Осязаем мир
Мама тройняшек о развитии моторики для всей семьи
17.02.11 10:28
Мама тройняшек о развитии моторики для всей семьи
Когда говорят все о мелкой моторике, о ее пользе, об упражнениях полезных для малыша, я всегда на стороне, прежде всего, мамочек, которые параллельно малышу сами развивают у себя моторику. Почему-то все наперебой кричат о развитии моторики в малышковом возрасте. Я , конечно, позже тоже крикну:) Но развивать моторику нужно всегда!
Моя бабушка постоянно вязала спицами и крючком, вышивала, плела макраме, обклеивала горошинами баночки стеклянные из-под майонеза и сохранила до 90 лет чудесную память и ясный ум. Не говоря, что, прожив сложную жизнь военной девушки, она всегда была оптимистом. Она говорила:
- У меня нет времени грустить и сплетничать!
Поэтому, когда я с Машуткой затворничаю дома и копошусь в лоскутках и ниточках, у меня душа радуется! И я такая не одна. У меня есть чудесная мама Таня, которая начала шить великолепных плюшевых котов. Есть еще одна мама тоже Таня, которая вдруг начал из бисера плести украшения. Я даже больше скажу: есть мама тройняшек Юля, которая стала из мастики делать чудесных животных и украшать фирменные торты.
Разве это не чудо: сидит мама Таня и шьет своих котов, а пуговки для глаз ищет ее солнышко, дочка Валюша?! Вот вам и приятный урок для мамы и дочки. У мамы вследствие развития моторики успокаиваются нервишки, ум становится ясным, давление нормализуется. Что говорить про дочку!
То же самое и с мастикой. Мять мастику, как пластилин, да потом еще и есть ее, это же вверх радости! Мама делает мастику просто - сахарная пудра плюс чуть сгущенки, водичка. И можно мять, сколько хочешь. Добавляет туда капельку сока свеклы - красная, капелька сока шпината - зеленая, капелька сока смородины - синяя, желтая - от лимона…
Ученые говорят, успешное формирование некоторых значимых центров мозга плотно связано с развитием мелкой моторики. Такие человеческие качества, как внимательность, концентрация, память, хорошая речь, творческое мышление, смекалка - начинаются с развития ловкости пальцев.
Я как мама согласна. Если посмотреть на тройняшек, то Маша, которая обожала лепить, приклеивать бобы сухие к картинке, резать ножницами - самая сообразительная и настойчивая в учебе. А если брать Сережу, который как раз не любил ни ножницы , ни аппликацию , сейчас терпит фиаско, особенно переживает из-за уроков труда. Никак его не слушаются пальчики…
И если сейчас с Серегой мы наверстываем упущенное, лепя на кухне домашние пельмени, то, когда родился Мишка, я оттянулась с ним в новорожденном возрасте по полной!
Я старалась массировать и поглаживать маленькие пальчики малыша. Эта привычка так вошла в мою жизнь, что даже сейчас, сидя у телевизора, когда детки спят, я стараюсь делать массаж самой себе, мужу и даже кота поглаживаю. Не говоря уж о том, когда детки не спят, а смотрят мультики со мной.
У своей мамы я нашла удивительную палочку. Оказалось, это деревянная палочка раньше служила стержнем бигуди. Она, как завиток. Такой палочкой, как роликом, здорово катать по пяточкам или ладошкам. Дети, конечно, смеются. И все превращается в веселую игру - кто выдержит больше 10.
Ближе к трем месяцам малыш начинает активно ощупывать себя, маму и окружающие предметы. Тут необходимо предоставить малышу максимальное разнообразие ощущений: гладкое, шероховатое, ребристое, мягкое, твердое, холодное, теплое, выпуклое, угловатое, жесткое, податливое, пушистое, шершавое и т.д. Чем больше ощущений зафиксирует мозг, тем лучше.
Мои подруги, имея одного ребеночка, сшили разнополосные коврики из остатков ткани: даже пригодилась грубая мешковина, остатки болоньевой ткани и даже, знаете, такой полиэтилен пупырчатый, в который оборачивают стеклянные вещи и пузырики которых чудно лопаются. Малыш ползает брюхом по коврику и, как партизан, на ощупь познает мир.
Когда в нашем доме появился такой развивающий коврик, самое смешное было, когда с работы приходил наш уставший папа, ложился сам на этот большой ковер и гладил руками разные лоскутки Говорит, его это очень успокаивало.
А как же не вспомнить уже легендарные, педагогические мешочки, что шьются мамами из материалов разных цветов и текстур, и наполняются крупами, камушками, пуговицами, целлофаном. Я клала в них по бубенцу. Малыш лежит себе на спинке и бренчит. Или на ручку надевала, или на ножку.
Но если вы спешащая мама, то в магазине продаются такие игрушки, наполнителем которых является пластиковые шарики.
С тройняшками мы наделали разных бус из макарон. И, когда малыш сосал у меня грудь, мусолил в руках именно их. Я думаю, что бусы из макаронин намного лучше, чем те же бусы из пластика. Во-первых, они шершавые; а во-вторых, их можно и жевать :) Химической краски не наестся :)
Еще одно веселое коллективное занятие, подходящее для возраста 2 года и 99 лет - лепка из соленого теста. Как и домашняя мастика, это безопасный и экологически чистый продукт. Рецепт теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли и 1 стакан воды перемешать до плотной, однородной консистенции.
Для окраски массы можно добавить порошковые пищевые красители или же раскрасить уже готовое изделие красками.
Мелкий лепил, а тройняшки раскрашивали. Готовые крендельки разного поколения мы после прикрепили на большой картонный лист клеем. Фон закрасили отпечатками пальчиков (мочили ладошки в краске и отпечатывали). Остальное пространство забрызгивали краской, нанесенной на зубную щетку. В итоге получился нереально космический пейзаж. Чудо-картина готова!
По поводу пальчиковых игр. Я не надоедала с просьбой своему мозгу - ну запомни потешку! Я стала играть в игру «Голый король». Просто рисовала «рожи» нашей семьи. Вот толстый палец - это папа, вот рядом мама, а это тройняшки. Все, как полагается, ручки и ножки. А сегодня мы рисуем карту нашей прогулки. Рисовала обычной палочкой. Малыш, чувствуя линии и круги, сам додумывал визуальную картинку.
- Нарисуй мне велосипед! Красно-синий!
- Готово! - смеюсь я.
- И мне нарисуй на голове чего-нибудь доброе… Так успокаивает, - просил муж.
Для непосвященных со стороны наши действия кажутся весь странными.
Напоследок, можно еще перечислить, что для мелкой моторики полезно:
перебирать и собирать мелкие предметы (не только дома, но и на природе, например ягоды, каштаны, листья, шишки, камешки),
рвать бумагу (дети постарше могут вырезать),
собирать мозаику,
листать книги и журналы,
нанизывать макаронные изделия с крупным отверстием на нитку с иголкой (игла должна быть из дерева или пластика),
перекладывать из емкости в емкость небольшие предметы (жестяные банки, контейнеры, баночки из-под крема, шкатулки, косметички, кошелечки),
заполнять пластиковую бутылку фасолью или горохом,
играть с пряжей, бусами, пуговицами, шнурками, веревками,
играть в песочнице.
Недавно в умной книжке я прочитала такую фразу про пальчиковые игры: «В пальчиковых играх используются жесты, стимулирующие разные активные точки, эти упражнения взяты из древней индуистской практики - йоги пальцев. Такие жесты называются «мудры». Каждая мудра стимулирует один или несколько органов в теле, улучшая их работу или содействуя исцелению, в случае неполадок».
Даша Мосунова