Меню

Экзотический чай, ч.2

Письма из Непала, выпуск 38

AD
Письма из Непала, выпуск 38

Теперь я расскажу вам о чайной церемонии с тибетским нравом.

Если вы придете домой к тибетцам, вас обязательно угостят тибетским чаем. Не отвертитесь! Неважно, с какого рода визитом вы пришли - с дружественным или деловым - перед вами поставят среднего размера пиалу (или небольшую чашку, если семья в меньшей степени придерживается традиций) и нальют из пестрого китайского термоса жирный, с плавающими на поверхности кружочками масла, чай. Поесть, скорее всего, в тибетском доме не предложат, а вот напоить гостя чаем - это дело святое!

Чай в тибетской семье варят утром, затем его наливают в термосы и держат всегда под рукой, наготове. Термос, который хотя бы раз использовали для тибетского чая, вряд ли будут использовать для сохранения тепла других напитков, например для обычной горячей кипяченой воды, которую тибетские врачи советуют пить как более здоровую альтернативу любым чаям. Как бы хорошо ни был вымыт термос после тибетского чая, вода в нем всё равно будет иметь привкус масла.

С помощью чая тибетцы выражают свое гостеприимство. И если вы не хотите попасть впросак и, тем более, если, как и я, вы не являетесь фанатом весьма экстравагантного вкуса тибетского чая, вам непременно понадобится знание правил тибетского чаепития.

После того, как хозяин налил гостю чай, он начинает жестами побуждать гостя испить напиток. Делать нечего, гость берет пиалу в руки, думая, что тем самым исполнит долг вежливости, делает пару глотков и ставит пиалу обратно на стол. Не тут-то было! Хозяин берет в руки термос и подливает чай в почти еще полную чашку гостя, а затем жестами или словами («Что же вы чай совсем не пьете?!») снова принуждает гостя взяться за пиалу. «Чаша гостя должна быть всегда полной!» - гласит правило тибетского хлебосольства. Так может продолжаться долго, и, если вы не хотите терпеть бесконечную пытку тибетским чаем, нужно выучить несколько приемчиков, позволяющих не обидеть хозяина и в то же время не мучить себя соленым и жирным чаем.



Во-первых, можно просто закрыть чашку ладонью, когда увидите, что хозяин вознамерился подлить вам чаю. Причем сделать это надо в высшей степени вежливо, но твердо. Помните, что решимость хозяина во что бы то ни стало напоить вас чаем ничуть не уступает вашей решимости этот чай не пить. Кроме того, сохраняйте бдительность, потому что хозяин время от времени будет возобновлять свои попытки, и, конечно же, отвлекайте его разговорами. Как только возникнет пауза, чтобы сгладить неловкость молчания, хозяин обязательно потянется за термосом.

Во-вторых, можно в течение всей беседы держать чашку с недопитым чаем в руках. Или прибегнуть к менее вежливому приёму: не прикасайтесь к чашке вовсе, пусть она стоит себе спокойно на столе, а когда решите уходить, выпейте весь чай сразу и, уже вставая, поставьте пустую чашку на стол. Так вы и хозяина не обидите, и сами отделаетесь лишь одной чашкой, правда, совершенно холодного чая.

Если же тибетский чай пришелся вам по вкусу, тогда вы можете доставить неподдельную радость хозяину дома. По тибетскому обычаю гость выказывает хозяину полное уважение, если выпивает минимум три чашки. Однако помните, что каждый раз, когда вы ставите чашку на стол, в ней должно оставаться немного чаю, ведь если вы опустошаете чашку до дна, это считается признаком жадности. И вообще, пейте чай медленно: торопливость в таком деле тоже воспринимается как проявление алчности.



Тибетским чаем вас угостят не только в семье, но и в буддийском храме. Это излюбленный напиток всех тибетских монахов и монахинь. Они пьют его на завтрак, обед и ужин, а также во все остальное время, в том числе во время религиозных церемоний, праздничных и будничных служб. Во время любой пуджи как минимум раз монахам подают чай.

Здесь тоже существует свой чайный ритуал, который вы обязательно увидите, посетив любое крупное событие в буддийском монастыре Непала. В монастыре чайная церемония выглядит примерно следующим образом. Когда в главном зале монастыря всё только начинается, на кухне уже вовсю идет работа: в огромных чанах варится тибетский чай. Несколько монахов, которым поручается эта работа, разливают готовый горячий чай по алюминиевым чайникам или по термосам и несут в храм. На «разнос чая» обычно назначают четырех монахов, достаточно взрослых и способных нести полные чайники горячего напитка, не пролив его.

Разнос чая не должен превратиться в балаган и беспорядок. Чай не должен отвлекать монахов от молитв и ритуалов, которые они выполняют, пока им наливают чай в чашки. Поэтому разносчики должны сделать всё максимально быстро, незаметно, бесшумно и благопристойно. Все четыре монаха с чайниками и термосами в руках заходят в храм одновременно.

Выстроившись в одну красивую линию, они ставят чайники на пол или на принесенные с собой подстилки, чтобы не испортить пол, и делают три поклона перед алтарем и всем собранием учителей и монахов. Поднявшись, они берут в руки чайники и поднимают их перед собой, вытянув руки вперед и вверх, как бы предлагая всем этот напиток в качестве дара. Если монахи делают всё добросовестно и синхронно, ритуал выглядит красиво и достойно.

Монах, стоящий в центре, идет первым: он разносит чай главным учителям, восседающему на троне Ринпоче (титул для учителя высокого ранга) и другим почитаемым ламам. Всё то время, пока монах несет термос и наливает чай, он должен держать край своей монашеской накидки во рту, зажатым между губами или зубами. Таково выражение крайней степени уважения к учителю. К тому же, так исключается возможность того, что монах случайно чихнет на чай учителя. Подходить к трону нужно, согнувшись, и в таком же положении следует наливать чай. Как правило, термос, из которого наливают чай восседающему на троне ламе, сразу уносят, ведь этот чай предназначается только для него. Иногда из того же термоса могут налить чай главным спонсорам, что считается знаком великой благодарности со стороны учителя.



Налив чай в чашку Ринпоче, монах не может просто развернуться и уйти, показав всем буддам спину. Это было бы величайшим непочтением и дерзостью с его стороны! Поэтому он уходит, оставаясь лицом ко всему собранию лам, маленькими шажками пятясь спиною вперед к выходу, всё так же держа край своего одеяния между губ. Когда его миссия выполнена, в дело вступают остальные монахи, которые всё это время ждали с чайниками в руках у входа. Они быстро проходят по рядам и разливают чай всем остальным монахам в приготовленные чашки. У каждого монаха есть своя чашка, которую он всегда носит с собой, чтобы не остаться без чая или еды, если вдруг будут поить или кормить.

После того, как чай налили во все монашеские чашки, разносчики идут по рядам мирян, предлагая чай всем желающим. Но по монастырским правилам чай нельзя пить сразу же, как только вам налили его в чашку. Сначала надо благословить этот напиток молитвой. Поэтому монах ставит горячую, испускающую пар чашку перед собой на пол и ждет, пока лама, читающий текст пуджи, не начнет произносить строки, благословляющие пищу. Только после этих строк, произнесенных хором, монахи все одновременно пьют чай. К сожалению, молитву для благословления пищи лама может прочитать только тогда, когда закончит предыдущую, начатую ранее. А буддийские молитвы могут быть очень длинными. Поэтому хорошо иметь чашку с крышечкой: тогда не придется давиться холодным чаем.

Я на такие мероприятия всегда беру с собой кружку, и, если в первый день выясняется, что кроме тибетского соленого чая с маслом ничем там не поют, на следующий день прихожу со своим собственным термосом. Простите, но нет у меня сил пить тибетский чай, будь он хоть тысячу раз благословлен всеми ламами и буддами!

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325