Женский праздник Шивы и тапочек
Письма из Непала. Справедливое торжество
7.09.11 10:10
AD
Письма из Непала. Справедливое торжество
У каждого человека в жизни должен быть праздник. В том числе у непальской женщины, хотя некоторые непальские мужчины и не относят своих драгоценных непальских женщин к вышеупомянутой «человеческой» категории существ. Но на таких мужчин мы не будем обращать внимание. Вне всяких сомнений: непальская женщина заслуживает, чтобы в её жизни был праздник, радостное событие, приносящее отдохновение и моральное удовлетворение. И что же в действительности?
На мой, весьма субъективный, конечно, взгляд, дела с женскими праздниками в Непале обстоят скверно. Судите сами. На минувшей неделе в Непале прошел единственный женский праздник в году. Непалки отметили его весьма традиционно, то есть в посте и молитвах, занятиях, требующих от «празднующих» серьезных затрат душевных и физических сил. «А где же собственно праздник?» - сам собою напрашивается вопрос.
Праздник этот называется Тиз или Тидж (в зависимости от произношения) и отмечается в месяце Бхадра, который соответствует августу и сентябрю григорианского календаря. Ведь в Непале действует свой национальный календарь, и деление на месяцы да и сами названия месяцев совершенно другие, не те, к которым привыкли мы, люди с Запада.
Тиз начинается во второй день молодой луны месяца Бхадра, то есть на второй день после новолуния, и длится три дня. В эти праздничные дни непалки постятся, ходят в храм Шивы и молят бога о своих мужчинах: замужние непалки молятся о здоровье, долголетии, процветании и благополучии мужей, незамужние просят бога ниспослать им добрых и богатых женихов в будущем.
На мой, весьма субъективный, конечно, взгляд, дела с женскими праздниками в Непале обстоят скверно. Судите сами. На минувшей неделе в Непале прошел единственный женский праздник в году. Непалки отметили его весьма традиционно, то есть в посте и молитвах, занятиях, требующих от «празднующих» серьезных затрат душевных и физических сил. «А где же собственно праздник?» - сам собою напрашивается вопрос.
Праздник этот называется Тиз или Тидж (в зависимости от произношения) и отмечается в месяце Бхадра, который соответствует августу и сентябрю григорианского календаря. Ведь в Непале действует свой национальный календарь, и деление на месяцы да и сами названия месяцев совершенно другие, не те, к которым привыкли мы, люди с Запада.
Тиз начинается во второй день молодой луны месяца Бхадра, то есть на второй день после новолуния, и длится три дня. В эти праздничные дни непалки постятся, ходят в храм Шивы и молят бога о своих мужчинах: замужние непалки молятся о здоровье, долголетии, процветании и благополучии мужей, незамужние просят бога ниспослать им добрых и богатых женихов в будущем.
Шива с семьей
Согласитесь, несправедливо как-то получается. Праздник, вроде бы, женский, а молятся о счастье мужчин. Как же так? Догадываюсь, что здесь срабатывает всем хорошо известное средневеково-азиатское клише: всё счастье женщины заключается в её муже, и никаких радостей и печалей, кроме радостей и печалей мужа, у женщины в принципе быть не может. Но всё же как-то не верится, что отдельно взятое общество может дойти до столь откровенного цинизма. Зачем называть такой праздник женским? Ведь всё бремя забот вновь падает на плечи женщин, к тому же изнуренных строгим постом, и все эти заботы крутятся только вокруг всё тех же мужчин.
Особенно красочно и нарядно выглядит утро последнего дня праздника, когда все женщины отправляются в храмы, посвященные индуистскому богу Шиве. Жительницы Катманду, если есть такая возможность, предпочитают для этих целей Пашупатинатх, священный храмовый комплекс, считающийся местом обитания Шивы. В последний день Тиза в Пашупатинатхе царит пестрое и шумное женское столпотворение. Другие храмы Шивы тоже не остаются без женского внимания, но основные торжества проходят в Пашупатинатхе.
Таких красивых и нарядных непалок вы не увидите ни в один другой день года! На Тиз специально шьются новые праздничные сари, или, если не позволяет семейный бюджет, достаются из закромов прошлогодние, но не менее яркие и сногсшибательные. Это похоже на своеобразный показ мод традиционных непальских нарядов. Женщины одевают лучшие и самые дорогие семейные украшения и новые звенящие браслеты. Они танцуют, поют и совершают ритуальные омовения в священной реке Багмати, воды которой текут через Пашупатинатх.
Хорошо еще, что женский праздник приходится на месяц Бхардра, когда после летнего муссона в реке Багмати, в которой проходит омовение, прибывает вода. Кто посещал Пашупатинатх, прекрасно знает, какое жуткое впечатление может производить эта священная река в осенне-зимние месяцы, когда русло сильно пересыхает и река засоряется отходами кремации.
Всё вышеперечисленное непалки, естественно, делают ради того, чтобы понравиться Шиве и, заодно, своим мужьям, которые, согласно религиозно-культурным представлениям, являются воплощениями могущественного бога, хоть и не всегда путевыми воплощениями.
Особенно красочно и нарядно выглядит утро последнего дня праздника, когда все женщины отправляются в храмы, посвященные индуистскому богу Шиве. Жительницы Катманду, если есть такая возможность, предпочитают для этих целей Пашупатинатх, священный храмовый комплекс, считающийся местом обитания Шивы. В последний день Тиза в Пашупатинатхе царит пестрое и шумное женское столпотворение. Другие храмы Шивы тоже не остаются без женского внимания, но основные торжества проходят в Пашупатинатхе.
Таких красивых и нарядных непалок вы не увидите ни в один другой день года! На Тиз специально шьются новые праздничные сари, или, если не позволяет семейный бюджет, достаются из закромов прошлогодние, но не менее яркие и сногсшибательные. Это похоже на своеобразный показ мод традиционных непальских нарядов. Женщины одевают лучшие и самые дорогие семейные украшения и новые звенящие браслеты. Они танцуют, поют и совершают ритуальные омовения в священной реке Багмати, воды которой текут через Пашупатинатх.
Хорошо еще, что женский праздник приходится на месяц Бхардра, когда после летнего муссона в реке Багмати, в которой проходит омовение, прибывает вода. Кто посещал Пашупатинатх, прекрасно знает, какое жуткое впечатление может производить эта священная река в осенне-зимние месяцы, когда русло сильно пересыхает и река засоряется отходами кремации.
Всё вышеперечисленное непалки, естественно, делают ради того, чтобы понравиться Шиве и, заодно, своим мужьям, которые, согласно религиозно-культурным представлениям, являются воплощениями могущественного бога, хоть и не всегда путевыми воплощениями.
Пашупатинатх
И всё же есть в этом непальском празднике отдушина и для женщин, обычай, благодаря которому в последний день Тиза непалки могут всецело выразить себя и «оторваться по полной». Согласно традиции в этот день женщина может поколотить своего мужа тапочкой или просто швырнуть в него сандалий, если он ей чем-то не угодил. Забавный обычай, но главное, как мне кажется, чтобы на следующий день после такого женского праздника не наступил мужской праздник, когда самовыражаться позволено мужчинам.
В этом году Тиз совпал с очередным политическим бедламом в Непале, учиненным, конечно же, мужчинами. Всё никак не могут конституцию принять и перманентно бастуют по этому поводу, а заодно и по всем другим поводам, перекрывая всю страну. А тут еще в премьеры маоиста выбрали… Одним словом, в конец запутались и сбились с пути мужья непальских женщин. До чего дошли: устраивать забастовки в единственный женский праздник в году, ни днем раньше, ни днем позже! И совсем уж никуда не годится - в такой день перекрывать из-за своих мужских игр Чабель, крупный перекресток в Катманду, через который проходит путь к храму Пашупатинатх. Так что, думаю, на этот раз в женский праздник тапочки в Катманду летали только так! А поскольку тапочки были праздничные, то в большинстве своем - с каблуками, поэтому непальским мужчинам в минувшую неделю пришлось туго.
В этом году Тиз совпал с очередным политическим бедламом в Непале, учиненным, конечно же, мужчинами. Всё никак не могут конституцию принять и перманентно бастуют по этому поводу, а заодно и по всем другим поводам, перекрывая всю страну. А тут еще в премьеры маоиста выбрали… Одним словом, в конец запутались и сбились с пути мужья непальских женщин. До чего дошли: устраивать забастовки в единственный женский праздник в году, ни днем раньше, ни днем позже! И совсем уж никуда не годится - в такой день перекрывать из-за своих мужских игр Чабель, крупный перекресток в Катманду, через который проходит путь к храму Пашупатинатх. Так что, думаю, на этот раз в женский праздник тапочки в Катманду летали только так! А поскольку тапочки были праздничные, то в большинстве своем - с каблуками, поэтому непальским мужчинам в минувшую неделю пришлось туго.
Майя Берковская
AD