Меню

Мой первый ран

Письма из Таиланда. За что я не люблю Камбоджу?

AD
Письма из Таиланда. За что я не люблю Камбоджу?

Многие знают, что Таиланд - страна увлекательная, расслабляющая и затягивающая. Время на ее просторах летит неощутимо. Вроде бы вчера только приехал и еще ничего толком не успел - ни сделать, ни посмотреть, - а штамп в паспорте немилосердно напоминает: время вашего пребывания в стране истекло. Вот и я, не успела еще как следует загореть и разобраться в приливах и отливах, как обнаружила, что целый месяц промчался незаметно. Надо что-то делать.

К счастью, я никогда не покупаю заранее обратных билетов. Поверьте, жизнь без обратного билета в кармане - это путешествие под совершенно иным углом зрения. Я точно знаю, что одного месяца мне не хватит, чтобы узнать страну и людей, не хватит и двух, и трех месяцев. Так зачем же мне обратный билет?

Как многие знают, в Таиланде для таких, как я, действует удобная система продления визы - виза-ран. Все, что требуется от туриста, это выехать из страны в любое соседнее государство и въехать снова, получив в паспорт штамп еще на один месяц. Процедура весьма проста, но занимает весь день из-за дороги до границы и обратно.

Мой первый виза-ран подтвердил две народные истины, во-первых, о том, что первый блин, как правило, выходит комом, а во-вторых, о том, что всё надо делать самому, если не хочешь чтобы тебя надули. Так уж случилось, что в первый раз за новым тайским штампиком мы поехали в Камбоджу. Сколько ужасных отзывов и предупреждений слышала я от друзей, от тех, кто там был, и от тех, кто не был, но всё знает! Сколько разоблачающих и возмущенных постов я прочитала в интернете от «бывалых», тех, кто проделал путь к камбоджийской границе до меня! Но делать было нечего, Камбоджа была от нас ближе всего, и этот «плюс» перевешивал все остальные «минусы», включая и тот неприятный факт, что гражданам РФ приходится платить за камбоджийскую визу (в отличие, например, от бирманской).

Все обвинения «бывалых» сводились к тому, что пропускной пункт на камбоджийской стороне - это грязное местечко, кишащее нищими, калеками и бездомными детьми, старающимися обобрать туристов. И, - самое неприятное, - что все вас там хотят облапошить: водители автобусов, которые везут вас к границе, орды «помощников», которые все готовы сделать за вас, и даже работники пограничной службы. Все эти страшилки оказались чистейшей правдой!

Острова
Вооружившись информацией и твердым намерением не дать себя «развести», в семь утра мы выдвинулись из дома: сначала на джипе до парома, затем паром перевез нас с острова на материк, и оттуда на автобусе мы поехали к границе. Из всех пассажиров автобуса за тайской визой, кроме нас, ехал только один человек, швейцарец, остальные же, серьезно собирались посетить Камбоджу.

К полудню мы добрались до границы, поставили в паспорта штампики о выезде из Таиланда и очутились в нейтральной зоне. Надо сказать, что разговоры о нищих и воришках были слишком преувеличены, они, конечно, есть, но ситуация далека от критической, особенно для того, кто, подобно мне, побывал в Индии, в Бодхгае, во время массовых буддийских учений, на которые, помимо огромного числа иностранцев, собираются нищие со всего Бихара, беднейшего штата Индии.

Сразу же нас атаковали группы «помощников», которые представлялись официальными служащими, но таковыми явно не были. Игнорируя их, мы отправились к окошку прибытия, заполнили бланки и встали в очередь на получение камбоджийской визы. Первым сюрпризом для нас стала стоимость этой визы. В интернете во всех отзывах фигурировала цифра в 800 тайских бат, но серьезного вида худощавая тётя в сером костюме попросила 1200 бат, тоном, не терпящим никаких возражений. Что делать? Не буду ведь я с ней спорить! Это ведь не базар, где можно торговаться о стоимости товара, это миграционная служба государства, солидное учреждение, надо полагать.

В обшарпанную комнатку из бетона к этой суровой хранительнице камбоджийских рубежей все заходят по одному, так что не известно, кто сколько платит, никаких квитанций о принятых деньгах вам не выписывают, на самой визе стоимость не указана - нет совершенно никакой возможности хоть в чем-то их уличить. Да и бог с ними! Больше всего мне хотелось поскорее вернуться на свой замечательный тайский остров.

Но не так скоро! Дальше пришлось выстоять очередь на получение штампа о прибытии в Камбоджу. Строго говоря, очереди никакой не было, но перед нами то и дело влезали «помощники», которые вне очереди, по блату, ставили штампы тем, кто им заплатил деньги. Поэтому люди перед окошком напоминали скорее беспорядочную толкотню, чем цивилизованную последовательность вежливых людей. Когда же дошла наша «очередь», то есть в промежутке, когда у «помощников» не было клиентов, важный пограничник в военной форме, сняв с нас отпечатки пальцев и сфотографировав наши распаленные жарой лица (ведь все это время приходится стоять на улице), поставил желанный штамп в паспорт. Ура, мы въехали в Камбоджу! Теперь надо было из неё выехать.

Заполнив бланки отбытия и отстояв получасовую очередь под солнцем, мы приблизились к последнему окошку на камбоджийской стороне. Другу моему поставили штамп об отбытии за полминуты, без всяких вопросов и пререканий. Но на мне настроение пограничника, по неведомым причинам, резко переменилось. Почему-то он решил, что с меня будет легко «срубить» деньги для своих, судя по сумме - многочисленных, детей на мороженое.

«300 бат», - без всяких объяснений потребовал он.

«Спасибо за предложение, конечно, но мне не надо», - попробовала отшутиться я, однако пограничник не улыбнулся.

«300 бат», - повторил он. В мои планы не входило платить в этом неприятном месте еще хоть сколько-нибудь, тем более ни за что. У меня всегда сильно портится настроение, если мне осознанно приходится давать деньги «ни за что». Поэтому я поинтересовалась, так сказать, с какой стати.

Тыча пальцем в только что полученную визу, он сказал: «Вы получили туристическую визу, так езжайте и смотрите страну и достопримечательности, а потом возвращайтесь и получите штамп бесплатно. А если хотите выехать сейчас, платите деньги». Меня очень удивила такая изворотливость пограничников, ведь я прочитала всё о многочисленных способах «развода» на границе, но такого, похоже, ни с кем прежде не случалось. Наверное, пограничники долго выдумывали этот предлог. Я продолжала настаивать на том, что ничего платить не буду, так как я свободный человек и могу покинуть их страну, когда мне этого захочется.

Пограничник вернул мне паспорт и ушел. На его место сел другой пограничник. Злой. Наверное, он у них мастер по «разводу» туристов. С ним логика развития беседы повторилась, только теперь он требовал 500 бат (не успели о расценках договориться, что ли?). Меня, понятное дело, волновал только один вопрос: с чего это вдруг? И довод их не казался мне убедительным.

«Какой вы турист, если уезжаете, едва только получив визу? Езжайте - смотрите страну. Часов через пять возвращайтесь, и мы поставим штамп. Вы же ничего не видели».

Таиланд - страна расслабляющая

«Я уже достаточно увидела. Больше не хочу», - парировала я, но, к счастью, он не понял моего сарказма. Я давила его логикой, что имею, в конце концов, право передумать, и что нет такого закона, который бы запрещал покидать страну через полчаса после того, как ты приехал. Пограничник настаивал, что такой закон есть (хотя в глубине души, наверное, очень жалел, что правительство Камбоджи не догадалось его издать). Тогда я попросила показать мне этот закон, где он у них написан, естественно, безрезультатно. Так вот мы и препирались, я - весьма мягко и спокойно, но неотвязчиво, он - все больше и больше раздражаясь, но, с виду, тоже непреклонно.

«Почему же моему другу с таким же паспортом и визой поставили штамп, а мне не хотите?» - поинтересовалась я. «Мой коллега не заметил», - ответил злой пограничник. Да уж, не заметил, что можно задарма подзаработать, видимо, это у них серьезный служебный проступок. В итоге, суровый камбоджиец сдался и ушел, на его место вернулся его провинившийся коллега. Вид у него был добрее, хоть и такой же мутный. Я решила сменить стратегию: просто попросила его быть человеком и поставить мне штамп, потому что весь автобус меня ждет. А главное - я сказала волшебное слово «ПЛИИЗ!» Не знаю, подействовало ли на него волшебное слово или просто надоело со мной возиться, тем не менее, он молча поставил мне штамп и отдал паспорт. Облегченно вздохнув, я поспешила покинуть это жутко неприятное место.

Впереди нас ждала тайская граница, пересечение коей и получение нового штампа еще на месяц заняло не более двух минут, при чем из них полторы минуты ушло на заполнение бланков. Улыбающийся (заметьте - просто так, бескорыстно улыбающийся) тайский пограничник в гражданской одежде (мне даже показалось, что на нем было что-то веселое розовое) без единого вопроса впустил нас в страну. Как же я люблю Таиланд!

Нас давно уже ждал водитель и даже начал беспокоиться, а также швейцарец, которого за все время наших камбоджийских приключений мы ни разу не увидели. Как он нам рассказал, едва он покинул Таиланд, его сразу же выловил один из «помощников» и он, наивная швейцарская душа, отдал ему паспорт как государственному представителю пограничной службы. А через пятнадцать минут получил свой паспорт обратно, и там уже стояли все нужные штампы и визы. «Представляете, этот честный молодой камбоджиец даже ничего не взял с меня сверх суммы за камбоджийскую визу. Я ему дал 20 бат на «чай», он поблагодарил и ничего больше не попросил», - восхищенно рассказывал наш попутчик, радостный от того, что всё у него так замечательно сегодня вышло.

Очень подозрительная история, неправдоподобная, подумала я и поинтересовалась: «Сколько же вы заплатили за визу этому человеку?» «Три тысячи бат, - ответил швейцарец, - но это ведь стоимость визы, она для всех должна быть одинаковой, не так ли?» Мне совсем не хотелось его расстраивать, он был такой счастливый, поэтому я весьма неопределенно ответила, что да, конечно, виза для всех должна стоить одинаково.

Из-за проволочки на камбоджийской стороне мы опоздали на наш паром и вынуждены были ждать полтора часа следующего. Зато в скуке ожидания познакомились с русской парой, которым помогли найти жилье на нашем острове. Сделали хотя бы одно доброе дело. Как же я была рада вернуться на наш тихий пляж и смыть все тревожные впечатления дня в закатных водах моря. Вынырнув из соленых волн, я вдруг отчетливо поняла, что никогда больше не захочу в Камбоджу и, едва ли, по доброй своей воле, когда-нибудь поеду в эту страну. Камбоджийских пограничников совершенно не заботит имидж своей страны, и это печально. Может быть, Камбоджа - прекрасная интересная страна, но я-то этого не знаю. Я знаю только, что на границе сидят наглые коррумпированные люди в неприглядной военной форме и незаконно требуют с иностранцев деньги. Если мне было так неприятно на нескольких квадратных метрах камбоджийской земли, что же тогда будет внутри страны?

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325