Меню

Затворничество XXI века

Письма из Непала, выпуск 22

24.08.10 00:00
AD
Письма из Непала, выпуск 22

«Оставь родной дом, друзей и близких, уйди в горы, и там, в полном одиночестве, практикуй медитацию», - такой совет давали все буддийские святые, от Будды Шакьямуни до Падмасамбхавы, чтимого в Тибете наравне с Буддой.

Удивительно, но в современном мире, где жизнь основывается на удовлетворении желаний и чувственный наслаждениях, есть люди, которые все же пытаются применить эти наставления. Таких людей мало, очень мало. И если рассматривать их судьбы непредвзято, то, честно говоря, не ясно, как относиться к ним: как к героям духа, пренебрегшим идолами материального благополучия и разрушившим иллюзорные представления о мирском счастье, или как к беглецам, потерпевшим крушение в океане быта и семейных отношений, неудачникам, прикрывающимся личиной духовности.



В прошлом почти все монахи здесь проходили (как минимум один раз) через классический буддийский ретрит (затворничество) не говоря уже о многочисленных коротких ретритах, длящихся неделю, месяц или несколько месяцев. В классический ретрит уходят на три года, три месяца, три недели и три дня. Этот срок определил сам Будда Шакьямуни как минимальный период, достаточный для преобразования ума, объятого неведением, в ум мудрости, попросту говоря, для достижения просветления.

Мне же эта любовь к числу «три» всегда напоминает русские волшебные сказки, где какой-нибудь дурачок переплывал три моря, переходил через тридцать три царства, побеждал трехголового дракона или отгадывал три загадки и получал за это королевство, славу и царскую дочку в жены. И здесь все то же самое: добрый молодец покидает родной край, уходит далеко в горы, претерпевает три года различные испытания, но вот только ни царства, ни жены за это не получает. Как раз наоборот, если что у него и было раньше, за три года он все это теряет.

Ради чего тогда они уходят в затвор? Что они обретают спустя три года? Если ретрит проходит успешно, тогда к концу третьего года вы должны прийти к внутреннему спокойствию и отказу от иллюзий, что из ретрита вы выйдите буддой. Как мне говорил один буддист-затворник, родом из Воронежа: «К концу трехлетнего ретрита я почувствовал, что, наконец-то, стал что-то понимать, и что мне обязательно нужен второй такой ретрит».

Слово цам на тибетском языке означает «затворничество», буквально - «граница», «черта», определяющая пространство уединения, пространство, которое затворник не может покидать в течение всего ретрита. Так, в самом начале трехлетней практики человек клянется перед всеми буддами и бодхисатвами: «Я не покину место своего затворничества, даже если горы посыплются мне на голову, даже если меня затопит ливнями, даже если огонь будет бушевать со всех сторон». Серьезное заявление!

Но одновременно с границами внешними затворник проводит границы внутренние: все недобродетельные поступки, слова и мысли, все мирские дела и устремления оставляет по ту сторону ретрита. В этом и заключается главная цель затворничества, а не в оставлении семьи, обязанностей и работы.



В прошлом в Тибете и Непале не только большинство монахов, но и многие миряне проходили через трехлетнюю практику духовного затворничества. Это было нормальным явлением, когда крестьянин оставлял поле, жену и детей и уходил в горы на три года, затем он возвращался в семью, снова пахал поле, сажал рис и растил детей. Общество одобряло такие порывы к духовности и старалось поддерживать этих людей материально. Интересно, что для тибетской женщины уход мужа и кормильца на три года не представлял трагедии, она спокойно продолжала жить и ждать!

Сегодня среднестатистический монах мечтает о мобильном телефоне, а если телефон у него уже есть, тогда о собственном скутере или о том, чтобы уехать в Америку. Мало кто всерьез задумывается о трехлетнем ретрите. С мирянами дела обстоят еще хуже: им некогда, три года жизни - слишком большая роскошь, чтобы отдать ее Дхарме; им надо зарабатывать деньги, строить дома, учить детей. Да и какая жена нынче будет ждать три года?

Мне кажется, что сейчас в классическом буддистском затворничестве находится больше мирян-уроженцев Запада, чем мирян, которые исторически являются представителями данной религиозной традиции. И это не смотря на то, что в буддизме ретриту придается огромное значение. В одном из священных текстов сказано, что если у вас появилось желание практиковать духовный путь в затворничестве и вы сделали всего семь шагов в сторону уединенного места, самим этим поступком вы обрели больше заслуг, чем от подношения всего золота этого мира тысяче будд! Похоже, что тибетцы забыли эти истины, а европейцы, недавно открывшие для себя буддизм, стараются относиться к ним серьезно, но не у всех получается.

Чтобы ретрит прошел успешно и все желаемые плоды практики были обретены, необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, правильная мотивация. Тщеславие никогда не было надежным спутником на духовном пути. Человек может думать, что «отсидев» три года в ретрите, он станет известной личностью, обретет всеобщее признание, любовь всех сестер по Дхарме, а заодно и сверхъестественны способности. Как правило, практика такого искателя истины заканчивается полным разочарованием: левитировать так и не научился, а столько жизненных возможностей упущено за три года!

Западному человеку легко попасться на крючок тщеславия: психология соперничества и лидерства пронизывает все западное общество. Кроме того, в сообществе, например, русских буддистов лишь единицы завершили трехлетний ретрит, и к таким людям относятся с огромным уважением. Кому же не хочется иметь репутацию крутого йогина! Тем более что технически завершение трехлетнего ретрита дает право практикующему называть себя ламой, а значит преподавать учение Будды другим людям.

Другой ошибочной, но, к сожалению, часто встречающейся мотивацией является желание сбежать от проблем этого мира в мир духовности и мистических тайн. Дескать, надоело мне все здесь, достали, уйду от всех, буду жить один, духовный и возвышенный, буду делать что хочу, и никто мне не указ! Жизнь показывает, что люди, ради религии бросившие работу (на которой мало платили и которая была не по душе), жену (которая все время что-то требовала и утратила былую привлекательность), детей (которые все время клянчили денег), ушедшие в монастырь, горы, леса, пещеры ради духовного совершенствования, через некоторое время утрачивают прежний пыл, обзаводятся новой женой, бытом - и все начинается заново.

Поверьте, среди западных буддистов людей с таким мироотношением хватает. В конце концов, в западном обществе оставить женщину проще, чем в традиционном азиатском, тем более ради высокой цели. В крайнем случае, можно сослаться на Будду, оставившего жену, сына и царство ради достижения просветления. Даже Будда бросил свою семью, почему нам нельзя?



Другим необходимым условием плодотворного ретрита является наличие квалифицированного наставника, который на протяжении всех трех лет будет руководить вашей практикой. В противном случае, без учителя, после трех лет одиночества можно закончить не духовным прозрением, а полным сумасшествием. Европейцу чрезвычайно сложно найти такого наставника: ламу, сведущего в Дхарме, имеющего опыт преподавания западным людям, вселяющего чувство доверия и вдохновляющего на практику. Многие европейцы говорят, что считают Его Святейшество Далай-ламу или Его Святейшество Кармапу своим учителем, но, ни тот, ни другой не будут давать им подробнейшие наставления в трехлетнем затворничестве.

Вообще, человеку, возжелавшему медитировать в длительном уединении, следует решить много проблем и преодолеть сотни препятствий, прежде чем дело дойдет до самой медитации. Многие, к сожалению, весь энтузиазм растрачивают по пути к ретриту, так что на сам ретрит сил уже не остается. Помимо поиска наставника, следует озаботиться поиском подходящего места, сбором достаточной суммы денег, закупкой продуктов (за три года не один мешок риса можно съесть) или организацией доставки продовольствия. Лучше всего - найти человека, который будет заботиться о вас в течение трех лет: привозить вам в горы продукты, лекарства, вещи, решать ваши паспортно-визовые проблемы. Много ли в своем окружении вы найдете людей, готовых на такую жертву?
В Непале живет одна интересная украинская пара: муж сидит в трехлетнем ретрите, а жена возит ему еду, стирает белье, зарабатывает деньги. Это единичный случай!

Что касается выбора места, то в классических руководствах по ретриту описано все: каким должно быть пространство (например, радующим глаз и недоступным для диких животных вроде тигров), каким должна быть хижина затворника и где должно ее располагать (на южной стороне); где и как следует обустраивать алтарь, что есть, во сколько вставать (рано утром, когда линии на ладони едва различимы для глаз) и многое другое. В действительности же, все эти условия соблюсти невозможно. Например, рекомендуется выбирать место вдалеке от людских поселений, на земле, где никто и никогда не жил, где не было войн, эпидемий и голода. Но сейчас ретритные центры представляют собой маленькие поселения вблизи монастыря или пещеры, где когда-то медитировал древний святой, например Миларепа.

Требование простоты жилища тоже не всегда соблюдается. Но ведь в ретритном домике с кондиционером сложно развить отречение от удобств этой жизни. А как быть с мобильными телефонами? Часто современные затворники общаются с внешним миром посредством мобильных сообщений. И что можно возразить на их аргументы? Будда две с половиной тысячи лет назад действительно не запрещал брать в свою ретритную хижину мобильный телефон, да и интернетом отшельникам он не запрещал пользоваться. Аскеза, отречение и простота - труднодостижимые вещи в этом мире материального изобилия, дух времени проникает даже в хижину затворника.

Один из великих тибетских учителей, давая наставления по ретриту, любил повторять:

«Что толку от затворничества, если ваш ум блуждает. Многие люди уходят в пещеры, в горы, но ум их остается в городах, в семьях. Это не затворничество, это притворство. Подлинная хижина затворника - это его тело, эту хижину не надо искать, в нее не надо уходить: она всегда с вами. Подлинный затворник - это ум, который пребывает в теле. Поэтому нет надобности куда-то идти, вся ваша жизнь может стать ретритом».

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325