Меню

Дорожная эпопея

Письма из Непала. Транспорт для путешествия

AD
Письма из Непала. Транспорт для путешествия

Перед каждым путешественником встает вопрос о средствах передвижения. Как правильно выбрать способ передвижения по незнакомой стране, чтобы не сорвать запланированный осмотр достопримечательностей, застряв в сломанном автобусе вблизи богом забытой придорожной деревушки? Как не разориться на такси и успеть проникнуться гаммой незабываемых ощущений, которые вы неизбежно испытаете, проехавшись хотя бы разок на дешевом общественном транспорте? Одним словом, как поймать сразу всех непальских зайцев, хотя и принято считать, что это невозможно?

Мир дорог и транспортных средств в Непале своеобразен. Чтобы не попасть впросак и чувствовать себя комфортно, или хотя бы свести дорожные неудобства к минимуму, лучше знать правила и закономерности, по которым живет этот мир. Иначе придется учиться на собственных ошибках, набивая болезненные шишки опыта каждый раз, когда колеса автобуса будут попадать в очередную выбоину на многострадальной непальской дороге.

Мне кажется, что приписываемые Н.В. Гоголю слова об основных бедах, так хорошо знакомых любому русскому человеку, - дураки и дороги - отлично характеризуют современный Непал. Дороги в гималайской стране, действительно, плохи, и с годами не становятся лучше, хотя, справедливости ради, должна признать, что есть-таки приятные исключения, например дороги Покхары. В целом, трясет сильно, поэтому будьте готовы к тому, что в пути, скорее всего, вздремнуть не удастся.

Все, кто не был в Непале, искренне удивляются, когда я говорю, что в Непале нет привычных нам поездов. Это факт. В бывшем королевстве нет железных дорог. Несколько километров приграничного с Индией узкого железнодорожного полотна, по которому с черепашьей скоростью тянется забитый людьми поезд, на мой взгляд, не могут идти в счет. Мне вообще кажется, что этот кусочек шпал и рельсов просто по какому-то недоразумению достался Непалу от Индии. А если учесть, что иностранцам запрещено пересекать границу на этом поезде, то с точки зрения путешественника, эту дорогу можно считать совершенно бесполезной и, как бы, несуществующей вовсе. Все оправдания, что, дескать, рельеф больно холмист, малоубедительны, ведь смогли же британцы построить железную дорогу в Дарджилинг, а китайцы - в Тибет. Было бы умение, а способы всегда отыщутся.

С водным транспортом в Непале тоже как нельзя плохо, то есть его вообще нет, несмотря на присутствие многочисленных рек на карте страны. Здесь ничего не поделаешь. Во-первых, реки горные и порожистые, а во-вторых, имеют тенденцию пересыхать в немуссонный период года. Так что, боюсь, мечтам одного моего израильского друга не суждено сбыться: он всё бредил идеей стать министром путей сообщения Непала и адмиралом военно-морского флота этой же страны, по совместительству.

Итак, в арсенале путешественника остаются лишь непальские автобусы, машины, тарантасы и велорикши, а также самолеты. Последний способ передвижения по стране существенно экономит ваши временные ресурсы, но не может претендовать на универсальность. На территории Непала 18 аэропортов, и только один - в Катманду - носит статус международного.

Что следует знать, если вы намериваетесь передвигаться в Непале по воздуху?
• Между населенными пунктами внутри страны курсируют маленькие самолетики, рассчитанные в среднем человек на 20. Сервис минимальный.
• Рейсы, случается, задерживают из-за нелетной погоды, ведь многие непальские аэропорты расположены в горах, например Джомсом, Мананг, Долпа или Джумла.
• Для иностранного пассажира стоимость на все внутренние рейсы составляет на 35% больше, чем для пассажира с непальским гражданством.
• На посадочном талоне не указано ваше место в салоне, так что занимайте любое приглянувшееся или оставшееся свободным.
• Оплату билета можно произвести только наличными и только непальскими рупиями. Если вы решили лететь государственными авиалиниями (Nepal Airlines, они же бывшие Royal Nepal Airlines), то в офисе компании с вас потребуют чек, удостоверяющий операцию по обмену вашей западной валюты на непальские денежные единицы, или чек, подтверждающий, что эти деньги вы сняли через банкомат непальского банка.
• Не все самолеты, совершающие внутренние рейсы, достигают конечной цели. К сожалению, в Непале самолеты падают. Свежий пример: 25 сентября разбился самолет авиакомпании «Будда Эйер» с 16 иностранными пассажирами на борту.

Второй по степени комфорта вид транспорта в Непале - это такси. На такси можно не только относительно быстро перемещаться в пределах города, но, в принципе, уехать в любую точку страны, где только есть дорожное покрытие. Непальские таксисты отличаются внутренней гибкостью, их запросто можно уговорить на поездку в другой город, лишь бы только клиент платил.

Сами по себе машинки не шибко удобные: как правило, непальские таксисты ездят на компактных Maruti Suzuki, которые, кажется, специально конструировались для низких непальцев. По-настоящему рослый европеец в непальском такси чувствует себя стесненным: голова почти упирается в потолок, а длинные ноги с трудом помещаются внутри салона. Кондиционера в такси нет, ремней безопасности, как правило, тоже. Даже если и есть ремни безопасности, то ими никто не пользуется, ни водители, ни пассажиры: в Непале категорически не принято пристегиваться.

Почему же, удивитесь вы, такой способ передвижения я называю комфортным? Да потому, что, когда я сижу в крошечном такси, я могу радоваться уже тому, что на меня не лезут со всех восьми сторон света непальцы, как в автобусе, и мы не останавливаемся бесконечно у каждого столба, подбирая новых пассажиров. В условиях специфики непальских дорог это уже много.

«Торговаться, торговаться и, еще раз, торговаться!» - лучшее кредо при общении с непальскими таксистами. Обязательно договоритесь о цене, прежде чем сесть в такси, а то по прибытии вам выставят приличную сумму, и будет сложно уже что-то с этим поделать. Кстати, количество человек и багажа не влияют на сумму поездки, как бы на том ни настаивал ушлый таксист. Вот примерные «правильные» цены по некоторым популярным маршрутам в Непале: аэропорт - Боудханатх = 250 рупий, аэропорт - Тамель = 350 рупий, Боудханатх - Тамель = 200 рупий, Тамель - Сваямбунатх = 100-150 рупий, автобусная станция Покхары - Лейксайд = 150 рупий.

Если же, чем черт не шутит, таксист стал что-то с вас требовать и угрожать полицией, смело и радостно соглашайтесь и даже сами настаивайте на том, чтобы немедленно идти в полицию. Всё это только спектакль, гарантирую, что рвение и амбиции таксиста тут же сойдут на нет, и ни в какую полицию он не пойдет.
По правилам, таксисты должны определять сумму с учетом километража. Но это только в теории, а на практике оказывается, что счетчик в такси либо сломан, либо выключен. Большинство таксистов сейчас предпочитают счетчику устную договоренность с пассажиром, ведь так они могут выставлять любые суммы по принципу «кто больше?»

Вы можете настоять на том, чтобы ехать по счетчику, это ваше право. Если же таксист наотрез отказывается, уходите. Скорее всего, таксист, испугавшись потерять заработок, быстренько починит свой счетчик одним секундным нажатием на кнопку включения. Только неизвестно, будет ли вам от этого лучше. Часто попадаются сумасшедшие счетчики, которые насчитывают километры совсем неправильно и, понятное дело, не в вашу пользу. Будьте внимательны!

Продолжение следует…

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325