Меню

Праздник собак и фейерверков

Письма из Непала, выпуск 30

9.11.10 00:00
AD
Письма из Непала, выпуск 30

Я уже много писала о непальских праздниках, но, что поделаешь, их слишком много и о каждом есть, что рассказать. Повествование о непальских праздниках можно вести бесконечно, и рассказ этот своими хитросплетениями и причудливыми образами, думаю, будет походить на рассказы «Тысяча и одной ночи».

Пять дней дивали подошли к концу, и надеюсь, теперь-то мы можем вздохнуть спокойно. Хотя бы на некоторое время. Сначала дашейн, потом лхабаб дучен, теперь вот - дивали. Не жизнь, а один сплошной праздник. А вы говорите: беднейшая страна, нехватка ресурсов, политическая нестабильность, загрязненная окружающая среда… Что же они тогда так радуются?! Сегодня вот всю ночь у меня под окнами радовались.

Если непальцы все время что-то празднуют, когда же они работают? Такое количество праздников может подорвать экономику страны. Но с другой стороны, если в Непале без работы 44% трудоспособного населения, что им еще остается?

Дивали, легендарный индуистский фестиваль, в Непале так же популярен, как и в Индии, однако непальцы придумали ему свое название. В Непале этот праздник называется тихар, хотя, как я заметила, индийское слово дивали используется чаще.



Даже историки и теоретики религии соглашаются с тем, что у дивали нет единой мифологической базы, проще говоря, не существует общего мнения относительно того, что же именно празднуют во время дивали. Одни источники утверждают, что это торжество устраивают в память о возвращении Рамы после 14 лет изгнания, другие говорят о том, что именно дивали и никакой другой праздник знаменует победу Рамы над демоном Раваной. Помимо, этих двух самых распространенных версий есть еще мнение о том, что дивали связано с уничтожением демона Наракасура. Кстати, кто именно убил демона (Кришна или его жена Сатьябхама), это тоже неоднозначный вопрос. Теперь, думаю, вы понимаете, почему непальские праздники я сравниваю с рассказами «Тысяча и одной ночи»: без Шахерезады здесь не разобраться.

Если индуистская религиозная традиция даже ученых людей приводит в недоумение, что уж говорить о простом непальце. Я не собиралась проводить социологический опрос. Так, спросила нескольких непальцев, что же они празднуют, какому событию посвящено дивали. Знаете, мне ни один человек не ответил ничего конкретного. Все говорили об общем значении праздника, такие избитые слова о победе добра над злом, о торжестве богов и о «свете» души.

Они даже не могли определиться с тем, кого из божеств почитают во время дивали: Раму, Лакшми, Ганеша, Кришну или Яму, бога смерти, которому непальцы на четвертый день фестиваля молятся о долгой жизни. Лакшми называли чаще всего, но это известный факт: Лакшми у непальцев любимица! В любой религиозный фестиваль они включают пуджу Лакшми, и дивали, естественно, не является исключением.



А может быть, непальцы правы? Действительно, какое значение имеет событийная сторона торжества, если суть всех религиозных праздников едина? И главное ведь в том, что непальцы помнят именно этот, духовный, стержень своих празднеств. И зачем придавать такое значение имени бога, если природа всех божеств нераздельна?

Но что непальцы действительно хорошо сохраняют, так это обрядовую сторону религиозных фестивалей, даже если некоторые атрибуты и детали объяснить теперь уже затрудняются. Например, они прекрасно знают, что в первый день дивали надо почитать коров и кормить их вкусностями, а во второй день праздника эта привилегия переходит к собакам. В этот день непальцы проводят обряд под названием кукур пуджа (кукур - это собака на непальском языке).



Собаки, которых в Непале считают чуть ли не самыми низкими животными, которых все бьют и гоняют, вдруг возносятся до уровня богов: им готовят изысканную еду, на шею вешают гирлянды из цветов, а на лоб ставят тику. Забавно наблюдать, как потом эти собаки, увешанные желтыми цветами, с окрашенной в розовый цвет шерстью на голове, по старой привычке роются в вонючих помойках. Существует версия, что собак во время дивали почитают потому, что собака является ваханой бога Бхайравы (то есть транспортным средством, на котором бог перемещается по мирам и вселенным; у каждого бога есть своя вахана и, как правило, это какое-либо животное). Только, пожалуйста, не спрашивайте меня, как Бхайрава связан с дивали и почему почитается не сам бог, а его транспортное средство.

На третий день непальцы, верные традиции, зажигают светильники. В Индии до сих пор любят использовать масленые светильники: крохотные дешевые плошки из необожженной глины, в которые наливают масло и помещают фитиль. На дивали такие горящие плошки рядами (дивали означает «ряд светильников») выстраивают на различных выступах домов, на подоконниках, на перилах веранды, просто на полу. В Непале же предпочитают электрические цветные лампочки и, конечно же, счастье всех детей - фейерверки.

Я знаю, что дивали принято праздновать шумно, но как-то до сих пор не могу привыкнуть. Вдруг оказывается, что я живу на минном поле, где кто-то постоянно подрывается, от чего время от времени дребезжат стекла и на улице гудят немногочисленные в Непале сигнализации потревоженных машин. Один за другим доносятся звуки, похожие на пулеметные очереди, - это взрывают петарды. Любые разновидности огненных забав приветствуются во время дивали, это «визитная карточка» праздника. Мне говорили, что в России на Новый год теперь творится нечто похожее.



С религиозной точки зрения дивали символизирует пробуждение внутреннего света, духовного огня человека. На внешнем уровне люди выражают это зажиганием светильников, рассеивающих тьму неведения, зла и недобродетельных наклонностей человека. Когда я наблюдаю за непальцами, мне кажется, что они хотят решить эту задачу кардинально, раз и навсегда взорвав все мировое зло своими петардами. Если бы вы видели, с какой одержимой радостью они этим занимаются!

Кроме того, у непальцев принято на дивали выходить на улицу, собираться в круг и петь. Часто к живым голосам примешиваются песни из мощных динамиков. Итак, я обнаруживаю себя в такой ситуации: я, оказывается, живу на минном поле (или на круглосуточном полигоне для стрельбищ - я еще не до конца решила), совмещенном с непальской ночной дискотекой. Когда я иду на кухню, то слушаю живой рок-концерт местного дворового масштаба (непальцы очень уважают рок-музыку), когда же я в спальне, меня развлекают ритмы народных песен. И над всем этим звучит общим фоном индийская поп-музыка. Вообще-то, непальцы не любят вести какую-либо активность ночью и спать рано ложатся, но только не во время дивали!

На четвертый день непальцы вспоминают бога смерти Яму и молятся о долгой жизни, а также рисуют перед порогами домов ранголи - мандалы из порошка разных цветов. Такими красочными рисунками украшаются также дорожки к ресторанам, гостиницам и магазинам. На удачу!

Следующий день дивали посвящен семье, на непальском языке он называется бхайя дудж. В этот день братья встречаются с сестрами для выражения взаимной любви и уважения, причем материально свои чувства должна выразить только сестра. По всей стране женщины дарят в этот день своим братьям подарки и устраивают им пиршества.

Дивали - всего один праздник, а сколько разнообразных традиций и верований вбирает он в себя. И ведь я рассказала далеко не все об этом удивительном празднике. Например, для многих индуистов дивали - это еще и начало нового года. Так что, с Новым годом, друзья!

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325