Меню

Естественные игры

Дневник Адама, выпуск 63

24.06.10 00:00
AD
Дневник Адама, выпуск 63

4 ФЕВРАЛЯ, ПРИЗОВАЯ ИГРА

Кит быстро освоил идею "призов" за разные полезные дела. Причем именно как игру, без особой корысти. Говорю ему на прогулке, после очередного какого-то дела:

- Слушай, у меня сейчас нет призов никаких...

- Но дома же у тебя есть. Наверняка там есть печенька какая-нибудь, или еще какой-нибудь маленький приз...

СПУСТЯ ДВА ГОДА. Покупали продукты, среди прочего я купил пару банок рыбных консервов. Сказал, что это на «черный день».

Оказалось, Кит воспринял это объяснение совершенно по-своему. Как очередную «призовую игру». Через неделю я готовил макароны, и решил консервы использовать. Кит пришел на кухню и увидел, как я открываю банку:

- Ура! Наконец настал «черный день»!

8 ФЕВРАЛЯ, САМ СЕБЕ ТАНК

Снова достали икеевский конструктор. Раньше я сам собирал Киту модели по схемам - трактор, вертолет, мотоцикл. Ну а теперь дал ему конструктор в разобранном виде и говорю: "Собери-ка сам чего-нибудь..." Вроде как три с половиной года, посмотрим.

Через полчаса был готов танк. Причем колеса прикреплены каким-то хитрым способом, какого в инструкции вообще нету. Они у него даже не на оси закреплены, а на каких-то резиновых втулках, которые вообще не для этого.

Я начал было говорить: "Как-то странно ты сделал, они же не будут вертеться..." И остановился. Потому что колеса у него вертелись отлично.

Надо срочно придумывать новые игры. Почти все, во что мы сейчас играем, Кит умел в два года. Разве что физкультурные упражнения стали посложней. В общем, странный это период - после трех. Совсем детские игры уже не кажутся развивающими, а более сложные не очень осваиваются. Подозреваю, тут нужно больше коллективных игр.

СПУСТЯ ДВА ГОДА. Теперь спокойнее к этому отношусь. Во-первых, мы стали чаще придумывать игры на ходу, то есть не специально, а по ситуации. А во-вторых, Киту уже шесть, теперь он сам умеет игры придумывать. Включая и игры с Евой, которой сейчас год и четыре.

Правда, Маша жалуется, что с Евой он играет только в «ловушки», «заграждения» и прочие такие штуки, призванные ограничить ее перемещения. А, по-моему, это довольно естественная игра. К тому у Кита в этих играх рождаются самые настоящие изобретения - не просто идеи, а действующие приспособления.

Первой была «сигнализация» - система веревок, которая роняет горшок, когда Ева заходит в комнату Кита. Правда, первой зашла Маша. Но сработало же!

Второе изобретение посложней. Сначала он привязал веревку к ручке двери, а второй конец - к кровати. Таким образом, дверь заблокировал. Опять же, чтоб Ева не вошла. Я ему говорю - а как же сделать, чтобы мы, взрослые, могли заходить? Тогда он сделал на другом конце веревки скользящую петлю, которая ездит по спинке кровати и может фиксироваться в двух положениях. Когда идут взрослые, могут сдвинуть петлю и пройти.

Ева в свою очередь веселится, взламывая китовские заграждения. А когда его не было, она сама себе придумала «полосу препятствий»! Вообще-то она и раньше любила через нас с Машей перелезать - но тут придумала целый круговой маршрут через всю комнату: перелезть через нас, потом на свою кровать забраться, пройти по ней до самого конца, там перелезть через одеяла и спрыгнуть, обежать нашу кровать - и все сначала. Намотала за раз десяток кругов по своему полигону.

21 ФЕВРАЛЯ, РИТМ И МЕЛОДИЯ

Пытался снова объяснить ему разницу между песней и мелодией, то есть песней без слов. Не получилось. Напеваю без слов, то есть с помощью "ля-ля-ля", любимую песню про Винни-Пуха.

- Кит, что это за песня?
- Винни-Пуха!
- А какие в ней слова?
- Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля…
- Да нет, это я так мелодию напеваю. А слова там другие, помнишь?

Напеваю ту же песню со словами. Кит подхватывает. Потом повторяю снова, без слов. И спрашиваю, какие в этой песне слова?

- Ля-ля-ля, - отвечает Кит.

И так мы полчаса бились. Ладно, может еще рано…

Зато неплохо изучили ритмы на игрушечном электропианино. Я придумал танцующих медведей. Когда у них лето, они танцуют весело (Кит включает быстрый ритм, и мы скачем по кругу). А когда зима, ритм медленный - медведи танцуют сонный танец. Потом снова быстрый. И с такой игрой сразу стало понятно все. Мораль - придумывай, придумывай новые игры!

СПУСТЯ ДВА ГОДА. Маша принесла книжку Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» и очень увлеклась Принципом Преемственности. Идея в общем правильная - индейцы экуана, с которыми жила Ледлофф, не занимаются никакими специальными искусственными играми с детьми, ничем их не ограничивают, дают расти естественным образом. Матери растирают свою маниоку, девочки тут же ползают под ногами и смотрят. Постепенно им тоже дают маленькие терки, и они включаются в процесс.

Одна проблема - не все свои дела хочется прививать детям с раннего возраста. Вот Кит счастливо избежал интереса к компьютерам, потому что раньше я в офисе работал. А теперь мы с Машей оба работаем дома, и Ева у нас очень увлеклась тем же самым - любит забраться к Маше на колени и стучать по «клаве», а также возить мышкой. Если отбираем, громко ругается. Ну, понятно, сами-то играют!

В общем, когда Еве исполнился год, Маша решила поступить как индейцы экуана - и дать Еве «маленькую терку для маниоки». Достала старый ноутбук. Но тут я воспротивился: тяжело мне смотреть, как кидают ноутбуки. Предложил дать ей калькулятор. Но не нашел его. Дали электровесы. Там тоже есть кнопки и дисплей.

А еще через пару дней вспомнили - у нас же есть китовское электронное пианино! Я думал, оно сломалось уже. А там просто батарейки сели. Вставили новые, дали Еве. Оказалось, ей больше всего нравится играть ногами: одновременно и играешь, и танцуешь. Возможно, именно за таким интерфейсом - будущее персональных компьютеров.

23 ФЕВРАЛЯ, ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТ КЛОУНОВ

Очередной День Защитника. От чего именно, выяснилось на прогулке. Пошли в кукольный театр, а там перед представлением клоуны в холле - заманивают детей водить хороводы, в ладушки играть и на вопросы отвечать. Отправил Кит поиграть с ними. Кит несколько раз порывался заплакать и убегал ко мне обратно.

Первая мысль - социализации ему не хватает? Так нет же, он в садик ходит давно. Может просто игры дурацкие? Пожалуй, да. И особенно клоуны. Кто вообще придумал, что раскрашенные люди с накладными носами и ушами - это радость для детей?

Вспомнилось еще, что когда мы ходили в зоопарк, Кит тоже испугался этих ряженых, в плюшевых костюмах зверей. Причем сами звери его не пугают: мы в цирке с тигром фотографировались, Кит его за холку держал спокойно. А вот клоуны или ряженые под животных люди - это в натуре страшновато. И даже понятно, почему. Это же ненормальные, от них всякого можно ожидать. Многие люди в детстве боялись клоунов. Но долбанные клоуны продолжают преследовать детей. Надо быть начеку.

5 МАРТА, ИГРА В ТУАЛЕТ

Какашки - великое искусство. Каждый раз, слезая с горшка, Кит комментирует свое творчество:

- Сегодня получилась улитка!

Однако вместе с творчеством выяснилась и проблема. Я заметил, что он отправляется заниматься этим сразу после возвращения их садика. Стал расспрашивать. И узнал, что в саду он не ходит "по-крупному". Потому что стесняется: "Там все бегают!"

Когда это выяснилось с неделю назад, мы договорились, что он все-таки попробует это сделать - в качестве эксперимента. Я всячески убеждал его, что смелые пацаны такого не боятся, и так далее.

Однако не сработало. Сегодня решили проблему иначе. Я пришел за ним в детсад, когда остальных детей уже забрали. Ну и предложил ему сходить в туалет. Он стал отнекиваться - мол, не хочу. А я говорю - "Зато я хочу, пошли вместе". Воспиталка как раз ушла куда-то…

Нет, я, конечно, не сидел рядом на горшке. Я просто отлил. Но и такой компании было достаточно, Кит, наконец, освоил садиковский горшок. Думаю, можно еще пару раз так сделать, и все будет ОК.

Странно, что воспитатели этим не занимаются. Наверняка ведь и у других детей такая проблема бывает. Дома-то у них никто не бегает толпами по туалету, вот они и стесняются в саду.

# # # #

Тут, кстати, интересная грань между реальными неудобствами и выдуманными условностями. Вот с туалетом - это видимо все-таки реальное неудобство, когда другие люди вокруг, а ты в такой «уязвимой позиции». Даже животные в этих случаях предпочитают найти укромный уголок.

А выдуманные условности дети легко взламывают. Особенно когда одна условность противоречит другой:

- Кит, ты почему сопли вытираешь рукавом?!
- А чтобы руки не пачкать! Я же их помыл перед обедом!

6 МАРТА, УЛИЧНАЯ АЗБУКА

Уже много раз думал, как учить Кита читать не отдельными буквами, а фонемами. Сегодня нашел отличный способ - номера машин! Там как раз фонемы: МА, НО и так далее.

СПУСТЯ ДВА ГОДА. Ева ушла в другую комнату и там хохочет, кричит «у-у-у-у!» и другие смешные звуки издает - это значит, она читает книгу. Любимая книга сейчас - про хомячка, который лег на правый бочок.

Говорю Киту:

- Слышишь, как Ева веселится, когда читает.

- Она ничего не понимает! - парирует Кит, мрачно сидящий над азбукой.

- Ну как же не понимает. Картинки-то она смотрит, и называет их. Это почти то же самое, что читать. Это весело. А ты почему-то пытаешься заплакать каждый раз…

- А потому что ты меня заставляешь!

И он прав. Я до сих пор умудряюсь иногда забыть «принцип практичности», согласно которому лучше всего ребенок делает то, в чем видит интерес. Вот и опять задал ему упражнение - читать азбуку - хотя очевидно, что в этом нет никакого прикола. Причем Кит сам регулярно мне показывает, что отлично умеет читать - если это загадочная вывеска на стене, или надпись на какой-то съедобной штуке в магазине, еще что-то такое интересное.

А пару недель назад, буквально перед его шестилетием, я обнаружил на холодильнике записку на двух листочках. Это он мне написал перед отъездом на дачу. Первое самостоятельное письмо вышло похожим на древние берестяные грамоты - буквы разных размеров, некоторые смотрят «не в ту сторону», и даже отдельные слова написаны справа налево. Я понял только два слова - «папа» и «соль».

Позже выяснили: Кит просил меня в записке найти ему соль для выращивания кристаллов. Серьезное дело, в общем. Практичное. Не то, что абстрактный букварь.

Леха Андреев

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325