Меню

Посмотрите налево...

О биологии супружеской неверности

AD

Даже при самом поверхностном размышлении о проблеме супружеской верности/неверности можно довольно быстро обнаружить любопытный факт: таковая буквально пронизывает чуть ли не все ипостаси бытия современного человека. Адюльтер фигурирует везде, где только можно, - от библейских стихов до сборников популярных анекдотов, от страниц историй болезни до материалов уголовных дел... В общем, проблема вполне "тянет" на статус глобальной - недостаток "судьбоносности" для всего человечества в данном случае с лихвой компенсируется драматизмом, привносимым феноменом супружеской измены в жизнь сотен миллионов конкретных людей.

Среди сложнейшего комплекса эмоций, ассоциирующихся с адюльтером, пожалуй, самой опасной (и разрушительной для здоровья и жизни индивидуумов) можно смело признать ревность. Таковая порой толкает людей на поступки, в сравнении с которыми уголовный порыв шекспировского мавра кажется едва ли не невинной шалостью. Принимающая бредовые масштабы ревность тысячелетиями смертельно отравляла жизнь огромному количеству людей и продолжает успешно делать это по сей день - с той лишь поправкой, что число терзаемых ею субъектов стало гораздо больше. И потому было бы удивительным, если бы современная наука оставила в покое попытки добраться до "естественных" корней как самой супружеской неверности, так и столь бурной реакции человеческих существ на сексуальную измену со стороны своих постоянных партнеров.

Результаты одной из таких попыток увидели свет на страницах научного журнала Personality and Individual Differences. Знакомство с оригинальными выводами, сделанными авторами не менее оригинального по своему замыслу исследования, на мой взгляд, могло бы оказаться познавательным и небесполезным для очень многих читателей - собственно, ради этого и написана сегодняшняя заметка.

Свои изыскания в области биологии адюльтера ученые начали с пресной лабораторной "прозы" - подсчета количества сперматозоидов в эякуляте мужчин-добровольцев, предварительно разбитых на две группы. Первую составили представители сильного пола, с гордостью носящие почетное звание "отличный семьянин" - все свое сколько-нибудь свободное от работы время таковые проводили в лоне семьи (т.е. в обществе собственной супруги). Во вторую группу вошли мужчины, образ жизни которых менее соответствовал семейным идеалам, - характер работы и прочие сансарические моменты частенько отводили им на пребывание в обществе постоянной партнерши лишь около 5 процентов от всего времени. В общем, житейский аналог анекдотического образа "мужа в перманентной командировке". Можно только воображать, какой азарт загорелся в глазах ученых, когда они обнаружили, что среднее количество спермиев в эякулятах первой группы добровольцев почти в два раза ниже, чем во второй.

С установления факта благотворного влияния на качество спермы временной недоступности постоянной партнерши в этом исследовании и начинается высокая научная пиитика на любимую большинством мировых религий тему - "человек слаб и слишком часто прислушивается к зову своей несовершенной плоти". Обнаруженную разницу в количестве спермиев ученые склонны трактовать в рамках так называемого феномена "соревнования спермы" - под последним в биологии понимается агрессивная настороженность организма любого самца по отношению к перспективе появления в своем семействе потомков самца-конкурента. Настороженность эта реализуется не только на поведенческом уровне - согласно современным научным представлениям, далеко не все из человеческих сперматозоидов изначально имеют конкретную "оплодотворяющую задачу". Для значительной части спермиев генетически диктуемой функцией является... борьба с "чужими" сперматозоидами, встреченными в половых путях партнерши. Так что резкое увеличение продукции половых клеток яичками мужчин, вынужденных частенько оставлять свою супругу "без присмотра", в какой-то мере можно объяснить активной мобилизацией именно этой категории спермиев.

По мнению биологов-зоологов, для оправдания таких действий со стороны "мужского" организма оснований более чем достаточно - общеизвестно, что "женская" биология (в широком смысле) ориентирована прежде всего на зачатие, и в реализации этого мощнейшего инстинктивного желания "личность" конкретного "самца" принципиальной роли не играет. Ослабление сексуального интереса к самке со стороны "постоянного партнера" (в т.ч. и временное отсутствие самца в непосредственной близости) подсознательно воспринимается последней как тревожный сигнал о возможном срыве Главной Программы под названием "зачатие". Следующим действием самки является поиск любой возможности заполучить "мужской вклад" в это самое зачатие - и вот тут-то обычно появляются на сцене столь нелюбимые мужскими особями самцы-конкуренты.

Следует заметить, что предыдущий абзац в общем-то посвящен половому поведению... обезьян, однако все это в определенной степени свойственно и Царям Природы - лучшим тому доказательством служит статистика экспертизы отцовства, а также результаты некоторых изысканий, ставивших своей целью определить, как часто в половых путях замужних дам встречаются "посторонние" сперматозоиды.

Итак, первый вывод принял какие-никакие очертания - до обидного "беспринципная" женская запрограммированность на зачатие провоцирует мужской организм на не менее провокационную физиологическую перестройку работы собственных детородных органов. Но это еще не все - авторы этой же статьи предполагают, что само подсознательное ощущение угрозы супружеской измены жены заставляет перестраиваться и сексуальное поведение мужчины, находящегося далеко от дома. Древняя филогенетическая память, доставшаяся в наследство от предков, настойчиво нашептывает такому мужчине, что было бы неплохо "инсталлировать" его генетическую программу в какую-нибудь яйцеклетку, находящуюся поблизости, поскольку в "законно принадлежащую" ему яйцеклетку, возможно, уже "инсталлирована" программа другого мужчины.

Все это, разумеется, лишь предположения - не лишенные, однако, оснований. И довольно остроумные, между прочим. По крайней мере, основываясь на них, вполне можно частично объяснить с биологических позиций особенности сексуального поведения некоторых мужчин. Я имею ввиду те особенности, которые приводят к присвоению индивидууму "народных" характеристик типа "казанова" или "донжуан" (в более жестких вариантах - "бабник" или вообще, по-хазановски: kobelino). Нет, предположение о том, что мужчины этого типа столь живо реагируют на любое женское присутствие потому, что им в наследство досталась филогенетическая память десятков поколений отъявленных "рогоносцев", будет, пожалуй, малооправданным. Но факт остается фактом - определенная запрограммированность на максимальное тиражирование своей генетической информации у мужчин имеется вне всяких сомнений. Так же, впрочем, как и у женщин. Причем выраженность этой запрограмированности у представителей обоих полов - не самая последняя среди собратьев по эволюции. Это иллюстрируется еще одной любопытной мыслью ученых.

Дело в том, что склонность к супружеским изменам у приматов тем выше, чем более интенсивным является сексуальный интерес самца к самке. А последний, в свою очередь, зависит от... относительных (к размерам тела) размеров яичек самцов. Например, среди шимпанзе промискуитет считается гораздо более частым явлением, чем среди горилл, - и при этом относительные размеры семенников шимпанзе в несколько раз раз больше, чем таковые у горилл. Так вот, относительные размеры человеческих яичек находятся в промежутке между соотношениями, свойственными двум вышеозначенным видам приматов. И соответственно напрашивается вывод: вполне естественная тяга "налево" в буквальном смысле генетически присуща как сильной, так и слабой половине человечества.

В общем, мужчины изменяют женам, потому что опасаются измены со стороны супруг, которые не удовлетворены сексуальным интересом со стороны своих мужей, которые... Очевидно, что продолжать эту цепь можно с любого звена и в любую сторону - а это значит, что вопрос, аналогичный пресловутому спору о первичности курицы или яйца, применительно к супружеской измене остался по-прежнему неразрешенным. Для того чтобы "закрыть" болезненную проблему адюльтера в конкретной семейной паре, есть два очевидных пути. Первый предусматривает постоянную заботу о поддержании гармонии всяческих отношений между супругами (сексуальных - не в последнюю очередь). А второй... Второй заключается во взаимной выработке "философского" взгляда на эту проблему - что, кстати, успешно практикуют многие люди. Каждый выбирает по себе, как говорится...

Сергей Гончар

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325