Меню

Ритмическая пластика для детей

Новый школьный факультатив: зачем он нужен?


Сейчас в детских садах и в школах ввели новый факультатив "ритмическая пластика". У родителей появляется много вопросов: "Что это? Зачем надо? Полезно ли?"

Начну с истории. В Древней Греции воспитание и образование имело более глубокое значение, чем сейчас, и соединяло не только гармонии звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания в современном, в очень непростом и жестоком мире. Естественно и стремление педагогов к воспитанию детей по "законам красоты", к тому, чтобы воплотить в жизнь прекрасную формулу Алатепа: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни - к абсолютной красоте".

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея слияния музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаном-Далькрузом, который разработал на ее основе уже в начале XX века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и России под названием "Методы ритмической гимнастики". Заслуга Э.Далькруза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Одна из особенностей программы - это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений, в аудиозаписи или при непосредственном "живом" исполнении. Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и музыкального слуха, богатого воображениями и фантазиями, более глубокого постижения содержания музыки.

Еще одна особенность данной программы - это акцентированное внимание педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (т.е. формирование двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регуляцией основы движения под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы.

Движения в данном случае являются как бы "видимой частью" айсберга глубинных психологических процессов. И по двигательной реакции на музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

Поэтому можно сказать, что данная программа - музыкально-ритмический психотренинг для детей и педагогов, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов. Программа также направлена на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Цель программы "ритмическая программа" - развитие ребенка, формирование средством музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей и качеств личности. Чем раньше ребенок начнет воспринимать гамму разнообразных впечатлений, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку - тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка.

Другими словами, программа "ритмическая пластика" нацелена на общее гармоническое, психическое, духовное и физическое развитие. А ее содержание и формы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих и целей их воспитания.


Natali2004
Статья участвует в конкурсе "Лучшая статья месяца".

© Eva.ru 2002-2022 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325