Меню

Как научить ребенка музыке

Дневник Адама, выпуск 74

AD
Дневник Адама, выпуск 74

"По оценкам Пентагона, США тратят на оборонную промышленность в шесть раз больше Китая. Но в другой стратегической сфере Китай в шесть раз круче Америки. Сегодня 36 миллионов китайских детей берут уроки фортепиано, а в США таких детей только 6 миллионов. Возможно, это заговор. Китайские родители продают плазменные ТВ-панели в Штаты, а на вырученные деньги обучают своих отпрысков музыке, делая американских детей тупее, а китайских детей умнее. Берегитесь: когда новое поколение вырастет, ваш ребенок будет подносить кофе китайскому боссу!" (AsiaTimes)

В декабре 2008 года я процитировал эту новость в статье о нашей дурацкой моде на интернет-образование. В этом году осенью, в честь начала учебного года, на Западе опубликовали еще ряд исследований на ту же тему - компьютеры не улучшают образование детей. Что же улучшает? А вот что - занятия музыкой, спортом, правильное питание (черника) и медитации.

Увы, до российской системы образования эти идеи дойдут очень не скоро. В этом деле родителям стоит надеяться только на себя. И, возможно, так даже лучше получится. Потому что, например, идея о пользе музыкального образования детей давно всем известна. Но как обычно выглядит такое обучение? Ребенка отправляют к репетитору или в музыкальную школу, и вот он день за днем «пилит гаммы», мечтая о мороженом и футболе. Едва ли такие муки улучшают работу мозга.

Значит, как-то иначе надо. У меня нет однозначного рецепта, но есть некоторые наблюдения в дневниках. Так что я снова возвращаюсь в записную книжку 2008 года, плюс добавляю некоторые наблюдения из нынешней записной книжки.

10 НОЯБРЯ, ПОЛЕТ ШМЕЛЯ

Купил несколько кассет с классикой. Самая лучшая кассета называется "Шутки великих композиторов". Там и "Полет шмеля", и "Марш тореадора", и разные другие небольшие такие приятные вещицы. И ребенку понятно - вот шмель полетел, а вот тореадор бычится.

Может быть, вообще лучшее, что классики делали - такие вот музыкальные шутки. А остальная занудная классика - это вроде корпоративных заказов, которые дошли до нас не из-за своей красоты, а потому что очень живучими были корпорации, что заказывали эту музыку - церковь, театр и так далее.

Сейчас роль такого «крупного заказчика» музыки играет, наверное, кино. Но там почти не бывает целых песен, идет постоянная смена музыкального фона из отдельных кусочков. Интересно, как это влияет на музыку. Может, она и в целом становится все более «фоновой и кусочной»?

20 НОЯБРЯ, ПЕСЕННЫЕ ХАКЕРЫ

Ну вот, четыре с половиной года - а уже хакерские замашки. Записали песни Кита на диктофон. Пришла Маша. Кит отзывает меня в другую комнату и шепотом говорит на ухо:

- Папа, давай незаметно перешлем мои песни на компьютер Маши. Ты сядешь, как будто поработать. И ей перешлешь, чтобы у нее заиграло неожиданно.

СПУСТЯ ДВА ГОДА: Про то, как появились песни у Кита, я рассказывал в прошлых выпусках. Сейчас посмотрел эти записи снова и заметил, что я как-то очень упорно пытался ему привить песенную культуру. Регулярно предлагал ему подпевать, когда пел что-нибудь. Может, поэтому он больше любит собственные песни сочинять, а не повторять чужие. Но началось это после трех лет уже.

С Евой - другая история. Ей только будет два года в феврале, но месяц назад она вдруг сама попросила меня спеть песню, причем на заданную тему. Мы играли в некоторое подобие «Теремка», когда разные звери (Ева) приходят в дом (я сижу за занавеской). И вот среди этой игры она вдруг говорит «Песя зюк!».

Спросил у Маши, не пела ли она Еве такое. Говорит, да, когда-то пела. Ну, я спел: «Встаньте дети, встаньте в круг…». Ева потребовала снова. И три раза. На другой день снова играли «в домик», и снова несколько раз песню про жука попросила. И даже стала подпевать - «Таньти дети куг!»

А еще через пару дней она сделала совсем гениальное открытие. Оказывается, заказывать песни можно про что угодно, ведь папа, как заправский музыкальный автомат, тут же выдает ответы! «Заис песя! Абу песя!» - это значит про зайца сначала, потом про арбуз. Даже переодевание не мешает делать заказы. «Туси песя!», «Кем песя!» - требование песен про трусы и про крем. Очень любит заказывать песню про дядю, я тогда пою «Дядя Ваня, хороший и пригожий», не знаю даже откуда запомнился этот шлягер советских времен.

Не всегда вспоминается, конечно. Первый раз меня срубило на заказе песни про сосиску. Но тут помог Кит - сочинил на ходу.

21 НОЯБРЯ, МУЗЫКА СО СМЫСЛОМ

Кит увлекся дудкой, которая с клавишами. Типа духового мини-пианино. Сколько я мучился, чтобы заинтересовать его такими штуками! Нет, валялись мертвым грузом.

А решение-то банальным оказалось. Играли в очередную "войнушку" с игрушками. Я и предложил дудкой передавать сигналы войскам. Показал пару мелодий простых, из трех нот. Вот, говорю, этот сигнал - вызываем подмогу. А этот - отбой. И так далее. Подействовало! Кит уже три дня на дудке наигрывает эти мелодии. Плюс еще какие-то свои.

Мораль простая: музыка должна быть связана с действиями, а не просто сама по себе. Это же естественное положение вещей! Отдельно звук стал существовать только недавно... и в такой форме музыка больше похожа на наркотики, чем на то, чем она была раньше. Раньше она была практичной, прикладной. Она всегда была связана с деятельностью.

Еще вспомнилось, что в книжке модного японца Масару Ибука "После трех уже поздно" рассказывается, как трехлеток учат играть на скрипке. Там главная идея - поместить ребенка в среду, где другие дети играют. То есть просто показывать, чтобы они копировали. И кстати, большинство известных музыкантов именно из-за среды оказываются музыкантами: у них родители тоже музыканты, они с детства эти вещи видят.

Но, по-моему, в таком обучении музыке есть что-то от дрессировки животных. Может, все-таки будет лучше, если ребенок понимает, ЗАЧЕМ он издает все эти звуки.

СПУСТЯ ПОЛГОДА: Смотрел на YouTube передачу "Школа злословия" с Антоном Носиком, которую запретили показывать по телеку. За что запретили, не знаю, Борисыч говорил все те же вещи, которые я от него слышал многие годы. А вот одно запомнилось, чего раньше не слышал. Дуня Смирнова спросила, чего бы он пожелал, если бы некая фея вдруг предложила ему желание исполнить. Ведь он вроде такой успешный, чего же ему пожелать?

Носик отвечает: "Я бы попросил у нее... сольфеджио". И объясняет, что все вокруг разбираются в музыке и играют на чем-нибудь, а его не научили в детстве, и он чувствует некую неудовлетворенность в этом вопросе.

У меня нечто похожее - в школе хотел пойти учиться играть на гитаре, но родители не поддержали. Так и остался музыкально безграмотным. Однако играть на гитаре это не мешает. Причем я играю даже чаще, чем младшие брат и сестра, которые закончили музыкальную школу. Ну и еще очень много вокруг примеров, когда людей "учили музыке" из-под палки и они вспоминают об этом с неприязнью. Значит, надо либо ненавязчивую музыкальную среду, либо такую игру, которая придает музыке смысл. Как у Кита с дудкой, передающей сигналы игрушечной армии.

СПУСТЯ ДВА ГОДА: Кит на днях вытащил губную гармошку и сыграл на ней эдакое крупное произведение. Потом спросил у меня, о чем это было. «В одном месте похоже на военный марш», - ответил неуверенно. «Правильно», - согласился Кит. И рассказал всю свою импровизацию по частям: когда солдаты встают, когда перестрелка. Потом он дал мне дудку и бубен и объяснил, какой знак он мне будет подавать рукой для дудки, а какой - для бубна. И начал снова играть на губной гармошке, подавая мне знаки свободной рукой.

В общем, изобрел оркестр и профессию дирижера. Вполне актуально для возраста шести лет. В саду индивидуальная борьба за лидерство сменилась групповыми играми. И в музыке нашлось отражение.

25 НОЯБРЯ, ПРИНЦЕССА ЦИРКА

Вчера Пиханка в животе у Маши весь день была спокойная, почти не пихалась. Вечером я решил с ней пообщаться, приложил к машиному животу руки рупором и стал изображать сигнал горна. И тут же получил хороший пинок в ухо!

А сегодня Маша слушала вместе с ней плеер. Одну пару наушников - себе, другую - на живот. Говорит, в животе сразу начались пляски.

СПУСТЯ ДВА ГОДА: Ева активно увлеклась музыкой где-то с полутора лет. Вернее, вещами, которые происходят вместе с музыкой, потому что, как уже сказано, музыка для ребенка не может быть отдельной. И если у Кита это связалось с военными играми, то у Евы - это танцы и акробатика. Первый танец она, кажется, подсмотрела у Кита в детском саду, когда там репетировали перед Масленицей. Летом регулярно танцевала под маленькое музыкальное электропианино: научилась сама включать записанные там ритмы и мелодии. Пыталась даже танцевать прямо на пианино, подыгрывая себе ногами.

Осенью стала почти каждый день требовать мою гитару. Причем ненадолго: расчехлить, побренчать минуты три и снова убрать. Даже ругалась, когда я пытался играть или петь подольше. Такая вот своя версия «хорошего помаленьку».

А последний месяц у нас главный музыкальный ритуал - это зарядка «с полетами». Утром, а также вечером, когда я возвращаюсь с работы, Ева показывает на музыкальный центр с словами «Му!» или «Суси га!» («Слушать джаз»). Но ее, на самом деле, интересует не джаз, как таковой. Когда включается музыка, она кричит «Ух-ух!» и тянет ко мне руки. Это значит - полетать под музыку. Кстати, научился я этому из ролика, за который в Австралии мужика хотели посадить на 10 лет.

Правда, мы не делаем совсем уж крутых кувырков. Зато после полетов делаем звериную зарядку - изображая гусей, крабов, зайцев, ужей, крокодилов, моржей, мух и деревья под ветром. Это все разные упражнения, но никакой нормальный ребенок в здравом уме не будет «делать упражнения». Поднимать по команде руки на счет «раз-два»? Это очень тупо. А вот стать моржом или жуком - милое дело. А если еще «Полет шмеля» играет, так и подавно.

Ну и зачем нам пилить гаммы?

Леха Андреев
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325