Меню

Причешите мне, пожалуйста, уши…

Письма из Непала, выпуск 63

AD
Письма из Непала, выпуск 63

Вошел к парикмахеру, сказал - спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
Лицо вытянулось, как у груши.

Я бы никому не советовала повторять озорную выходку Владимира Владимировича Маяковского в Непале. Представляю, что будет! Непальский парикмахер впадет в глубокий ступор, возможно, даже, что его нежная психика испытает серьезнейшее потрясение с необратимыми последствиями, лицо его вытянется не как у советского коллеги - в грушу, а в огромный, по нашим русским меркам, непальский огурец. Но что самое страшное, он может понять вас буквально и, чего доброго, с рвением примется исполнять пожелание шутливо настроенного клиента.

Одним словом, беда с парикмахерами в Непале, беда! Парикмахеров много, почти на каждой улице в Катманду найдется свой цирюльник, а то и два, но только проку от них лично для меня нуль! Ни разу - честное слово, ни единого разу! - не повезло мне с парикмахерами. Наверное, как говорят у нас в Непале, такова карма, и ничего не попишешь. Ведь я знаю, девушек, которым везло больше и которые с горящим взором рассказывали, как замечательно их подстригли в обычной парикмахерской всего за 50 рупий! Больше всего, мне кажется, они были в восторге от цены.

Как, пожалуй, в любом консервативно-феодальном обществе, раньше цирюльничье дело в Непале было сферой исключительно мужских интересов. Цирюльни посещали только мужчины и работали там тоже - только мужчины. Такое положение дел складывалось по вполне понятным причинам: женщины не нуждались в услугах парикмахеров, поскольку с рождения и до смерти растили косы. В современном Непале нравы и мода на женские прически несколько переменились, но засилье мужского начала в парикмахерском деле по-прежнему велико.

В Непале парикмахер - это преимущественно мужская профессия, как и прачка. Есть цирюльники-индивидуалы, к их услугам прибегают бедные непальцы и ищущие экстремальной экзотики туристы. Они работают за копейки, 30-40 рупий за прическу или бритую бороду. Никакой гарантии, что такие брадобреи пользуются одноразовыми бритвами, конечно, нет.

В переулке возле дома, где я жила год, работал такой цирюльник-одиночка. В его арсенале был стул, который он ставил прямо на дороге, и зеркало, которое он наловчился подвешивать на стену чужого дома. Так он и работал на улице, остриженные волосы заботливо сметал на обочину, в кучку, соломенным веником. Вид у него был всегда грозный: на фоне субтильных индийцев и непальцев он казался огромным черным великаном с широченными плечами, с густой бородой, закрывавшей пол-лица, и суровыми несмеющимися глазами. Такой может не только причесать уши, но и отрезать их, если что не так. Я заметила, что некоторые отчаянные иностранки очень любили у него стричься.

Происходящее в мужских полноценных парикмахерских не сильно отличается от того, что делают уличные брадобреи, только лишь крыша над головой есть, больше зеркал да теснее. Кстати, в обслуживание клиента по умолчанию входит массаж головы, шеи и плеч. Так что, не удивляйтесь, если, покончив с бритьем, непальский парикмахер вдруг начнет, бодро пощелкивая пальцами, массировать вам голову. Это в порядке вещей.

А что делать молодой непалке, которая, насмотревшись музыкальных клипов по MTV и налиставшись глянцевых журналов, хочет идти в ногу со временем и остричь свои косы, например до уровня плеч? Ведь не идти же ей, в самом деле, к парикмахеру мужчине? Нет, ни в коем случае. Ни одна непалка не сядет в парикмахерское кресло к мужчине, в отличие, надо сказать, от западных туристок, в том числе русских девушек, которым «по приколу» стричься в непальской придорожной парикмахерской у брутального парикмахера, тем более что по возвращении в Москву им будет, что рассказать подружкам.

Нам это непривычно, но в Непале мужчины стригут только мужчин, женщин же стригут женщины, для чего существуют женские салоны весьма широкой специализации. Помимо стрижки, укладки и окрашивания волос, здесь можно сделать маникюр и педикюр, нанести рисунок хной на ладони, откорректировать с помощью шелковой нити линию бровей, пройти курс антицеллюлитного массажа или иглоукалывания, а также удалить с помощью горячего воска волосы с любой части тела.
Калибр таких салонов для прекрасных непалок весьма разнообразен: от самых простеньких, где вас подстригут за 150 рупий, до пафосных, где та же стрижка может обойтись в тысячу рупий.



Одно время, в течение примерно полугода, я посещала местную парикмахерскую (недалеко от дома, недорого, без очередей), где раз в месяц просила подравнять мне челку. Обходилось мне это в 50 рупий, то есть примерно в 30 рублей. За полгода я досконально изучила способности и мастерство всех работавших там девушек. Удовлетворительно, то есть не криво-косо, справиться с такой простецкой задачей могла лишь одна парикмахерша. Остальные, как правило, становились рядом и пялились, что меня, должна признаться, немного раздражало. Я заметила, что у них принято так работать с иностранными клиентками. Пока одна орудует расческой и ножницами, другая стоит рядом и смотрит, для моральной поддержки, что ли?!

Были попытки подстричься и в непальских салонах, претендующих на высокий уровень обслуживания и мастерства, но всё неудачно. Правильно держать в руках расческу и ножницы парикмахерши умели, но вот создать с их помощью простую модельную стрижку не получилось ни у одной: они просто топорно резали сухие волосы. Может, я не в те парикмахерские хожу, но тогда подскажите, где лучше?

Однажды, записываясь на стрижку в один разрекламированный SPA-салон, я спросила работника приемной, хороший ли у них мастер, умеет ли он (то есть она) вообще стричь. Серьезный ответ непальца развеселил меня на весь день вперед: «Умеет или нет она стричь, вы узнаете только, когда подстрижетесь». Как логично-то! Выяснилось, что всё-таки не умеет.
Может быть, вы думаете, что я придираюсь к несчастным непалкам, которые изо всех сил стараются подстричь меня «красиво»? Это слово, кстати, у них является главным критерием добросовестно выполненной работы, к сожалению, они забывают, насколько понятие прекрасного субъективно. Если вы убеждены, что я почем зря цепляюсь к непальским парикмахершам, тогда я расскажу вам об одном случае.

Подстриглась я в очередном дамском салоне, расположенном на престижной улице Дурбар Марг, в центре Катманду. Очередном, потому что каждый раз, не удовлетворившись предыдущим салоном и надеясь, в конце концов, найти профессионального парикмахера, хотя таких надежд с каждым годом остается все меньше, я иду в другой салон. Девушка в блестящей униформе и с боязливой улыбкой уверяла меня, что «все очень красиво!» Меня терзали вполне обоснованные сомнения, но мне так и не удалось убедить парикмахершу, что прическа в некоторых местах не столь симметрична, сколь этого хотелось бы мне. Спустя два месяца я посетила русскую парикмахерскую, где мастер, внимательно оглядев мою голову, озабочено спросила: «Вы что сами, дома, стриглись?» Вот так выглядит голова, после того, как над ней поработала непалка с дипломом мастера парикмахерского дела.

В заключение, несколько слов о моде. Совсем короткую женскую стрижку в Непале можно увидеть крайне редко (монахинь мы не берем в счет, это исключение). Прически под мальчика здесь не в моде: шея и уши непальских девушек всегда остаются закрытыми. Многие выбирают среднюю длину и классический стиль, и правильно, на мой вкус, делают. Непалкам, индускам и тибеткам классика подходит безупречно.

Однако насмешливая и своенравная мода и здесь дает о себе знать. Сейчас среди самых отъявленных непальских пижонов в моде стиль творческого беспорядка с элементами панка, выражается это в виде разной длины торчащих во все стороны локонах. Но так как волосы у непальцев слишком жесткие, и стричь правильно они не умеют, прическа из ультрамодной превращается в пародийную. Как будто бы парня выловили где-то в подворотне недруги и тупыми портняжными ножницами при тусклом свете фонаря безалаберно обстригли, пока тот активно извивался. Девушки тоже пытаются делать каскадные прически в таком же духе. Остается только надеяться, что эта мода в Непале не задержится надолго.

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325