Меню

Путешествие в Тунис

Арабская страна с французскими манерами

AD


Стрекоза шумно прилепилась к видеокамере, пришлось прервать съемку и в срочном порядке фотографировать это чудо тунисской природы, а точнее – оазиса.

Целый час тряски в джипе по каменистой пустыне, мимо редких арабских поселений и вдруг – буйная зелень – пальмы! Но где-то внизу, в расселине скалы…

Еще три минуты джип карабкался в гору, и мы оказались в чудной деревушке. Почему-то именно здесь я подумала, что так выглядят джунгли – тишина и заросли исполинских деревьев. По извилистой улочке, мимо продавцов инжира, фиников, сушеных змей и сувениров, мы резво спустились к оазису. Удивление, переходящее в восторг! Впечатление, что гора разверзлась, и предстало чудо – водопад хрустальной воды с шумом низвергается откуда-то сверху и образует небольшое озерцо. Каменные стены толстенным ковром покрывает ярко-зеленая растительность, и отовсюду летят солнечные брызги воды. Радостный гомон туристов тонет в звонком разноголосье птиц. Час пролетел незаметно.

От этой экскурсии в Сахару я отказывалась, как могла. Память воскрешала египетские похождения по 40-градусной жаре, когда воздух перед глазами колыхался от зноя.
Муж уговорил меня тем, что за два дня объедем половину Туниса. Как я ему благодарна!

И в Африке идут дожди! Причем не короткие тропические ливни где-нибудь зимой, а в августе, который считается самым жарким месяцем в Тунисе. Небо заволокло темными тучами и два дня щедро поливало иссушенную почву. Тунисцы были счастливы! В отличие от нас. Хорошо, возьмем не загаром, так плаванием. Гордо шествуем с полотенцами на пляж, под вопросительными взглядами обитателей отеля.

Весь пляж в нашем распоряжении! Море изумительно теплое, купаемся и дурачимся в волнах целый час. На берегу заметно холоднее, поэтому, стуча зубами, оперативно заматываемся в полотенца. Из ниоткуда возникает аниматор. Спрашивает: «Русские?». Откуда узнал? Белозубо улыбается: «Только русские в дождь приходят купаться». Да, кстати, Россию в этом отеле представляла только наша пара.

Наслушавшись караоке на итальянском языке в первый же вечер, мы решили съездить на разведку в ближайший город – Сусс. Короткий торг с таксистом у отеля и мы мчимся в Peugeot, слушая арабские напевы.

Суссу были подарены все наши вечера. Залитый огнями сувенирных лавочек и магазинчиков, кафе и ресторанчиков, где отдыхает, торгуется, смеется, поет, ест, пьет, кажется, весь мир. Море улыбок не уступает по размаху Средиземному.

Излюбленным местом в Суссе стал Порт эль Кантауи. Здесь жизнь особенно кипит. Даже тунисцы с семьями чинно прохаживаются по набережной. От многообразия языков русский начинаешь забывать. Здесь арабские традиции соперничают с европейской роскошью, что постоянно держит в ожидании нового чуда за ближайшим поворотом. На фоне ночи белоснежные яхты впечатляют роскошью и размерами. Сколько ни пыталась снять на камеру макушки мачт, бесполезно – они теряются где-то в звездном небе. Мы облюбовали себе небольшой ресторанчик с огромными фикусами в глиняных горшках и толстыми котами, которые гоняли друг друга под столиками.

В Тунисе, бывшем некогда колонией Франции, два официальных языка – арабский и французский. Интересно слушать разговор тунисцев на смеси этих языков. Смешно, когда спрашивают: «Мadame, do you speak arabish?». Это как неплохое красное сухое тунисское вино: из местного винограда, но по французской технологии.

Женщины здесь свободны и равноправны с мужчинами, благодаря первому президенту-реформатору Хабибу Бургиба. Дамы работают во всех областях, особенно часто встречаются в полицейской форме на дорогах. А вот у мужского населения любимая работа, кажется, сидеть с компанией в кафе. Ну, и еще сувенирами торговать.

Умение торговаться у меня отсутствует начисто, поэтому цену я сбивала так: спрашиваю, сколько стоит, после объявления космической цены на несчастный браслетик качаю головой и собираюсь уходить. Торговец, видит мою спину, окликает и предлагает цену ниже. Таким образом, после трех-четырех таких уходов, цена падает до разумных пределов и мы, весьма довольные, расстаемся. Муж предпочитает торговаться на смеси языков: плохого английского, русского и жестов.

Изделия из оливкового дерева нас интересовали больше всего, встречались довольно оригинальные вещи. Олива растет в Тунисе везде. Бесконечные рощи этих невысоких деревьев мы наблюдали на юге страны по пути в Сахару. Дерево живет 2000 лет! И чем оно старше, тем сильнее начинают завиваться нижние ветки. Встречаются деревья, ветви которых словно накручены на бигуди.

По мере продвижения на юг заметно меняется ландшафт. Сахаре предшествует каменистая пустыня, где на протяжении сотен километров почти нет растительности, и питание там могут найти лишь верблюды, стада которых мы и видели время от времени. Оказывается, погонщик приводит верблюдов к источнику и остается там ждать, а животные уходят пастись самостоятельно на расстояние двух дней.

В каменистой пустыне посетили коренных жителей – берберов или, как их называют, троглодитов. Живут они в дырах, которые выкапывают в горе. Ни за что не скажешь, что над тобой толща земли. Аккуратно побеленные, с довольно высоким потолком, прохладные такие землянки, только без окон. Жилище, которое посетили мы, представляло собой 5-ти комнатную дыру с доисторическими железными кроватями, такими же чемоданами, ручным ткацким станком и циновкам ни полу. Пожилая берберка сидела на земляном полу двора и молола пшеницу для кус-куса в каменном жернове. Бедные-бедные! (сокрушались мы). Но русские туристы если уж приехали, то увидят все что нужно и не нужно. Те, кто пошустрее, забрались на гору и обнаружили с обратной ее стороны еще одну дыру, только уже отделанную изразцовой плиткой и увенчанную спутниковой антенной. Хозяева бегают из дырки-дома в дырку-музей как только приезжает очередной автобус с туристами. Тем и живут.

Отобедали мы в ресторане-дыре, выкопанном по тому же принципу – в горе. Угостились знаменитым кус-кусом, тунисскими чебуреками и чаем с кедровыми орешками. По дороге остановились попробовать пальмовое молоко и посмотреть, как растут гранаты.

И вот она Сахара! Шесть загадочных букв на географической карте.
Выходим из автобуса. Зной. Но облака упрямо закрывают полнеба. Желающие облачились в тунисские балахоны и двинулись к верблюдам. Сотни верблюдов и погонщиков отдыхают на песке, который так мелок, что похож на пыль. Процесс усаживания в седло с последующим вставанием верблюда провоцирует смех и шутки. Первый раз в жизни восседаю на живом существе. Блаженство. Верблюд идет мерно покачиваясь, а я смотрю на пески и пытаюсь представить, что караван уже неделю путешествует по пустыне… Который день после приезда снится именно этот пейзаж.

Много описаний рассвета в пустыне. Но это нужно увидеть самому. Солнечный диск полностью появляется из-за горизонта всего за 4 минуты. Ровно очерченный, большой. Мы наблюдали это зрелище на солончаке – многокилометровом озере из соли, по которому когда-то шел Александр Македонский со своим войском.

А далее калейдоскоп белокаменных тунисских деревень, городов с куполами мечетей, сувенирными лавками, смуглыми арабами, рощами финиковых пальм, оливковых деревьев… И все это залито белым солнцем.

Столица Туниса – Тунис. Арабский город, с двухмиллионным населением, построенный турками и французами. В центре – великолепные современные здания из стекла и бетона, на периферии все те же невысокие белые дома.

Цель поездки – Карфаген. Бредили им еще дома. Хорошо в Карфагене сохранились развалины римских терм. Мы прониклись величием и размахом. Кладу руку на нагретый солнцем мрамор, закрываю глаза и думаю, что к этой колонне прикасались когда-то великие мира сего.

А на «десерт» нас ожидал бело-синий город Сиди-Бу-Саид. Когда-то город художников и поэтов, теперь самый элитный район Туниса. Здесь живут миллионеры. По извилистым мощеным улочкам идем вдоль белых домов с исключительно синими окнами и дверями. Хочется остаться здесь навсегда. Дорога ведет круто вверх – городок раскинулся на горе. Заходим в кафе и у всех вырывается: «Вот это дааааа!». Выглядываю из-за спин. Вот это да! С высоты открылся потрясающий вид. Лазурное море во весь горизонт, а на нем белые точки яхт. И голубое-голубое небо. Вот почему Карфаген построили на этом месте.

Пьем тунисский чай с орешками, наблюдаем за арабами с кальяном. Хочу жить здесь!

Но пора в обратный путь. Спускаемся теми же мощеными крупным булыжником улочками, фотографируясь и восхищаясь по пути неимоверной высоты ливанскими кедрами. Впереди еще одно искушение – сувенирные лавки. Замечательные акварели, чеканные тарелки, резные вазы, но цены! Уже у автобуса вспоминаем, что не запечатлели на фотоаппарат плоды кактуса опунция. Жаль, купить не успели, говорят, что вкусно.

И еще одной мечте суждено было сбыться - встретить рассвет на Средиземном море. Муж предпочел остаться в объятиях Морфея, а я в темноте быстренько оделась и на пляж. На море полный штиль, вода прозрачная, стайки рыбок снуют у самой кромки воды – запомнилось навсегда.

Каждое море хорошо по-своему, но Средиземное мне показалось самым ласковым.


n@tu

Статья участвует в конкурсе "Заметки путешественника"
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325