Меню

Праздник для трудяг и ленивых

Письма из Непала, выпуск 29

2.11.10 00:00
AD
Письма из Непала, выпуск 27

Сколько же в Непале праздников! Удивительная любовь к отмечанию чего-либо. Едва ли не каждый день здешнего календаря знаменует собой нечто особенное: дни почитания многочисленных индуистских или буддийских богов, день предков, торжество по случаю состоявшейся не одно тысячелетие тому назад мифической битвы, дни рождения бесконечных гуру и лам, праздники в честь священных рек. Достаточно вспомнить о том, что Новый год в Непале празднуется не один раз, и даже не два, как в России, а еще больше!




В пятницу, 29 октября, буддисты Непала праздновали лхабаб дучен, один из четырех главных буддийских праздников. Торжество это, о чем и говорит его тибетское название, посвящено сошествию, или, говоря проще, возвращению, Будды Шакьямуни с небес на землю. Лхабаб можно перевести как «сошествие с небес», а дучен - «великое событие». Таких по-настоящему великих событий тибетская традиция насчитывает четыре, и все они связаны с жизнью Будды Шакьямуни: рождение, просветление, возвращение с небес на землю и смерть. Да, простите, о Будде не говорят в мирских категориях. Поскольку Будда преодолел узы рождения и смерти, последний из перечисленных мной дученов принято называть «уход в махапаринирвану».

Все дучены празднуются с размахом, активно и добродетельно, ведь в году лишь четыре таких волшебных дня, когда потенциал любого поступка, слова или мысли преумножается в десять миллионов раз. Кто же откажется от такого быстрого и легкого улучшения собственной кармы?! Даже самый ленивый не устоит да и поднесет изваянию Будды хотя бы одну свечку или прочтет хотя бы одну мантру. Тем более что повсюду царит такая заразительная благостная атмосфера. Так и хочется сделать что-то прекрасное и полезное



Лхабаб дучен приходится на 22-й лунный день девятого месяца тибетского календаря. Именно в этот день много лет тому назад, согласно преданию, Будда, вняв неустанным мольбам своего ближайшего ученика с трудно выговариваемым именем Маудгальяйяны, вернулся на землю из мира богов, где провел три летних месяца, давая учения небожителям.

В небесные сферы Будда отправился не ради развлечения, не ради райских кущ и яств. Он сделал это, чтобы принести наивысшую пользу богам, даровав учение и направив их на духовный путь. Также он хотел отблагодарить свою мать, царицу Майядеви, умершую спустя шесть дней после его рождения и переродившуюся в мире богов, известном под названием Тридцать третье небо (Траятримша на санскрите). Считается, что Майядеви переродилась среди небожителей из-за присущей ей чрезмерной гордыни.



Казалось бы, разве нуждаются боги в помощи? Неужто им плохо живется в раю? Но Будда знал, что делал. Какими бы могущественными ни были боги, их благая карма рано или поздно исчерпывается, и тогда у них лишь одна дорога - в низшие миры. Предвидя будущие страдания своей матери в аду и испытывая великое сострадание к ней, Будда решил навсегда освободить ее из сансары.

Будда отправился на небеса, когда ему был 41 год, к этому времени он уже достиг просветления и передал людям свои основные учения: он уже рассказал людям о пустоте всего зримого и незримого, внешнего и внутреннего. И если бы не просьбы преданного ученика, возможно, Будда и не вернулся бы в мир людей. Ведь как гласят священные тексты, Маудгальяйяне пришлось долго просить, молить и даже спорить с Буддой.

Боги сконструировали лестницу из золота, серебра и берилла, по которой Будда и спустился в мир людей. По центральной, золотой, дорожке шествовал Будда, справа и слева от него - боги Индра и Брахма, словно слуги несущие королевские зонты над Буддой. Эта сценка является излюбленным сюжетом для религиозных живописцев. Изображение этого события вы найдете в любом магазинчике буддийских икон в Непале.



Место, куда спустился Будда, стало священным; к нему круглый год стекаются паломники. Считается, что случилось это вблизи древнего города Каши, нынче прекрасно известного как Варанаси. На том самом месте, куда с небесной лестницы ступила нога Будды, была построена ступа особой формы, то есть украшенная лестницей. Позже лестничная ступа (лхабаб чортен на тибетском) стала одной из восьми канонизированных разновидностей ступ.

Некоторые ошибочно полагают, что лхабаб дучен посвящен тому добродетельному подвигу, который Будда совершил, отправившись к богам и даровав им учение. Ничуть! Тибетцы празднуют ни что иное как возвращение Будды в мир людей. Видимо судьба несчастных богов их волнует меньше, чем собственная! Поэтому если в лхабаб дучен вы видите скрученного старостью тибетца, который подносит ступе светильники, или бабушку, кланяющуюся перед образом Будды Шакьямуни, знайте: эти люди радуются тому, что Будда не покинул их, что вернулся и продолжил распространять свое учение в мире людей. Вот такие бывают у людей поводы для радости!



Внешне празднование лхабаб дучена не отличается от того, что можно увидеть во время других буддийских праздников в Непале. Пуджи в храмах, бессчетные подношения у ступы, массовые простирания и религиозные обходы, молитвы, молитвы и молитвы…

Этот лхабаб дучен мне показался особенно радостным и светлым. Жаркие огни масляных светильников опоясали Боуднатх. Нездешним светом мерцали разноцветные фонарики на свежей белоснежной побелке стен ступы. С самого утра ступу обновляли и украшали, ведь после муссона она обветшала и утратила внешнюю чистоту, поэтому дел у всех было невпроворот. Тибетские женщины в традиционных платьях расставляли тысячи чаш с водой, шафраном и цветами. Смотришь - и душа радуется!

Особенно же меня умилили и позабавили «визажисты» ступы - загорелые парни в майках и шортах. Взобравшись по приставленным к ступе лестницам и размахивая огромными кистями, они подкрашивали ступе глазки. Покончив с глазами, они перешли к макияжу бровей: уверенно они наносили краску поверх выцветшего рисунка, обновляя плавные и до содрогания души знакомые линии.

В этот лхабаб дучен я оказалась, наверное, самым ленивым человеком в Катманду: не проявляя религиозного рвения в действии, я просто ходила, наблюдала и радовалась другим. Вот старичок смазывает маслом оси молитвенных барабанчиков, чтобы не скрипели и не замедляли ход барабанов. Какой молодец! Вот иностранка покупает пакет с шафраном и высыпает в бочку с водой. Этой самой водой, настоянной на шафране из других так же пожертвованных пакетиков, нарисуют потом на окружности ступы лепестки лотоса. Какая щедрая женщина! А вот подросток, взгромоздившись на стену ступы, забеливает позеленевшие за лето камни. Какой усердный паренек, молодчина! А здесь тибетская красавица из кувшина осторожно разливает чистейшую воду по чашам для подношения! Как прекрасно! Собравшиеся на среднем ярусе ступы миряне вдохновенно читают молитву о рождении в чистой земле Будды Амитабхи. Как упоительно и хорошо! Все доски для простираний заняты. Повсюду свет огней и звуки молитв! Как же это прекрасно!

Кстати, в буддийском учении радость за других играет не последнюю роль. Считается, что человек, искренне радующийся хорошему поступку другого, обретает такую же по силе заслугу, что и человек, совершивший эту добродетель. Ламы шутят, что сорадование - это лучшая практика для ленивых. Так что, мне остается только одно: порадоваться тому, что Будда, будучи столь сострадательным и любящим, вернулся-таки из мира богов на землю к людям. Какой молодец!

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325