Меню

Кто мы здесь, и зачем?

Письма из Непала, выпуск 28

26.10.10 00:00
AD
Письма из Непала, выпуск 28

- Намасте! Меня зовут Майя, я живу в Непале три года.

- Намасте! Меня зовут Алена, я живу в Непале год.

- Намасте! Меня зовут Дима, я живу в Непале шесть лет.

- Намасте! Меня зовут Анжела, я живу в Непале пять лет.

- Намасте! Меня зовет Алла, я живу в Непале двадцать лет…

Эти русские голоса еще долго могут эхом разноситься по долине Катманду. Не знаю, существует ли статистика того, сколько русских постоянно проживает в Непале, но точно знаю, что они есть, что их немало и что с каждым годом их становится все больше.

Что мы здесь делаем? Нет, не в глобальном, вселенском смысле, а в самом что ни на есть конкретном и приземленном. Чем мы, покинувшие Россию ради иноплеменных краев, здесь занимаемся? И главное - на что мы живем, как зарабатываем себе на хлеб насущный или, если оперировать здешними реалиями, на момо с далбатом?

Эти два вопроса волнуют многих: случайных людей, так или иначе соприкоснувшихся с нашей эмигрантской жизнью; родственников, не согласных с выбором, который мы сделали, когда отправились жить в далекую Азию; друзей, искренне желающих понять наши мотивы; и тех, кто бы хотел последовать нашему примеру. Но единого ответа не существует, такой общей жизненной истории, которая целиком бы описывала судьбы всех обосновавшихся в Непале русских. У каждого своя жизненная кривая, пересекшаяся в какой-то момент с другими петляющими линиями жизни, здесь, вдалеке от дома, в Непале, в Катманду.

Более или менее постоянно проживающие в Непале иностранцы делятся на тех, кто учится, и тех, кто свободен от студенческих обязанностей. Что касается студентов, то с ними все ясно: они исследуют глубины буддийской философии, осваивают многочисленные падежи и глагольные формы санскрита, приспосабливаются к орфоэпическим тонкостям тибетского языка, пишут нескончаемые рефераты и контрольные работы. Им всегда есть, чем заняться. Чтобы пообедать с подружкой из шедры (буддийского высшего учебного заведения), мне приходится договариваться с ней за две недели вперед. Непросто выкроить свободный вечерок в насыщенном учебном графике!

В Катманду есть два известных и хорошо зарекомендовавших себя учебных заведения для иностранцев. Во-первых, уже упомянутая шедра при монастыре Каньинг Шедруб Линг. И монастырь, и учебное заведение находятся под патронажем известного в России буддийского учителя Чьоки Ньимы Ринпоче. Выпускники шедры получают диплом бакалавра или магистра, а особо талантливые имеют возможность остаться в шедре уже в качестве переводчиков или преподавателей.

Популярностью также пользуется Международная буддийская академия, которую из-за сходства аббревиатур на английском языке (IBA) мы прозвали Международной баскетбольной ассоциацией. К тому же, у них действительно есть баскетбольная площадка, на которой по субботам монахи играют в баскетбол. Обучение везде платное (от двух до пяти тысяч долларов в год - в зависимости от количества изучаемых предметов).

Теперь давайте поговорим о тех иностранцах, которых не привлекают ученые звания и багаж многовековой мудрости и к числу которых принадлежу я сама. Признаться, среди них мало, кто работает. Некоторые подрабатывают, но работают единицы. В этом есть своя логика: стоило ли уезжать из России ради того, чтобы ходить в непальский офис?

В Непале есть общество русских жен, женщин, которые, как правило, еще в советские времена, связали свою жизнь с непальскими мужьями. У них достаточно состоятельные семьи, поэтому русские жены если и работают, то исключительно из любви к своему делу. Алла уже более двадцати лет живет в Катманду, и все эти годы она работает зубным врачом в обычной непальской клинике и, соответственно, получает обычную непальскую зарплату.

Большинство иностранцев приезжают в Непал не для того, чтобы зарабатывать деньги. Скорее они приезжают в Непал именно потому, что не хотят зарабатывать деньги. Они посвящают свое время изучению медитации и непосредственно духовной практике. Они отправляются в горы и медитируют в затворничестве. Они посещают различных учителей и молитвенные фестивали. Они просто живут в соответствии с собственными интересами. Некоторые (от скуки или желания практиковать действенную любовь к другим) устраиваются волонтерами в школы или больницы.

Однако духовность духовностью, но есть-то что-то надо, причем желательно три раза в день, и жить где-то надо, причем лучше в благоустроенной квартирке, ведь к удобной жизни мы все привыкли с детства. У проживающих в Непале русских основной источник доходов - это жилье на родине, сдавая которое в аренду, они могут вообще не думать о дополнительных средствах к существованию. 400 или 500 долларов в месяц - достаточная сумма для вполне небедного существования. При некоторой экономии на эти деньги в Непале могут прожить даже двое.

Что же делать тем, в чем распоряжении нет личной свободной недвижимости? Работать удаленно, причем работу надо искать на родине. Переводчик, корреспондент, дизайнер, системный администратор, фотограф - все что угодно! На мой взгляд, искать постоянную работу в Непале - это не лучшая идея. Во-первых, у них своих работников хватает. Во-вторых, работать вы будете столько же, сколько и в России, а зарплата у вас будет непальская. Готовы ли вы получать 100 евро в месяц?

Алена приехала в Непал полгода назад. Ей нужна была работа, и она настойчиво ее искала. Сначала она хотела устроиться по специальности, но очень скоро поняла, что спрос на русских дизайнеров в Катманду невелик. Тогда Алена переключилась на сферу туризма и всего месяц назад, после длительных поисков, она устроилась в туристическую фирму и даже получила первую зарплату.

В Непале выгодно заниматься развитием собственного предприятия, и туризм - наиболее перспективное направление в этом смысле. Вся страна живет за счет туризма, поэтому логичным будет не изобретать велосипед, а сразу приняться за разработку наиболее доходной сферы. Иностранцы здесь держат рестораны, гостиницы, туристические фирмы, центры для медитации, чайные магазинчики. Главное - начальный капитал, полезные знакомства среди непальцев, усердие и оригинальный взгляд на непальскую действительность. Например, ресторанов в Катманду много, но сколько ресторанов, где еду готовят исключительно из экологически чистых продуктов, привезенных из удаленных от города деревень?

Другая возможность - организовать поставки произведенных в Непале оригинальных вещей. Поющие чаши, бронзовые статуи, самобытная одежда, пашмина, изделия из ячьей шерсти, тибетские ковры, традиционные ритуальные маски из дерева или папье-маше - хорошенько поглядите вокруг и обязательно обнаружите что-то своеобразное и новое. Так как все эти товары - ручная работа, то при правильной подаче можно неплохо заработать. Анжела передает в Россию небольшие партии серебряных ювелирных украшений. Вера отбирает лучшие тханки (буддийская религиозная живопись) и отправляет на продажу в Америку.

Кто-то подрабатывает, преподавая йогу таким же приезжим, как и он сам. Ксения два года преподавала географию и математику двум сыновьям американского бизнесмена, женатого на непалке. По-моему, я уже достаточно рассказала для того, чтобы стало понятно: в Непале, как и везде, успех зависит от личной инициативности. Дерзайте!

Лично я не люблю отвечать на вопрос о том, что я здесь, в Непале, делаю. Когда мне задают такой вопрос, то я, на мой взгляд, достаточно честно, отвечаю: «Я здесь живу». К сожалению, такой ответ мало кого удовлетворяет, и расспросы продолжаются. Но едва ли я могу добавить к своим словам что-то новое: «Я здесь просто ЖИВУ!»

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325