Меню

Все в очередь!

Письма из Непала. О личном пространстве и религиозном рвении

AD
Письма из Непала. О личном пространстве и религиозном рвении

Никто не любит очереди. Это факт, и обсуждать здесь нечего. Нелюбовь к очередям свойственна, пожалуй, всем представителям человеческой расы поголовно, но отдельные образчики Человека Разумного и даже целые группы людей, оказавшись в ситуации, когда надо подождать чего-то в компании себе подобных, способны демонстрировать весьма разнообразные поведенческие шаблоны.

По тому, как люди ведут себя в очередях, я составляю национальные портреты. Увлекательно и, как правило, безошибочно.

Непальцы стоят в очереди совсем не так, как мы, дети западной цивилизации. Зачастую они напрочь игнорируют очередь. Сначала я сочла такое поведение за хамство, направленное лично ко мне, но вскоре сообразила, что просто так принято, что такова местная культура очереди или, если говорить точнее, культура отсутствия очереди.


Никакого личного пространства

Столкновение культур, к сожалению, чаще всего приобретает уродливые формы, как минимум - неприятные, как максимум - опасные, поскольку за недостатком взаимопонимания перерождается в ненависть, что всегда печально. Я пробовала размышлять над тем, почему же непальцы так себя ведут. Феномен очереди основывается на признании за другими людьми, пришедшими раньше тебя, права быть первыми и в целом на уважении другой личности. Так кажется мне. Но чужая душа - потемки, и что думает о личности и уважении к ней непалец и думает ли вообще - догадаться невозможно. Можно только наблюдать за его поступками.

Например, покупаю я овощи в лавке. Продавец флегматично взвешивает кабачки. К прилавку подбегает непалец и, совершенно игнорируя мое присутствие и занятость продавца, выкрикивает: «А ну-ка, братец, дай мне луку килограммчик!» И бойко протягивает замызганную купюру. Как будто я пустое место и меня тут вообще не стояло. Самое обидное, что продавцы охотно реагируют и, бросив одного покупателя, начинают обслуживать следующего. Но на этом все не заканчивается. Откуда ни возьмись, к прилавку протискивается непальская тетя - и всё повторяется вновь. Только теперь пустым местом оказываюсь не только я, но и непалец. В итоге, продавец путается, но всё же старается обслужить всех сразу, процесс затягивается до бесконечности для всех участников, а всё потому, что каждый хочет быть первым и не умеет уступать, даже не думает, что такое возможно.

Такова непальская очередь в своих минимальных и наипростейших масштабах. Если же набирается человек 10-15, например перед автобусной кассой или на раздаче бесплатной еды, то о порядке и речи быть не может. Ничего общего с очередью эта неуправляемая голосящая толчея не имеет. И попав в её гущу, европеец обречен остаться ни с чем: он ошеломлен, не верит в происходящее и, к тому же, слишком уважает себя, чтобы, уподобившись окружающим его людям, пробивать себе дорогу локтями.


Внутри тибетской очереди назад пути нет

Иногда непальцев удается организовать. Для этого, обычно в государственных учреждениях, устанавливают прочные узкие ограждения, внутри которых можно выстраиваться друг за другом только по одному. Как в тюрьме. Но даже такие очереди, в одну стройную линию, отличаются от наших очередей. Прежде всего - плотностью. Совершенно незнакомые люди становятся друг к другу так близко, что между ними не проскользнет даже худой мышонок, не то что человек. Они плотно прижимаются друг к другу, обнимают стоящих впереди за плечи и талии, чтобы никто не втиснулся. Ведь если между людьми в очереди обнаружится хотя бы минимальное пространство, не занятое человеческим телом, в него обязательно кто-нибудь влезет, даже если кажется, что это противоречит законам физики. По этой причине в Непале и Индии очереди бывают мужские и женские.

Для меня такие очереди столь же неприятны, как и бессмысленные давки. Я не хочу ни к кому прижиматься и не хочу, чтобы кто-то прижимался ко мне, даже если это женская очередь. Как и большинство западных людей, я болезненно реагирую на бестактное вторжение в мое личное пространство. У местных же такого понятия как неприкосновенное личное пространство, похоже, не существует вовсе. С одной стороны, это качество можно считать положительным, ведь оно говорит о внутренней открытости ко всем людям, но с другой стороны - им невдомек, что другим людям такое панибратство причиняет душевный дискомфорт.


Лама на троне

Объяснять бессмысленно. Втолковывать, что нехорошо влезать передо мной, потому что я тоже здесь стою и жду, как и все. Уговаривать, чтобы пошли в конец очереди, потому что это справедливо. Растолковывать, что я стою перед туалетом не ради удовольствия, а по той же причине, по которой эта непалка пришла сюда сама, и потому не надо пролезать мимо меня вдоль стенки и обнимать дверь туалетной кабинки так, чтобы её, почтенную женщину, уже никто не мог от этой грязной двери оторвать. Без толку. Они глупо, придурковато улыбаются и делают вид, что не знают ни одного английского слова, а сами протискиваются и протискиваются вперед.

Однако в умении стоять в очередях всех «превзошли» тибетцы. Особенно это касается очередей религиозных, которые можно наблюдать в храмах и монастырях, когда какой-нибудь важный лама раздает благословения. Тибетцы считают себя чрезвычайно религиозной нацией и потому, когда после долгой пуджи, доходит дело до раздачи благословленных шнурочков или наложения священных атрибутов, например статуй или текстов, на головы верующих, всё свое рвение и недюжинное упорство они посвящают тому, чтобы оказаться у трона ламы первыми.


Будийский монастырь

Каждый рвется быть первым, как бы стараясь сказать тем самым: раз я первый, значит больше предан ламе и лучше практикую учение Будды. Если на религиозной церемонии в храме собралась пара сотен таких ретивых верующих, лучше уносить ноги до того, как начнется раздача мифических «слонов». Иногда толпа приходит в такое неистовство, что становится опасной в прямом смысле слова. Она может не только покалечить и затоптать слабого, но в порыве религиозного экстаза снести трон вместе с восседающим на нем ламой. Даже он не способен в такие минуты урезонить своих последователей, которым до этого долго втолковывал, что такое мудрость, любовь и сострадание к ближнему. Они слушали и всё поняли по-своему.

Такое вот понимание этих вечных истин, которое каждый раз демонстрируют тибетцы, мы и называем «тибетской очередью».

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325