Меню

Заболели? Лечите карму!

Письма из Непала, выпуск 7

12.05.10 00:00
AD
Письма из Непала, выпуск 7

Лучше и дешевле, конечно, вовсе не болеть. Тем более в Непале, таком неоднозначном и сомнительном, особенно в том, что касается вопросов медицины. А если все же не удержался и заболел? Не умирать ведь здесь (тем более, что дело это проблемное и мучительное для оставшихся в живых родственников, прецеденты имеются). Разумнее - собравшись с духом, отправиться к местному эскулапу.

Медицину в Непале можно разделить на официальную, то есть западную, и традиционную, а последнюю - на аюрведическую, пришедшую из Индии, и тибетскую. Аюрведа не очень популярна в Непале. Аюрведические клиники ориентируются скорее на иностранцев, жаждущих чего-то такого эдакого, экзотически восточного, природного и неопасного. Я предпочитаю традиционную тибетскую медицину, хотя и с ней не все так уж однозначно.

Вначале я была настроена скептически. Смотрела на подруг, принимающих нескончаемые тибетские пилюли, шарики, различающиеся лишь размерами и оттенками коричневого цвета, и сомневалась. Как-то раз друзья затащили меня к тибетскому доктору, но пошла я просто «за компанию» и еще потому, что после доктора мы собирались все вместе поужинать. Может быть, друзья, желая мне помочь, все это подстроили: была я тогда в очень расстроенных чувствах, что, естественно, сказывалось на общем самочувствии. Когда доктор Шераб, довольно молодой еще врач, бутанец по происхождению, в прошлом монах, а теперь женатый на непалке отец двух детей, закончил принимать моих друзей, все принялись убеждать меня в том, что я тоже должна пойти. Я уступила, чтобы не спорить зря, но про себя решила, что буду молчать как рыба и устрою доктору проверку.

Войдя в кабинет, я села напротив доктора и протянула руки, сказав, что просто хочу проверить состояние своего здоровья. Доктор Шераб взял мою правую руку и прикоснулся пальцами к запястью, чтобы «послушать» пульс, выказывая при этом чрезвычайное сосредоточение, но не напряженное, а спокойное и ясное. Затем доктор проделал то же самое с моей левой рукой, а после - одновременно с двумя руками. К этому практически и сводится вся диагностика в тибетской медицине. Заболевание определяется по сложному и едва уловимому рисунку ударов пульса, а также по состоянию языка пациента. Не надо делать ни УЗИ, ни кардиограмму, ни гастроскопию, не надо сдавать анализы мочи и крови. Показал доктору язык, проверил пульс - и диагноз готов!

В течение тех нескольких минут пока доктор Шераб вслушивался в мой пульс (как мне казалось, всей своей сущностью проникая в меня), я становилась все спокойнее и благодушнее, ум яснел, напряженность уходила, так что к тому времени, когда доктор закончил «осмотр», я прониклась к нему большим доверием. Его слова укрепили это доверие. Не пытаясь убедить меня в том, что я больна и нуждаюсь в его лекарствах, он, напротив, сказал, что все внутренние органы здоровы и единственная проблема - это расстройство лунга (внутреннего ветра, он же прана на санскрите) в сердечной чакре, от чего я плохо сплю, плохо ем, чувствую слабость, головокружение, и вообще ощущаю себя несчастной и никому не нужной. «Хм! Надо же, как точно…» - подумала я. Конечно же, слабость и душевная удрученность просто могли быть написаны у меня на лице и в глазах, но все же и лекарства ведь помогли. И не только в тот раз.

Курс лечения заключается в регулярном приеме тибетских пилюль (уже упомянутых коричневых шариков, иногда очень противных и горьких), которые перед тем как глотать следует раздробить - зубами или чем покрепче, если зубы жалко. Также не помешает, если больной будет соблюдать рекомендованную и, как правило, очень простую диету, заключающуюся в исключении из рациона каких-то конкретных продуктов на время лечения. Пилюли делают из природных компонентов, трав и минералов. Но если вы поинтересуетесь точным составом прописанных вам пилюль, то вряд ли вам ответит хотя бы один тибетский лекарь.

И вообще многие тибетские доктора не любят вдаваться в разъяснения, считая это пустой тратой времени - главное, чтобы лекарство помогло. Также немногословны они и в вопросах, касающихся причин болезни. Подозреваю, что еще полвека назад (отчасти это и сейчас так) обычный тибетец был настолько необразован, что, даже если бы ему сказали, что у него больная печень, эта информация мало бы чем ему помогла, даже если допустить, что он знал, где эта печень у него находится. Поэтому с европейцами тибетским докторам приходится нелегко: очень уж мы образованы, дотошны и любопытны.

К тому же, мы, западные люди, привыкли к быстрому результату и хотим получить чуть ли ни мгновенное выздоровление, а восточная медицина, основанная на принципе гармонизации всего организма в целом, не любит спешки: это нормально, если первые признаки улучшения наступят только через месяц. А иногда вместо ожидаемого улучшения пациенту становится хуже, потому что в некоторых случаях, как мне объясняли тибетские доктора, болезнь должна пройти через стадию кризиса, и понимающий это врач выписывает лекарства, провоцирующие скорейшее наступление кризиса. Но западный человек понимать этого не желает, он заплатил за выздоровление, а не за ухудшение самочувствия! Вот поэтому многие бросают курс лечения на середине, не доведя дело до конца. Здесь необходимо терпение.

Терпение и… вера! Да, вы должны действительно верить, что это вам поможет. Но вопрос о вере не исчерпывается лишь этим требованием. Дело в том, что тибетская медицина имеет самое непосредственное отношение к религии: ведь все трактаты по врачеванию представляют собой священные тексты, которые были переданы людям Буддой Медицины или же просветленными личностями. Поэтому, например, в инструкции к применению «драгоценных» пилюль, которые принимаются в тяжелых состояниях, например, при сильном пищевом отравлении, и действуют очень быстро, сказано, что перед тем как выпить такую пилюлю, следует прочитать мантру Будды Медицины как минимум семь раз. Это не значит, что если вы не буддист, то лекарство вам не поможет. Просто эффект будет не такой сильный. Кроме того, больной, со своей стороны, может помочь процессу выздоровления выполнением буддийских практик по очищению неблагой кармы, ведь любая болезнь тела - лишь следствие нездорового ума и отрицательной кармы. Также для выздоровления больным рекомендуют спасать жизни других существ, коз от ножа мясника или рыб из сетей рыбаков.

Сами тибетские доктора считают свою медицину весьма эффективной. Уж эффективней западной, это точно. К тому же, они настаивают на полном отсутствии побочного действия у лекарств и на том, что лечению поддаются почти все существующие болезни, в том числе рак.

А мне вот что еще думается: не последнюю роль играет то, где вы находитесь. Отравившись в Индии, правильнее будет бежать, если еще можете, в обычную индийскую аптеку и покупать таблетки местного производства. Индийские врачи лучше разбираются в своих собственных бактериях и инфекциях. Никакой уголь от диареи индийского происхождения спасти не сможет. В Москве же естественно лечиться тем, что прописал русский врач, а не баловаться странными шариками из Азии. Но это только мое мнение.

Проживающие здесь тибетцы ходят, само собой разумеется, только к тибетским врачам. Непальцы предпочитают официальную медицину, то есть непальскую медицину западного образца. Медикаменты в аптеках в основном индийского, таиландского и европейского производства, Непал же производит лишь самые простые лекарства. Все медицинские услуги платные, и даже, несмотря на это, государственные медицинские учреждения не пользуются хорошей репутацией. Сами непальцы советуют обращаться за помощью в частные клиники.

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325