Меню

Дневник Адама

Логика своя и чужая

17.12.09 00:00
AD
Выпуск 45: ЛОГИКА СВОЯ И ЧУЖАЯ

26 АВГУСТА, ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ

Как известно, метод Шерлока Холмса назывался вовсе не дедукцией (от общего к частному), а наоборот, индукцией (от частного к общему). Но знать названия совершенно необязательно, чтобы пользоваться и тем, и другим. Не успел Кит отметить двухлетие, а уже выдает "суждения":

- Мы делали из пластилина Деда Мороза и елку. Это зима! У меня есть зима!

- Моя мама кошечка. Я похож на маму. Я тоже кошечка?

Впрочем, увидеть разницу и объяснить ее оказывается тоже увлекательно. Рассказываю ему про фамилии:

- "Андреев" - это фамилия нашей семьи. Вот ты - Никита Андреев. А я Леха Андреев. И дедушка наш тоже Андреев...

Кит перебивает:

- А мама нет! Мама девочка!

Различия, в свою очередь, приводят к образованию новых групп по признакам. После прогулки поднимаемся по лестнице домой. Кит комментирует:

- Мы дядьки большие. Мы не поедем на лифте. Только с мамой поедем. Да, конечно, как старушки.

2 СЕНТЯБРЯ, ДЕНЬ РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА

Сегодня один вопрос вызвал у Кита странное зацикливание. Спрашиваю его перед прогулкой:

- Что мы надеваем на ноги?
- А что мы одеваем на ноги?
- Нет, это ты скажи: что мы одеваем на ноги?
- А что мы надеваем на ноги?

И так несколько раз. Ладно, думаю. Вернемся к обычным вопросам:

- Какой это цвет?
- Оранжевый!
- А что мы надеваем на ноги?
- А что?

И так полчаса. Кит расстроился, уже зарыдать готов. Я говорю - сейчас уйду один гулять. И его наконец пробивает. Чуть не плача выкрикивает:

- Колготки, носки!

Не знаю даже, как это зацикливание объяснить. Может он просто не знал, как сказать "не знаю"?

16 СЕНТЯБРЯ, БОТАНИКА

Утром:
- Папа-репка, ставай!

Вечером:
- Папа, а где мама?
- Да хрен ее знает...
- Папа, а где хрен?

20 СЕНТЯБРЯ, МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ

Ну все, окончательно настал возраст вопросов. Кстати, детей от 2 до 5 часто называют "почемучками". Мне кажется, это неверно. Вопрос "почему" возникает позже, да и то не как познавательный, а как протестный. Меня самого на этом и сейчас ловят: знакомые не раз замечали, что я люблю возражать, начиная фразу со слов "не, ну почему…". Хотя это не вопрос.

Вот и у Кита сейчас такого вопроса нет. Особо концептуальные вопросы - "Что это такое? Как это делается?" - он начал активно задавать еще летом. Причем во многих случаях он сам себе и отвечал, получая "рассуждения".

Теперь же пошла волна уточняющих вопросов по любому поводу: "А какой? А что он делает?" Причем обычно хватает двух-трех характеристик предмета, потом начинает делать выводы - словно разгадывает загадки:

- Мама, это что?
- Кекс.
- А какой кекс?
- "Столичный".
- А это что?
- Это хлеб.
- А какой?
- "Украинский".
- Мама, дай мне кекс "Столичный".

# # # #

- Смотри, Кит, лошадка! - А какая лошадка? - Это пони. - А какая пони? - Ну, это маленькая такая лошадка, называется пони! - А папа - большая пони!

# # # #

- А куда мы едем?
- В Чудово.
- А что такое Чудово?
- Это город, где я жил, когда был маленьким.
- И ты носил мои рубашки!

# # # #

- Это что за кот?
- Это кот в сапогах.
- Ого! Может по лужам ходить!

21 СЕНТЯБРЯ, ЛОГИКА ИНОПЛАНЕТЯН

Сегодня Кит на удивление быстро нашел общий язык с иностранцами. Были на Ленинградском вокзале, ждали поезд. И тут же рядом - группа японцев. Кит бочком-бочком подошел к ним, стал разглядывать чемоданы. Потом стал называть цвета чемоданов, показывая пальцем. Японцы озадачились. И тут Кит стал считать чемоданы. Тут японцы врубились, и стали с ним хором считать. Причем с точно таким же прононсом, как у Кита:

- Лас, два, тли, цитыли!

Когда-то давно, еще в университете, я читал, что если людям придется встретиться с инопланетянами, то самый универсальный язык, на котором с ними можно поговорить, это математика. Честно говоря, я в это никогда не верил. Может быть, потому, что учился я тогда в физико-математической школе, а потом еще и на матмехе университета. А это было скучновато - в смысле, как язык общения.

Футурология, спустя 3 года: сейчас Киту пять, и мы с ним постоянно "косим" занятия по математике в детском саду - потому что они самые первые, в девять утра. А мы любим поспать. В общем, не спешим. Завтракаем так спокойно, потом пробегаемся по парку... Приходим часов в десять, а то и позже. Воспитатели в саду с очень серьезным лицом мне говорят, что мой ребенок "отстанет по программе!". Меня это очень веселит - знали бы они, сколько этих математических "программ" у меня в голове.

Конечно, мы и в математику иногда играем. Но именно играем, а не учимся. Впрочем, Кит и сам уже умеет делать веселые игры из скучных вещей. На днях я дал ему "прописи", в которых надо цифры писать - сначала по пунктирам, потом самостоятельно. И еще есть упражнение, где из ряда знаков надо вычеркнуть неправильные, а правильные (цифры) оставить.

Сначала Кит превратил банальное зачеркивание в дорисовывание - каждый неверный знак у него превратился в мини-картинку. Потом он взял отдельные маленькие листочки бумаги, написал на них цифры... и стал дорисовывать более тщательно: из тройки сделал лук, из двух двоек - сапоги. Нарисовал несколько вариантов разноцветных корон, включая собственно изобретенную "корону-ушанку". И наконец, взял большой лист и нарисовал большую картину с неким средневековым человеком, перенеся на эту картину все ранее разработанные детали (сапоги, короны и так далее). В общем, полный цикл дизайна.

При чем тут математика? Да ни при чем, в том-то и дело. У нас в семье рисовать любят гораздо больше, невзирая ни на мои математические дипломы, ни на электротехническую профессию моего отца. Так может, хоть следующему поколению позволить делать то, что больше нравится? Например, не спешить на эту занудную утреннюю математику, когда тебе только пять лет.

Леха Андреев
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325