СТЕРЕОТИПЫ
Были в гостях у Вовки Волошина. Кит пошел мыть руки перед едой. А у них там в ванной есть биде. Ну и Киту предложили помыть в нем руки - оно же низко стоит, удобно подойти для малыша.
Кит с большим подозрением к этому отнесся. Кивал на большой кран в раковине, давая мне понять, что так правильнее, хотя и неудобно. Когда второй раз пришли, он уже не удивлялся. Однако после мытья рук добавил:
- А еще сюда можно какать!
29 ИЮЛЯ, ДЕНЬ ТОЧИЛКИ
- Точилка! Папа, поточи!
- Погоди, Кит, нам не нужна точилка, у нас все карандаши и так заточены хорошо. Вот когда какой-нибудь карандаш сломается... Эй, ты зачем ломаешь карандаши?!
- Папа, поточи!
17 АВГУСТА, ДЕНЬ БОЕВОГО ДУХА
Вернулись с дачи. Кит научился говорить "я" и "мое".
Ну и вообще стал более боевой за лето. Я вот тут недавно писал, что он проигрывает в конфликтах. Оказывается, это быстро наверстывается.
Играли дома в волка. Кит дудит на трубе, а я изображаю волка, которого разбудили. Кит убегает и прячется в комнате. Типа, испугался. Я подкрадываюсь на четвереньках... а он вдруг выбегает оттуда с криком "а я волка победю!" - и как треснет мне трубой по голове!
На улице сражаемся на палках. Окружающие мамы смотрят с ужасом. Кит разошелся и решил заколоть тетку-бегунью, которая по парку бегает кругами. Пришлось и его немного заколоть, чтобы не нападал на прохожих.
В общем, теперь нам светит другая проблема - научить его сдерживать свой боевой дух. Хотя надо признать, что за некоторыми тетками-бегуньями в парке действительно хочется погнаться с палкой. Я вообще никогда не понимал людей, которые просто так бегают кругами, без интересной цели или игры.
24 АВГУСТА, ФОРМУЛА ВОСПИТАНИЯ
Кит нашел отличную формулировку для случаев, когда мы с Катей спорим. Только мы начинаем говорить на повышенных тонах, как откуда-то снизу звучит его серьезный голосок:
- Дети, опокойтесь!
И после такой фразы трудно уже ругаться. Потому что это звучит так, словно ты сам одергиваешь себя же, маленького.