Меню

Где учиться медитации?

Письма из Непала, выпуск 25

5.10.10 00:00
AD
Письма из Непала, выпуск 25

Это место одни называют оплотом духовности в долине Катманду, другие - самым коммерческим буддийским проектом. Однако сторонники обеих точек зрения приезжают сюда, потому что Копан - это легенда, без этого монастыря книга об истории западного буддизма лишилась бы многих глав, а может, и вовсе не была бы написана.

Копан - один из немногих монастырей, где пребывание и обучение людей с Запада поставлено на поток. Круглый год в монастырь приезжают европейцы для участия в коротких (десятидневных) или более длительных (до трех месяцев) курсах. Приезжают как буддисты, так и просто интересующиеся, хиппующие или те, кто хочет необычно провести свободное время между треками. Двери Копана открыты для всех, кто готов с уважением относиться к правилам монашеского жития.



Любой оказавшийся на территории монастыря должен соблюдать пять правил, которые называются пятью обетами мирянина, но, конечно же, входят и в монашеские обеты. Эти правила обязательны для всех без исключения, даже если человек не собирается жить в монастыре, а просто зашел на полчаса посидеть в монастырском парке. Итак, здесь нельзя убивать живых существ (в том числе, комаров и муравьев), красть, лгать, вести сексуальную активность любого рода и употреблять воздействующие на ум вещества (алкоголь, наркотики, табак). Согласитесь, достаточно простые правила.

Что касается четвертого правила, то даже супружеские пары в Копане должны жить порознь. Даже если вы покажете свидетельство о браке, вас все равно не поселят вместе. Монастырь есть монастырь.



Вообще, Копан славится своею строгостью и ортодоксальностью, ведь это монастырь школы гелуг, самой традиционной из всех школ тибетского буддизма. При этом вряд ли найдется еще один такой монастырь (в Непале и Индии уж точно), который бы посетило такое огромное число хиппи и просто людей свободных взглядов. Парадокс, но людей тянет сюда.

В Копане на редкость все хорошо организованно, и человеку, решившему принять участие в одной из образовательных программ монастыря, ничего не остается, как подчиниться этой четкой упорядоченности. Прежде всего, в офисе вам предложат сдать компьютер, мобильный телефон, радио, плеер и тому подобные радости цивилизации в сейф, вы можете отказаться, но должны пообещать, что не будете пользоваться этими устройствами в течение всего медитативного курса. Кроме того участникам медитативных программ запрещается покидать территорию монастыря и вести праздные беседы, последнее, по сути означает, что вы принимаете на себя обет молчания и что рот будете открывать только во время чтения молитв и во время еды. Если надо что-то спросить у наставника, можно просто написать ему записку.



Все эти меры только кажутся строгими и ограничивающими личную свободу, на самом деле же, они гармоничны и необходимы для действительного погружения в медитацию. Подъем полшестого, трехразовое питание, три или четыре сессии медитации, практики или просто обучения, отбой. День в Копане построен таким образом, что ученику просто некогда заниматься посторонними делами, у него не остается времени для праздного шатания или скуки, при этом, совершенно не чувствуется спешки и напряжения. Эти программы вырабатывались годами и опробованы на сотнях учеников. Они создавались специально для западного человека, с учетом его менталитета и потребностей, поэтому большинство европейцев чувствуют себя уютно в монастыре. Учителя (все они - монахи, уроженцы Запада, прошедшие специальную подготовку) относятся к ученикам с искренней любовью. Проверено!

Вопрос это, конечно, спорный, но меня радует, что появляется все больше буддийских учителей, родившихся и выросших на Западе. Во-первых, при общении с таким учителем не возникает языкового барьера, а во-вторых, он сам сделан из того же самого теста, что и вы, он - дитя европейской культуры и, следовательно, лучше поймет вашу ситуацию и сможет дать очень конкретный, а не отвлеченный, совет. Кроме того, благодаря им Копан при всей своей консервативности умудряется поспевать за веяниями современности. Как на философских, так и на медитативных курсах отведены специальные часы для занятий йогой или тай-чи. А один из летних курсов вообще посвящен практике рейки, говорят, что в буддизме тоже есть своя линия передачи этой целительной практики.

Своеобразная визитная карточка Копана - это ежегодный ноябрьский курс, на который съезжается не одна сотня иностранцев, чтобы в течение месяца изучать основы буддийской философии и практики медитации. Особую ценность этой программе придает то, что на ноябрьском курсе можно услышать наставления от Ламы Сопы Ринпоче, одного из основателей монастыря и духовного руководителя обширной буддийской организации, насчитывающей более 140 центров по всему миру.



Именно эти ноябрьские курсы когда-то, сорок лет назад, послужили первоначальным толчком для открытия монастыря. Впервые они прошли в 1971 году, и с тех пор не было ни одного года, когда бы Лама Сопа Ринпоче не присутствовал на них. Он и его учитель, ныне покойный и уже обретший новое рождение Лама Еше, привлекли в монастырь огромное число западных учеников. По легенде, Лама Сопа и Лама Еше в прошлых жизнях, совершенно независимо друг от друга, дали клятву, что в следующих своих рождениях будут приносить пользу тем существам, в чьих странах отсутствует учение Будды. Похоже, они сполна выполнили свои обещания.

Надо сказать, что в Копане, помимо той жизни, что я сейчас описала, существует совершенно иная жизнь, неприметная на первый взгляд, но не менее важная. Это жизнь монахов. Монастырь служит домом и обителью знания для 400 монахов в возрасте от семи лет и старше. Кроме того, неподалеку от монастыря не так давно построили женский монастырь, где живет около 350 монашек. Монахи и монашки - уроженцы Непала, Тибета, Бутана, реже - Индии и Монголии.

Монашеская жизнь настолько самодостаточна, что ни в чем не пересекается с жизнью мирян в монастыре. Мне кажется, что все здесь сделано для того, чтобы у монахов было как можно меньше точек соприкосновения с иностранными учениками. Мне известно даже, что монахам запрещается отвлекать иностранцев, заводить с ними знакомства, болтать. Может быть, это слишком строгие меры, но, на мой взгляд, совершенно адекватные. Достаточно пройтись по городу и вы поймете, что и без того уже хватает испорченных и развращенных молодых монахов.

Монахи и монахини Копана получают классическое религиозное образование: философские дисциплины в сочетании с изучением ритуала. Они учатся правильно петь молитвы, лепить подношения богам и защитникам учения Будды (торма), исполнять ритуальные танцы с масками, строить и разрушать песочные мандалы различных тантрических божеств, бить в ритуальные барабаны и дуть в огромные трубы. Кроме того, дважды в день все монахи собираются в главном храме на пуджу, чтобы помолиться о счастье и благополучии всех живых существ. Да разве у них есть время приставать с глупостями к иностранцам?

Вовсе необязательно оставаться в монастыре на образовательную программу или длительный ретрит, вы можете приехать в Копан на один день. Душа и глаз отдыхают в этом чудесном месте. За главным храмом расположен прекрасный парк с излучающей мощную успокоительную энергию ступой, беседка и фонтан. В Непале мало мест, где так тихо, спокойно, чисто и зелено!

Кроме того, в монастыре есть богатая библиотека, в которой хранятся книги на разных языках (русская полочка тоже есть), с тихим читальным залом. Есть магазин духовной литературы и ритуальных принадлежностей. Есть кафе, где можно отобедать, заворожено созерцая долину Катманду сверху. Есть комната с реликвиями Ламы Кончога, великого йогина наших дней, на месте кремации тела которого было обнаружено множество доказательств его высокого духовного уровня: окаменевший язык, жемчужины в кости, черные волосы дакини (небесной помощницы идущих по духовному пути). На это интересно посмотреть, даже если вы упертый материалист. И еще, настоятель монастыря, геше Лхундруб, прекрасно говорящий по-английски, всегда рад будет принять вас и ответить на все ваши вопросы. Всем, кто хочет познакомиться с жизнью монастыря, я советую первым делом посетить Копан. Стоит приехать сюда и сразу становится понятным, почему Копан называют островком рая на непальской земле.

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325