Меню

Раннее развитие

Стоит ли следовать модным теориям?

AD


Сейчас огромное количество теорий раннего развития детей, много литературы, интернет-сайтов, посвященных данной проблематике. Многие из них вызывают противоречивые чувства родителей и споры.

С одной стороны, хочется, чтобы твой ребенок был умнее, физически и морально более развит. Но, с другой стороны, очень хочется, чтобы "у детей было детство", возможность поиграть со сверстниками, подурачиться.

Я столкнулась с идеями "раннего развития" давно, мой папа был приверженцем теории Никитиных, т.к. в то время другие теории существовали лишь за пределами "железного занавеса". Но все было в разумных пределах - каждый вечер несколько секунд пробежки голыми ногами по снегу зимой или по льду из морозилки летом; кубики, математика, устный счет с 4х-значными числами. Я не стала гением, но мои родители этого и не добивались. Просто есть факты - я пошла в школу с 5 лет, проучившись полгода во 2-м классе, остальные полгода доучивалась в 3-ем, поэтому я всегда была на 2 года младше моих одноклассников в школе и одногруппников в институте. Мне легко давались точные науки, я училась без напряжения.

Сейчас мне 22 года, у меня 2 высших образования и очень активный сынуля, которому 14 месяцев. Я не претендую на возгласы одобрения: безусловно, есть много людей, которые в тысячу раз умнее и талантливее меня. Я, в свою очередь, хочу, чтобы мой сын был не гением, но несколько выше среднего уровня других детей. Гением быть сложно, а чуть более развитым, чем остальные, быть полезно.

Я повторюсь, сейчас много теорий раннего развития, но в большинстве своем они нуждаются в адаптации к домашним условиям. Например, теория Домана о раннем ползании: маме нужно только и делать, что заниматься ребенком, на домашние дела и просто на себя саму у нее не будет ни капли свободного времени.

Потом, как мне кажется, не учитываются особенности ребенка, ведь каждый ребенок уникален. В описании теории Доман говорит о том, что мы сами запрещаем ребенку двигаться, связывая его по рукам и ногам пеленками, а вот только положить его на трек - и он поползет сам. На моем опыте оказалось, что первые 2 недели жизни сын не мог спать спокойно, если не запеленать ему руки, т.к. хаотическими движениями он сам себя будил. Следующим выводом стало то, что сын ползал на животе, если дать опору его пяткам, но очень неохотно, с похныкиванием, недовольным выражением лица. Гораздо охотнее он занимался массажем и гимнастикой.

Не буду отвлекаться на рассуждения, просто расскажу, что конкретно мы с сыном взяли из разных теорий.

Плавание. Так как живем мы не в Москве, где много бассейнов для новорожденных, которые начинают плавать уже к году, пришлось заниматься в домашних условиях. Температуру воды постепенно снижали, начиная с 37С, наблюдая за реакцией ребенка, довели до 30,5С. Примерно на градус в неделю. Из Интернета и книжек выбрали несколько упражнений - на спине, животе, ныряние. Сыну очень нравилось купаться в ванной, он плавал (с поддержкой под шею) по всей ее длине, научился задерживать дыхание, когда вода попадает на лицо, к 4-м месяцам подныривал на всю глубину ванны, правда, тоже с моей поддержкой.

В конце каждого купания обливались холодной водой - на 10С ниже температуры воды в ванной. Правда, потом заменили обливание на обтирание снегом, т.к. обливание нравилось не очень, а вот снег очень нравился, сынуля даже смеялся и сам пытался влезть поскорее в тазик со снегом. И хотя плавать самостоятельно он пока не умеет, все-таки главным достижением считаю, что сын не боится воды, прыгает с разбега в бассейн (где мы с мужем его ловим), может задерживать дыхание под водой и купаться в бассейне с температурой около 26-28С.

Динамическая гимнастика. Самостоятельно даже по точным инструкциям проделывать сложные упражнения я бы не решилась. Тут, мне кажется, нужен инструктор, или хотя бы обучение в течение некоторого времени. Много статей про то, что динамическая гимнастика развивает умственные способности (мозг котят, которых качали и мотали в разные стороны, был на 25% больше, чем у тех, кого не трогали). Но много статей и про то, что неосторожные упражнения могут привести к вывихам, растяжениям и прочим неприятным последствиям.

Мы ограничились самыми простыми упражнениями - раскачивание, держа ребенка за обе руки, за обе ноги, за руку и ногу и т.д., подбрасывания в воздух. Все это у нас очень хорошо пошло, только один минус - сейчас сын раза 2-3 в день требует этой самой гимнастики, а вес 13 кг сейчас намного отличается от веса 4-5 кг в 1-2 месяца. Так что могу порекомендовать проделывать динамическую гимнастику папам, заодно накачают бицепсы.

Карточки Домана. Их я нашла в Интернете, распечатала на цветном принтере и склеила в тематические альбомчики - "Птицы", "Грибы", "Овощи", "Фрукты" и т.д. Не знаю, даст ли это толчок к раннему чтению и легкому обучению, но, по крайней мере, сын очень любит эти альбомы, просит их достать, сам выбирает, какой хочет смотреть, жестами и звуками пытается показать животных, которые там изображены.

Когда сыну было 0-4 месяца, мы развесили по квартире большие красные треугольники, квадраты, круги. Сынуля даже замирал на несколько секунд, когда его проносили мимо этих картинок, они помогали отвлечь внимание, если он плакал, хоть ненамного успокоить.

Если обобщить, то моя теория такова, что каждый ребенок индивидуален, слепое следование теориям даже именитых педиатров может не дать результатов. А вот личный опыт и наблюдения, плюс заимствованные частички теорий, оказываются очень и очень полезными.


Natalie-Can

Статья участвует в конкурсе "Лучшая статья месяца"
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325