Меню

Храм, в который нельзя попасть

Письма из Непала, выпуск 11

9.06.10 00:00
AD
Письма из Непала, выпуск 11

Приехать в Непал и не посетить какой-нибудь из многочисленных местных храмов было бы в самом деле странно. Храмов в Непале много, даже больше, чем ступ. Они различаются своей архитектурой, внутренним убранством, посетителями и проводимыми в них службами - различия же эти коренятся в традиции. На мой взгляд, лучше знать устои страны, в которой живешь: во-первых, безопаснее себя чувствуешь, а во-вторых, даже не представляете, сколько смысла открывается тогда в какой-нибудь змеевидной завитушке на храме или в чашечках воды на алтаре.

Индуизм, непальский буддизм и тибетский буддизм - три основные религиозные традиции Непала. Есть в Катманду и несколько мечетей, но появились они совсем недавно, в последние десять лет.

Главный индуистский храм Катманду, посвященный Шиве, находится в Пашупатинатхе. Построен он в честь мирной формы Шивы, Пашупати, «владыки и защитника существ». Считается, что Пашупати особо покровительствует непальской земле, и в прошлом короли Непала, прежде чем предпринять опасное путешествие, приходили в этот храм за благословением. Слава Пашупатинатха не ограничивается Непалом: в дни религиозных праздников сюда стекаются паломники даже из Индии. Но следует знать, что для вас, как белого туриста, вход в почитаемый индуистский храм закрыт. Пятьсот непальских рупий за вход на территорию комплекса Пашупатинатх с вас возьмут, а вот внутрь главной святыни не пустят. Вы можете с пеной у рта доказывать, что вы индуист по призванию и что ваша бабушка участвовала в марше первых кришнаитов, - не поможет. А вот тибетец, безгранично преданный Будде и свысока смотрящий на индуистских божеств, беспрепятственно может входить в храм. Не логично как-то, да что поделаешь! Белому человеку остается только ходить вокруг храма и пытаться разглядеть что-нибудь через ворота, стоя с внешней их стороны. С этого места, кстати, отлично виден зад огромной золотой статуи священного быка Нанди.

Существуют истории, практически уже легендарные, о том, как несколько смельчаков из ранних хиппи всеми правдами и неправдами пытались проникнуть внутрь храма. Вот одна из этих невероятных историй.

Как-то на шиваратри (значимый индуистский праздник) один отчаянный хиппи, давно мечтавший проникнуть внутрь храма, разделся донага, тщательно вымазал свое тело пеплом, дреды собрал в пучок на голове и в таком виде, как настоящий аскет, отправился ночью в Пашупатинатх, расположенный недалеко от Боуды, всего в получасе ходьбы. В Пашупатинатхе никто не обратил на него особого внимания - и ему удалось войти в храм. В столь поздний час внутри святилища было уже немноголюдно. Обойдя храм, хиппи подсел к догорающему костру, возле которого расположился старый садху (монах, отрекшийся от мира). Некоторое время они сидели молча. Время от времени косматый садху поднимал с земли толстый железный прут, один конец которого лежал в костре, и, пронзительно поглядывая на пришельца, поправлял угли. И вдруг - все также беззвучно и совершенно неожиданно - он схватил прут и раскаленным концом ударил псевдоаскета по голой ноге. Тот дико закричал и выбежал из храма. Но даже несмотря на такое болезненное завершение этой авантюры, он, несомненно, имел полное право потом с гордостью рассказывать о том, что был-таки внутри Пашупатинатха. Вот такие бывают в Непале запретные святилища, безбашенные туристы и берегущие традиции садху.

Лучшее представление о том, что представляет собой непальский буддийский храм, дает посещение знаменитого Золотого Храма в Патане или храма Ваджрайогини в Санкху. Непальский буддизм - феномен уникальный и стоящий внимания. С одной стороны, это, конечно, буддизм, но буддизм, неотделимый от индуизма и неварской культуры. Оказавшись в таком храме, сложно понять, как с первого, так и со второго взгляда, где же вы находитесь - в индуистском святилище или в доме Будды.

При входе в Золотой Храм его посетители должны расстаться со всеми вещами из натуральной кожи (обувь, сумки, ремешки часов), оставив их на хранение у привратника. Так как эти вещи появились в результате насилия над живыми существами, будды и бодхисаттвы расстроятся, если вы принесете их в храм. Архитектура, убранство, стиль ритуалов - все похоже на то, что вы увидите в индуистском храме. Статуи напоминают индуистских божеств, и даже Будду Шакьямуни не просто узнать из-за множества украшений, шелковых тканей и цветочных гирлянд, под которыми его прячут.

При входе в непальский буддийский храм, а иногда во внутреннем дворе храма, висят два больших зеркала, предназначенные для духов, то есть для умерших душ, которые еще не знают, что умерли. Взглянув в такое зеркало, дух сразу же понимает, что покинул мир живых, ведь в зеркале нет его отражения. Люблю я смотреться в эти зеркала: как-то особенно радостно видеть в них свой образ!

С крыши непальского святилища свешивается патака - железная узкая полоска из металла, заканчивающаяся треугольным язычком. Ее вешают специально для божеств: согласно поверьям, по этой позолоченной «дорожке» божества спускаются из своего мира на землю.

Синтез индуизма и буддизма с непальской спецификой просматривается в каждой детали храма Ваджрайогини, расположенного вблизи провинциального городка Санкху. Ваджрайогини - это женское божество тантрического буддизма, но по внешнему виду комплекса, посвященного этой богине, догадаться об этом практически невозможно. К храму ведет длинная и круто взбирающаяся вверх каменная лестница. Где-то на половине подъема находится площадка, где по индуистскому обычаю свершаются кровавые жертвоприношения Кали. Уже одно это никак не вяжется с идеологией буддийского храма. Перед храмом Ваджрайогини располагаются оригинальные лингам-йони (символическое изображение единства Шивы и Шакти): йони самое что ни на есть обычное, индуистское, а вот лингам выполнен в форме буддийской ступы с пятью буддами по основным сторонам света. Внутрь храма пускают очень неохотно, что опять-таки не соотносится с духом буддизма, зато имеется типичный для индуизма пуджари - священнослужитель, отправляющий ритуалы, который с готовностью примет из ваших рук подношение, коли вы пожелаете его сделать. Кроме Ваджрайогини, почти полностью скрытой под красными тканями, в Санкху есть две статуи Тары, тоже с трудом узнаваемые и про которые вообще мало кто знает. Но главное - это дух: здесь царит типичная для индуистского храма атмосфера.

Храмы, построенные приверженцами тибетского буддизма, - явление сравнительно новое в Непале. Возведены они были тибетцами, бежавшими после оккупации Тибета в Непал. Но, несмотря на младенческий еще возраст (большинству из этих монастырей не более 50 лет), некоторые из них уже успели прославиться и положительно зарекомендовать себя, например Шечен, Копан или Белая Гомпа (гомпа - это тибетское название монастыря). При входе в тибетский храм вы обязательно увидите на стене изображение колеса сансары - схематичный образ нашего мира желаний, состоящего из шести миров, населенных шестью различными видами существ. Увидев эту картину, любой, кто входит в храм, может вспомнить о своем истинном и весьма печальном, согласно буддизму, положении - о том, что, не обладая свободой воли, мы вынуждены непрестанно перерождаться в мирах, полных страдания.

Вход в обуви запрещен, ее следует оставить снаружи храма, на ступенях или специальных полках для обуви. Войдя в храм, буддист делает три поклона перед статуями, касаясь лбом пола. Набожные тибетцы часто кланяются также перед каждой статуей в отдельности и перед пустыми тронами, на которых во время учений и религиозных церемоний сидят ринпоче. В обычное время присутствие учителей заменяют их портреты, установленные на тронах. Во многих храмах отдельный и самый большой трон отводится портрету Далай-ламы, хотя сам Далай-лама в Непале никогда не был и учений здесь не давал. Помимо статуй (самые популярные из них - Будда Шакьямуни, Гуру Ринпоче, Авалокетишвара и Тара), на алтаре не редко устанавливают ступы, в которых хранятся останки и реликвии ушедших из жизни святых.
Мне нравится, что в буддийском храме посетителям разрешено вплотную подходить к алтарю и даже подниматься на возвышение, на котором установлены троны, главные храмовые статуи и подношения. Такое непосредственное взаимодействие рождает яркие переживания, вы как будто причастны возвышенному, между вами и миром просветленных существ нет преград.

Архитектура, декорирование и атмосфера тибетской гомпы не похожи ни на что другое в Непале. Стены гомпы украшены религиозной росписью или тханками - живопись по хлопковому полотну, - для которых характерно обилие деталей и вездесущий символизм. Просто удивительно, сколько будд, бодхисаттв и святых прошлого, настоящего и будущего смотрят на вас со стен тибетского храма - иногда тысячи!
К какой бы традиции ни относился храм, я всегда стараюсь проявлять уважение к обычаям, например, не фотографировать без разрешения. Тем более что, как говорят, божества, обитающее на алтарях, не любят, когда их ослепляют фотовспышками.

Если из Непала убрать религию, то есть лишить эту страну ее духовного содержания, что же тогда останется? «Горы», - скажут некоторые. Но мне кажется, что и горы в этом случае будут уже совсем другими горами - красивыми картинками, пустыми и бездушными. Боги, духи и храмы - неотъемлемая, сущностная часть это страны; они повсюду; они - сама жизнь Непала.

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325