Меню

Ребёнок плохо говорит

Итоги консультации (16-23 сентября 2008)

AD

С 16 по 23 сентября в форуме «Детская психология и развитие» работала консультация «Ребёнок плохо говорит. Развитие речи в детском возрасте»

На ваши вопросы отвечали логопеды семейного центра «Ого-Город»:
Логопед-дефектолог Василькова Екатерина Борисовна http://www.eva.ru/passport/126285.htm
Логопед Легостаева Ольга Тофиковна http://www.eva.ru/passport/126286.htm
Учитель-логопед Заимцян Диана Рафиковна http://www.eva.ru/passport/189281.htm

Вопрос: Здравствуйте! у моего сына (6 лет) проблемы со звуками «С»-«З»-«Ц», язык как бы высовывает, струя воздуха идет не вперед, а в стороны, а также классические «Р» и «Л». «Л» изолированно говорить научился, но в речь не вставляет, а «Р» вообще никак не получается (пробуем от звуков «Т» или «Д», пальцем «заводим моторчик», вроде какие-то проблески случаются, но редко. Сам по себе звук ни разу не сказал). Посоветуйте, пожалуйста, какие упражнения поделать. Спасибо!
Ответ: Вы не пишете, занимались ли с логопедом или пробуете ставить звуки самостоятельно. Я бы посоветовала срочно начать занятия с логопедом, потому что из того, что Вы сообщили понятно, что у мальчика присутствуют логопедические проблемы, а ему уже шесть! Вам очень важно исправить речь до школы, иначе очень велика вероятность, что появятся сложности с письмом и чтением. Вы можете подключиться к автоматизации звуков в речи, но ставить звуки должен только специалист. При желании Вы можете обратиться в наш Центр. Будем рады Вам помочь!

Вопрос: У меня двойняшки, 3 года и 3 месяца. Одна говорит неплохо, почти все выговаривает, а вторая дочка не выговаривает многие звуки — «К», «Г», сочетания согласных. Даже простое слово «кот» говорит как «том», словарный запас очень большой, болтает, рассказывает, но качество произношения ужасное, половину я не понимаю. Когда я прошу ее что-то повторить — даже просто слог «ка», она повторяет, но говорит «та». Это меня смущает больше всего.... Сестра ее понимает и они прекрасно играют — видимо нет стимула стараться и выговаривать.
Вика родилась с сильным гипертонусом, был диагноз ПЭП, родились в 36 недель, экстренное кесарево сечение, может это отголоски и нам к невропатологу? Посоветуйте, пожалуйста, как нам лучше заниматься?
Ответ: Чтобы посоветовать Вам что-то конкретное, необходимо познакомиться с ребенком и оценить состояние его речи очно. Если этот вопрос Вас беспокоит, не откладывайте визит к логопеду. Это вовсе не означает, что Вам придется немедленно начинать занятия, а вот получить полезные рекомендации не помешает. Логопед поможет правильно определить проблемные звуки, и подскажет, какие артикуляционные упражнения для какого звука больше подходят. Обратите внимание, что артикуляционная гимнастика приносит хорошие результаты только тогда, когда её делают регулярно — по несколько минут, но каждый день.

Вопрос: Ребенку 4 с половиной года, все шипящие и свистящие говорит шепеляво, ни одного чёткого звука. Букву «Р» не говорит также. Зато «Л» получается шикарно. Логопед в детском саду говорит, что до 5 лет исправлять не надо. Я придерживаюсь другой точки зрения. Можно ли начать заниматься самостоятельно? Если да, то посоветуйте литературу, по которой можно заниматься.
Ответ: Вы совершенно правы. У Вашего ребёнка оптимальный возраст для логопедических занятий. Не опоздайте, после 5-ти лет и позже гораздо тяжелее исправлять звукопроизношение. Для занятий Вам понадобятся различные логопедические альбомы. В продаже их сейчас огромное количество, например таких авторов: М.Мальцевой, В.Костыгиной,пособие по произношению А.И. Богомоловой. Настоятельно советую Вам обратиться за помощью и консультацией логопеда. Удачи!

Вопрос: Здравствуйте! Дочке 5,5 лет, мы не выговариваем букву «Р». К логопеду не хочет идти. Подскажите методики,  по которым можно научить ребенка правильно говорить букву «Р».
Ответ: Постановкой звуков должен заниматься только специалист. В зависимости от особенностей звукопроизношения подбираются артикуляционные упражнения и приемы постановки звуков, которые подходят именно Вашему ребенку. Не затягивайте с визитом к специалисту, а девочке можно сказать, что идете к учительнице, будете играть, рисовать, рассматривать картинки. Желаю успехов!

Вопрос: Моему сыну 2 года и 10 месяцев. Говорит плохо. В запасе где-то слов 70, некоторые употребляет в речи постоянно, некоторые редко. Задержку речи я объясняю тем, что сынок у меня тематический, домой попал в 1 год и 5 месяцев. В Доме ребенка  с ними мало разговаривают. Посоветуйте, пожалуйста, как заниматься, чтобы он научился переходить с одного слога на другой и начал говорить предложениями.
Ответ: К сожалению, случай с Вашим сыном далеко не единичный. Сейчас необходимо продолжать помогать Вашему малышу расширять его словарный запас.Для этого советую разговаривать с ребёнком о том, что Вы делаете с ним вместе, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день. Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения, продолжайте читать и рассматривать вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное для того, чтобы усвоить речевые конструкции. Обращайте внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты.
Будьте терпеливы, удачи!

Вопрос: Сыну 5,5 лет, он не выговаривает шипящие и букву «Р». Не поздно еще сейчас начать занятия с логопедом и исправится ли его речь?
Ответ: Шипящие и сонорные звуки являются наиболее сложными для произнесения. Очень часто с такими дефектами речи дети приходят в школу. Конечно же, хорошо было бы начать заниматься раньше, но Вы не опоздали.  Регулярные занятия с логопедом в детском саду принесут результаты. За квалифицированной помощью рекомендую Вам обратиться к специалистам.

Вопрос: Моей дочери 3.5 года, мы живём в Канаде. Ребёнок слышит три языка. В саду — английский, я  — русский, муж — иврит. Английский язык основной. По русски тоже говорит, но абсолютно не соблюдает никаких правил. Можете ли Вы посоветовать как научить ребёнка говорить правильно, может есть какие то упражнения, занятия?
Ответ: Не стоит расстраиваться по этому поводу.У детей в этом возрасте начинает формироваться грамматика языка. С такого рода ошибками сталкиваются даже дети, говорящие на одном языке, не говоря уже про двух и даже трёхязычных. Необходимо поправлять дочку, продолжайте делать это и просить повторять за Вами. Проявите терпение в обучении, не забывайте,что ребёнку всё это ново.

Вопрос: Подскажите, есть ли методики в логопедии для двойни, и как общение друг с другом влияет на развитие их речи ?
Ответ: Развитие речи двойняшек-близнецов в самом деле имеет некоторые особенности. Обычно дети, обучаясь говорить, подражают речи родителей, братьев, сестер, то есть тем, с кем им приходится больше всего общаться. Двойняшки же , как правило , основную часть времени проводят друг с другом, на ранних этапах речевого развития они часто ограничиваются малым количеством слов, чтобы понимать друг друга. Поэтому в возрасте 2—4 лет у двойняшек нередко бывыет задержка речевого развития, особенно если они очень тесно друг с другом общаются. Общие рекомендации для родителей близнецов:

  • прежде всего принять во внимание тот факт, что у каждого ребенка могут быть свои особенности и темпы развития,
  • стараться найти время для общения с каждым ребенком в отдельности,
  • найти возможность общения детей со сверстниками ( детский сад, площадка во дворе, кружки — что угодно)

Вопрос: Моему сыну 12 лет. Диагнозы – задержка психического развития (ЗПР),  дислексия, дисграфия. Сын посещает интернат-класс ЗПР, логопед сказала, что с сыном надо долго заниматься и нет гарантии, что будет положительный результат. Нам что, опустить руки?
Ответ: Конечно же заниматься! Действительно, коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с ЗПР занимает более длительное время, чем у ребенка, имеющего только нарушения фонематического слуха, например. Усилий тоже приходится прикладывать немало, причем не только логопеду, но и родителям, и самому ребенку. Но ни в коем случае не сдавайтесь, настройтесь на то, что за ребенка стоит бороться несмотря ни на что, постарайтесь создать и у сына положительный настрой на учебу. Результаты обязательно будут. Попробуйте посетить занятия логопеда, посмотрите, что больше всего нравится сыну, а что ему особенно тяжело. Вы могли бы помочь педагогу, занимаясь с мальчиком, когда он с Вами — это очень ускорит события. К счастью, сейчас наконец-то стали появляться в продаже очень интересные и толковые пособия по дисграфии — задания в большинстве случаев предлагаются в игровой форме, детям интересно.

Вопрос: Сыну — 3,5 года. Эмоциональный ребенок. Стал сильно заикаться.
Я и мой родной брат тоже заикались сильно в маленьком возрасте. Когда повзрослели, запинки сохранились! Именно поэтому мне сейчас так больно, и очень жаль дитенка, хочу помочь! Как это лучше сделать?
Ответ: Возникшие в речи Вашего малыша запинки могут иметь невротический характер, судя по его выраженной эмоциональности. Попробуйте проследить причины возникновения таких речевых запинок и устранить их. Поскольку Вы пишете о проскальзывающих запинках в собственной речи, то можно предположить,что возникающие запинки в речи ребёнка могут быть подражанием Вашей речи. В любом случае рекомендую продолжать Вам поправлять малыша, очень спокойно с ним общаться, говорить по возможности тихо, медленно, плавно. Просите сначала подумать сыночка о том, что он хочет сказать, у ребёнка должен быть сформулирован, так называемый, мотив речи. Если заикание не пройдет, советую обратиться к специалистам непосредственно. Желаю удачи!

Победителями конкурса на самый лучший вопрос стали
Tiamira http://www.eva.ru/passport/90108.htm
Яниска http://www.eva.ru/passport/62540.htm
Белка обыкновенная http://www.eva.ru/passport/67102.htm
(Первые три вопроса в этой статье).

Они получают бесплатную консультацию логопеда, а также посещение одного группового занятия в Клубе «Ого-Годики».

Напоминаем, что здесь представлена только часть вопросов и ответов, прозвучавших на консультации. Остальные материалы консультации можно найти здесь.

На правах рекламы

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325