Меню

Две страны, два детских сада

Французский молескин Лолиты, выпуск 2

AD
Французский молескин Лолиты, выпуск 2

С московским государственным детсадом я, собственно, так и не познакомилась. Встала в очередь в полтора Нюсиных года, и к 3-м годам мы еще даже на полшага не приблизились к заветным воротам детского сада возле нашего дома (охранник, которого зорко бдил, чтобы любопытные мамаши не увидели даже, какого цвета стены внутри).

Попыталась найти частный детский сад, который был бы в пределах досягаемости и не по цене годового обучения в МГИМО. После многодневного поиска случилось чудо: такое место нашлось на Белорусской, с замечательными воспитателями и группами по 10 человек. Нюсик ходила туда с удовольствием, на наши периодические "пробочные" опоздания никто внимания не обращал, а напоследок я гордо фотографировала Нюсю на ее первом и последнем утреннике в Москве.

И вот настала очередь устраивать детей во французский детский сад. Оговорюсь сразу, что обязательное посещение ecole maternelle (самый младший школьный уровень) начинается с 3-х лет, поэтому в какой момент вы бы ни обратились в мэрию с этим вопросом, взять ваше чадо на воспитание в школу практически ОБЯЗАНЫ. Без упрашивания тамошних тетенек и подарков. Я пришла в августе, и мою Ню за полчаса определили 31-ой ученицей младшего класса ближайшей к нам "малышовской" школы. Мое удивление и счастье были безграничны.

Перед 1 сентября пришла знакомиться с директрисой, которая, судя по ее кислому виду, была не так счастлива этому событию, как я, и честно попыталась меня уговорить хотя бы на обеды забирать ребенка домой. «Вы ж понимаете, - внушала она, - детей много, нагрузка на воспитителей большая, они устают. Раз вы пока дома, пусть ребенок питается с вами. Потом поспит, и вы опять его к нам приведете поиграть. Или, может, лучше даже дома оставите, чего уж там». Но я была, как кремень, в мои планы совсем не входило весь день бегать в детсад и обратно. Отдала, значит, отдала! На прощание она меня успокоила, что таких "несознательных мамаш", как я, оставшиеся 30 человек.

Во Франции никаких опозданий мы странным образом себе не позволяем: ровно в 8.30 мы с Нюсей уже в саду. Какое-то шестое чувство подсказывает, если все родители при пятиминутном опоздании хватают детей в охапку и бегут к дверям, то это неспроста. Экспериментировать не хочется.

Детский сад работает до 16 часов. После сна и полдника дети либо идут домой, либо переходят в соседнюю структуру, которая называется Centre de Loisirs - центр развлечений, и там они дальше играют и дожидаются своих родителей (забрать ребенка нужно не позднее 19 часов).

Государственный детсад бесплатный: вы отдаете только символические деньги за обеды и полдники. Никаких дополнительных сборов "на покраску стен и закупку пластилина" нет. Годовое хождение в центр развлечений стоит (не падать!) всего 140 евро. Все остальное добирается из бюджета налогоплательщиков нашей "коммуны". Огромный плюс этих центров в том, что они работают по средам и во время каникул, когда все сады закрываются. Есть, конечно, и частные сады, но ничем особенным от государственных они не отличаются.

Пристроить двухлетнего Сашку было сложнее. Обязаловки для него не было, и в мэрии мне предложили отдать его в новое малышовское заведение Jardin de Decouverte, которое работает по полдня. В нем детки начинают плавно отвыкать от материнского присмотра и готовиться к будущей еcole мaternelle. При этом тетенька в мэрии сделала огромные глаза и заговорщически добавила, что времени на раздумья нет, мест мало и надо срочно "хватать". Собственно, вариантов присмотра за ребенком было несколько: либо хватать этот горящий вариант, либо сидеть с Сашей дома, либо прибегнуть к помощи частных нянь - assistante maternelle, обязательно зарегистрированных при мэрии. Эти няни, чаще всего приезжие из бывших африканских колоний, принимают у себя на дому до 3-х детей одновременно. Они обязаны ежегодно проходить аттестации, чтобы подтверждать свою квалификацию и благоустройство жилища. Вообще инспектор с проверкой может нагрянуть в любой момент (кто-нибудь может представить такое в России?). На садик с полным днем я, как неработающая maman, права не имела. Да и мест там уже не было.

Когда я пришла туда во второй раз, в надежде пристроить-таки Сашу хотя бы на 4 дня в неделю, то застала просто душераздирающую сцену: молодая темнокожая мать с грудным ребенком выбивала себе место в яслях. Видимо, она обратилась туда так же поздно, как и я. Ей надо было выходить на работу, а ребенка оставить не с кем. Зрелище было тяжелое. Вначале она, чуть ли не тряся за шкирку сидевшего перед ней хлипкого мужичонку-администратора, криком пыталась добиться желаемого. Громогласно обвиняла его в том, что, мол, сначала страна просит ее рожать, а потом "кидает" и не дает места в яслях. Мужчина явно не чувствовал себя в ответе за последствия демографической политики страны, но сказать об этом стеснялся. Тогда крики перешли в водопад слез, и, тряся ребенком перед носом у начавшего уже сникать мужика, отчаявшаяся мать стала умолять его что-то предпринять. Он еще немного поотбивался, видимо, согласно инструкции, потом сдался и пошел вместе с ней бить челом к шефу в поисках свободного места. После этой сцены я просить дополнительный день уже не решилась и тихо слиняла.

Но в целом, конечно, ни к садикам, ни к организации записи в них никаких претензий у меня нет. Недавно была открыта комиссия по предварительной записи детей на будущий год, все желающие спокойно определили своих отпрысков в географически удобные сады и школы.

Интенсивное общение в саду не прошло даром для моей Ню: за каких-то 3 месяца она уже довольно бегло заговорила по-французски, все понимает (наш папа с ней общается по-русски, так что ребенок был совсем не bilingue). Игры с куклами у нее тоже уже на французском. Но полуиностранное происхождение нашей Инес выдает, скорее, не язык, а внешний вид.

Истинно французские дети одеваются, как маленькие взрослые, в таких же серо-бежево-коричневых тонах и черных туфельках. Самый распространенный цвет, который можно увидеть на девочках - это такая увядшая роза, причем, судя по оттенку, довольно давно увядшая. Все приглушенное, как будто с легким налетом патины.... Поэтому в садике мою Ню я всегда замечаю еще издалека по ярким, неместным цветам.

В ясли во Франции принимают с самого нежного возраста, потому что в декретном отпуске рассиживаться не принято. Оплачивают декретный отпуск около 4-х месяцев, поэтому не редкость, что рожать ведущих деньгам счет француженок увозят практически с работы. И уже 3-4-х месячный ребенок отправляется в ясли, а мама - на трудовую вахту. Долго грудью мало кто кормит, а про такие явления, как грудное вскармливание до двухлетнего возраста, здесь, похоже, вообще не в курсе. Во всяком случае, мои французские знакомые думают, что это я так шучу.

Лолита Хасанова
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325