Меню

Детские рисунки и психоанализ

Дневник Адама, выпуск 53

4.03.10 00:00
AD
ДНЕВНИК АДАМА, Выпуск 53

14 АПРЕЛЯ, РАЗДАЧА ИМЕН

Построили городок и населили его мелкими игрушками. Я назвал одного из бегемотов Васей и предложил Киту придумать имена для остальных. Вот что у него получилось:

второй бегемот - Питка
утенок - Китка
обезьяна, работающая в гараже - Салфетка
заводная бешеная рыбка на колесах - Гатка

Если раньше я еще мог вычислять, откуда берутся его фантазии, то теперь - увы. Темный лес, отдельная личность почти трех лет от роду. Хотя кое-что и здесь понятно. Например, свое имя он дал утенку. Ну и что это значит? Да фиг знает, если честно.

25 АПРЕЛЯ, ДЕНЬ ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА

Сегодня дал Киту краски. Они уже давно у нас есть, но рисовал он только с няней - то есть рисовала она в основном. Ну а тут я ему самому дал, ничего не подсказывая.

Кит выбрал черную акварель. И на первом же рисунке нарисовал отличного человечка! Но остальные листы стал почему-то закрашивать большими черными кляксами. Типа, тучи. Потом мы еще поучились рисовать зеленым, но это уже было мое вмешательство. А вот первый человечек меня восхитил. По себе знакомое ощущение: первая картинка, первые слова в стихе - самые лучшие.

Футурология, три года спустя. Какое глупое это было умиление - тот первый рисунок. Ну конечно, Кит нарисовал, что от него ожидали. Даже подначивали, если честно: нарисуй-ка человека. "Теперь ручки, теперь ножки..." Вот откуда этот стереотип - что умение рисовать обязательно означает рисовать людей?

Теперь-то я понимаю, что ребенка около трех лет на самом деле другое интересует в рисовании. Например, большие закрашенные пятна, волны и другие простые орнаменты. А если пересмотреть его старые рисунки через какое-то время, становится видно, что в этом есть своя красота. Заметив это, я даже отругал себя за то, что носился раньше с человечками.

24 МАЯ, ЦВЕТ ДОБРОТЫ

Оказывается, у Кита есть и собственный символизм цветов. Подслушано во время рисования:

- Чудовище нарисуем зеленым, чтобы оно было доброе...

- Эта ведьма будет с оранжевой полосой. Это будет полицейская ведьма.

Ну, оранжевая полицейская полоса - это легко. А вот почему зеленое чудовище - доброе, я не сразу понял. Это же Шрек, он у нас был культовым персонажем несколько месяцев!

2 ИЮНЯ, ДЕНЬ СТРАННЫХ СУЩЕСТВ

Кит лепит из пластилина. Слепил нечто вроде гусеницы.

- Кит, давай хоть глаза ей сделаем, - предлагаю я.
- Не хочу глаза. Это будет странная гусеница.

До гусеницы он слепил еще человечка без ног, и назвал его "странным человечком". Сразу вспомнилось еще одно изобретение такого рода - пару недель назад Кит придумал новое пальчиковое животное: "заяц, которому отрезали одно ухо". И в рисунках такие же странные монстры появляются.

Сначала я довольно подозрительно относился к этим инвалидным животным. Хотелось в них какой-то символизм найти. Более здравое и простое объяснение пришло позже - да просто он сначала рисует или лепит, а потом придумывает название рисунка. А слово "странное" оказалось для него удобной находкой - не надо объяснять мелкие несоответствия.

И правда, с чего я решил, что ребенок должен рисовать нечто, уже нарисованное у меня в голове. У него-то меньше мусора в голове. Может, это как раз и называется творчеством, в отличие от копирования и повторения:

- Во! Это у меня мороженое на палочке!
- А почему у него целых десять палочек?
- А чтобы всем держать!

Хотя с другой стороны, может быть, это и не творчество вовсе, а хитрость? Он понял, что это такая игра: результат должен быть на что-то похож, взрослым зачем-то надо связать рисунок со словами. Вот он и связывает.

23 ИЮНЯ, ДЕНЬ АНИМАЦИИ

Сегодня рисовали мелками на асфальте. Кит очень увлекся изображением действий и связей между объектами. Возможно, это как-то связано с развивающими играми в саду - там у них есть задания, где нарисованная фигурка проходит по заданному пути. А может, он сам это придумал, не знаю. Но как-то вдруг накатило.

На одном рисунке он изобразил, как солнце освещает деревья (линии-лучи конкретно к веткам). На другом - как жираф ест листья (зеленая линия ко рту жирафа). А чтобы показать, что его голубь больше моего, он пририсовал своему еще четыре головы.

Забавно, что реалистичность картинок его совсем не волнует. Но это уже не выдуманная интерпретация нарисованного! Это именно попытка изобразить то, что задумал. Включая даже те вещи, которые обычно не изображают - движения и отношения. Но он-то этого не знает.

А я опять начинаю думать - может, и прочие монстры на рисунках что-то означали? Может это тоже были некие "застывшие мультфильмы"? Слишком длинная рука, слишком большая голова... Или это у меня слишком большая голова?

Футурология, три года спустя. Некоторые психологи утверждают, что по рисункам могут определять проблемы ребенка. Видел такие статьи не раз в журналах. Они там смотрят, например, как ребенок рисует состав семьи - не пропускает ли кого? рядом с кем рисует самого себя, и в каком виде? крепко ли стоят нарисованные люди на земле, или болтаются неуверенно в воздухе? какие персонажи нарисованы большими, а какие маленькими? какими цветами они нарисованы? и так далее.

Но этот модный психологический метод, как мне кажется, больше служит для наглядного убеждения родителей, чем для реального понимания проблем детей.

Вот у меня в дневнике есть куча примеров небанального отношения Кита к рисованию. Человек, не знакомый с происхождением этих рисунков, о всеми обстоятельствами нашей жизни, может сделать очень шизовые выводы из отдельных "безногих людей", "пятиголовых голубей" и "добрых зеленых чудовищ". Но все это будет несерьезно, поскольку не учитывается множество факторов. Самый сложный - это время. Продолжительность наблюдений за ребенком. Это могут себе позволить, пожалуй, только родители. А не одноразовый психолог с набором тестов-клише.

После того, как я расслабился относительно рисования человечков, а потом еще разок-другой пересмотрел старые рисунки Кита, стало ясно, что его творчество проходит собственные четкие периоды. В три с половиной, после "пятен" и "волн", был период "вложенных контуров" и "домов". Человечки в это время были как головастики с огромными глазами.

В четыре года было много животных - динозавров, улиток, зайцев. А также очень яркие "африканские узоры" - он обводил красками различные предметы, а потом соединял контуры линиями и украшал точками. Человечки, если появлялись, уже были с руками-ногами. Особенно удавались пираты: Кит четко уловил идею флага с черепом и костями.

В четыре с половиной - увлекся рисованием "по клеточкам", делая на тетрадных листах узорные замки-лабиринты, похожие на "Лего". Я опасался, не собьют ли его клеточки с пути истинного - нет, не сбили. За клеточками появились рисунки точками, "молекулами" и спиралями: прямо такая неделя планктона была.

В пять лет вернулись вложенные контуры, но более сложные, с цветной калейдоскопической заливкой, с симметрией даже по двум осям - как витражи или снежинки. На самом деле, это были в основном космические корабли. Есть даже Тоторо-шаттл.

После пяти с половиной стали появляться детально прорисованные человечки - с пальцами, зубами, и даже с рисунками на одежде. Впрочем, они все равно не главные сейчас. Потому что кроме жанрово-технических периодов, есть еще персонажные. Пираты могут держаться пару недель, потом месяц идут динозавры, потом - цветы в вазах. И те, и другие могут снова всплыть через полгода, но уже в другой технике.

Вот сейчас у Кита период роботов. Во всех техниках, будь то рисование, вырезание-склейка или конструкторы. Причем роботы у него правильные, то есть нечеловекообразные. Последнее изобретение: робот-вездеход, в котором можно спать. Этот же робот после эскизов построен в спальне из стульев, покрывал и матраса. Кит в нем спал уже две ночи и говорит, что так приятней, чем на кровати.

# # # #

А еще после этих наблюдений очень забавно пойти в художественный музей и обнаружить, что цивилизованным людям пришлось многократно переоткрывать и "африканские узоры", и "вложенные контуры с цветной заливкой", и "рисунки точками", и все эти простые естественные штуки - открывать заново под видом импрессионизма и прочих пафосных "-измов".

Заодно становится понятно, как неправы те, кто считает современное искусство чем-то вроде Голого Короля из известной сказки. Не-не, Король не голый. Он просто маленький мальчик! Такой же, как тот, который показал на него пальцем и разоблачил. А может, и еще меньше по возрасту. Просто у взросликов не принято признавать в себе эти детские штуки. Они ведь до сих пор читают, что настоящий художник должен уметь рисовать людей. Да бросьте. Это умеет любой фотоаппарат.

Леха Андреев

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325