Меню

Путешествие в ОРЕ

Все о горнолыжной столице Скандинавии

3.12.03 08:39
AD
Об уровне горнолыжного курорта надо судить по худшему времени тамошнего сезона. Когда свежий снег, легкий морозец и яркое солнце все курорты одинаково хороши, а вот ты поезжай туда в непогоду поближе к межсезонью. Мы приехали в Оре 28 апреля. В Европе сезон давно закончился, да и здесь в Швеции большинство зачехлили лыжи до ноября. Однако в Москве представители фирмы "Нева"заверили нас, что в Оре "хороший снег с начала декабря и до 6 мая гарантируется". Забегая вперед, скажу – не обманула фирма, такого полноценного и разнообразного катания, пожалуй, даже в Альпах не найти.

"Альмаматер"Стенмарка
Начнем со снега. Полуметровый слой плотно покрывал все доступные трассы, И хотя часть нижних трасс южной экспозиции была уже закрыта, оставшиеся - это километров 40-50 - были в отличном состоянии, Кроме погоды сказывалась тщательная обработка каждую ночь ратраками, а в нижней части смежными пушками.

Достаточно сказать, что за восемь дней катания я ни разу не "поймал камня", хотя приходилось ездить и по мягкому фирну (внизу), и по целине. Вот типичные снежные условия на одной из самых популярных трасс под названием "Олимпийская"(длина около 4 км, перепад 900 м, юго-западная экспозиция). Наши апартаменты "Оре Фьелльбю"находились в 200 м от посадочной станции подъемника "Олимпия-лифтен". Начинать катальный день и завершать его, возвращаясь, домой, приходилось по этой трассе, поэтому волей-неволей мы стали экспертами по состоянию снега на этом интереснейшем склоне горы в разных временных и погодных условиях.

Утро. В 9.00 включаются все дороги. С моим напарником по группе Вадимом, тоже инструктором, садимся и "четырехкреселку"и на почти пустом подъемнике (сезон считается законченным, такова уж массовая психология) плывем над ослепительно белым, шириной метров до ста рифленым (ратраки) полотном трассы, гигантскими ступенями уходящее в небо, за перепад лесной зоны. Местные знатоки в первый же день объяснили нам, что вся нижняя часть до пересадочного плато официально сертифицирована как лучшая трасса слалома-гиганта в Европе, что именно тут тренировался Стенмарк, высоко ценил ее и неоднократно побеждал на проходивших в Оре этапах Кубка мира.

Выходим на плато. Отсюда двухместные кабины гондольной дороги поднимают под самую вершину горы Орескютан (1420 м.). Для разминки пока внизу не отпустило, делаем пару спусков по нижней части трассы. Снег – рифленый бетон, лыжи звенят на крутых спадах, приходится жестко кантоваться и укорачивать дуги, чтобы на гололеде контролировать скорость. В последней трети снег становится податливей. На выкате мягкий, пока еще сухой, фирн. Тут едешь между зелеными полянами. Фантастика!

Отдав должное любимому месту Великого лыжника, поднимаемся выше. Здесь любительские трассы проходят через зону профессионального скоростного спуска Красные участки чередуются черными. Кое-где ответвления, ведущие на другие склоны горы, ныряют в горнолыжные туннели, проходящие под спортивными трассами. Снег типично высокогорный (с утра бывало до -7° с ветерком), более мягкий и немножко тупой, скольжение умеренное. И хотя крутизна местами достигает 40, спуски для опытных лыжников особой трудности не представляют. Впрочем, это как ехать. Для тех же, у кого опыта поменьше, всюду есть "голубые"объезды.

А хотите попробовать настоящую "трассу с перцем"? - спросил сопровождавший нас в первый день преподаватель местной горнолыжной школы Фредрик. Славный шведский парень, увидев, что эти два русских всюду едут вполне сносно решил с нами пошутить. В конце дня, когда мы подустали, на развилке скоростной трассы он указал куда-то направо вниз и сказал, что отсюда начинается новая трасса спуска, спроектированная знаменитым "архитектором трасс"Бернардом Русси специально для Чемпионата пира, который будет проходить в Оре в 2007 году. Пока она только намечена по живому рельефу, по ней еще не ездят. Но может прокатимся?..

Он стоял у какой-то металлической ограды ведущей в неизвестность, и лукаво поблескивал глазами. Отказаться от соблазна было просто невозможно. Мы поехали. По-моему, Фредрик сам испугался своей затеи. За относительно сносным участком, покрытым плотным снегом, началось такое. Каскад почти вертикальных обрывов, полок, штопорных поворотов кружил нас по лесу. Было уму непостижимо, как здесь вообще возможен скоростной спуск. Только богатое воображение и, очевидно, огромный опыт Русси позволили ему узреть в этом нагромождении бугров и ям некую гармонию и ритм будущих спусков.

Что же касается нас, то мы прыгали, траверсировали, соскальзывали - лишь бы как-то в целости добраться до низа. Необработанный снег к концу дня основательно раскис и был похож на густое тесто, в котором не провернешь, (я был к тому же в прокатных лыжах для гиганта, рассчитанных на утренний "бетон"). В общем, приобщились-таки к чемпионской трассе будущего. Утверждают, что она станет очередным шедевром Великого архитектора, во всяком случае, будет покруче и посложней того, что он сделал в Сант-Антоне, Солт-Лейк-Сити и Санкт-Морице (ее длина 3300 м при перепаде высот 850 м).

Такое вот разнообразие снежных условий практически на одном склоне (а их тут десятки!), это делает катание в Оре не только наслаждением, но и отменной тренировкой. К концу недели мы отлично чувствовали себя и на льдистых крутых склонах альпийской зоны, и на быстрых отпущенных трассах "середины", и в сыпучем фирне, и в тяжелом мокром снегу. Тут всегда есть выбор – куда поехать, если вы, к примеру, предпочитаете стабильное, ровное катание на надежных красных и голубых трассах, отправляйтесь от вершины Орескютан на Запад и Север. Здесь совсем иная атмосфера тихие обширные солнечные мульды, трассы (до 5 км), перетекающие одна в другую, ветвящиеся выводящие лыжника все к новым и новым местам катания. Снег здесь более сухой, но все же великолепно обработан. Все это бесконечное снежное богатство объединено системой из десятка длинных буксировочных подъемников. Когда мы впервые заехали сюда, людей здесь было на удивление мало, порой казалось, что вся огромная отлично отлаженная горнокурортная машина работает персонально для тебя. Но по мере того, как весеннее солнышко прогревало южные склоны, народ перебирался сюда. Особенно нам полюбилось катание в районе 14–15 и 15-26 подъемников. На этих трассах по сей день, тренируются сборные Швеции и ряда других стран; в ноябре, когда в Европе еще не сезон, сюда приезжают и сборные команды из России. По существу это идеальные полигоны для отработки современной техники карвинга, оптимальная крутизна, позволяющая развивать высокие скорости, ширина не менее 50 м и исключительная плотность снега, надежное сцепление, хоть ложись в повороте. Лучших трасс для совершенствования горнолыжной техники (да и просто для высочайшего кайфа!) кажется, нигде не встретил. И это в апреле, мае.

Здесь живут и короли, и студенты
Историю Оре легко проследить - и почувствовать! - посетив гостиницу Аregarden Diplomat. Построенная еще е 1895 г., она находится на центральной площади поселка в сотне метров от нового лифта. Здесь апартаменты на все вкусы и кошельки. Изысканные синглы, выполненные в индивидуальной манере в добротном классическом стиле: резной дуб мореное дерево, старинные камины с разрисованными козырьками своеобразно дополняются современными сушилками для обуви, а в коридорах - встроенные индивидуальные шкафчики для лыж у каждой двери. Большие сдвоенные номера для семей и компаний соседствуют с роскошными многокомнатными люксами Улыбчивая дама (кажется из семейства Мальмстрем основателей и нынешних владельцев отеля) открывает один из них №301 - четыре комнаты с лоджиями и панорамным видом на гору кабинет спальня детская каминный зал все отделано в типично северном изысканно - сдержанном стиле.

Мы модернизируем время от времени наши старые номера – рассказывала гидесса - Ведь у нас многие великие люди от шведских королей до знаменитых художников. Жил у нас и Даг Хаммаршельд Андерс Зорн у нас снимались фильмы и не только о спорте. Она лучезарно улыбнулась. Мы знаем, что ваш президент любит горные лыжи. Считайте что, этот склон приготовлен персонально для него. Думаю, в Оре ему понравится.

Что ж, апартамент - супер и "всего около 1500 долларов в день. А подешевле что-нибудь имеется? Разумеется. Обычный номер - спальня + гостиная - от 100 до 150 долларов в сутки, однокомнатные двухместные номера от 40 долларов с человека. А есть и совсем недорогие апартаменты с оборудованной кухней, всеми удобствами, рассчитанные на большие семьи и молодежные группы. Так что президент, если посетит Оре, вполне может встретиться здесь со студентами откуда-нибудь из Мальмё или Стокгольма,

Посетили мы и современный Tot Hotel (известный своим SPA-центром, включающим различные водные процедуры, экзотические виды массажа, занятия на тренажерах, всевозможные способы расслабления, восстановления, саморегуляции... Короче, все для тела и души, только денежки плати, понятно, немалые. Те, кто их имеет, может воспользоваться и распространенной в Оре системой "топ селекшен": это когда вам подбирают особое, по вашему личному вкусу жилье и (или) специальный сервис скажем, приходящую няню к ребенку, собственного повара, личного тренера и т.п.

Но раз уж мы упомянули о студентах, они здесь отдыхают совсем не так большинство гостей Оре (кстати, как и мы) предпочитают более дешевый, независимый образ жизни и останавливаются в апартаментах. Их здесь множество (мне называли цифру - 20 тысяч мест). Уютные комфортабельные домики-коттеджи, как правило, с великолепно оборудованной кухней, всеми удобствами, а бывает и с персональной сауной, целыми городками располагаются возле подъемников, вокруг гостиниц, на лесных опушках и полянах, создавая своеобразные архитектурные ансамбли. Преимущества; полная независимость свобода выбора, возможность размещаться любым коллективом (семья, компания), сравнительная дешевизна.

Например, гостиничный комплекс "Оре Фьелльбю", где нас поселили. Рядом подъемник "Олимпия", прокат с огромным выбором лыж, бесплатная сауна с открытым бассейном, В доме душ, персональная сушилка для снаряжения, великолепно обустроенная кухня с морозильником. посудомойкой и пр., ТV (30 каналов со всей Европы), гостиная с кожаными креслами, мягкие постели. Из окон - романтический вид на первозданную природу с замерзшим озером-фьордом и горами, покрытыми тайгой, уходящими куда-то в Норвегию... Проблема еды решалась просто: завтракали в ресторане гостиницы (10$ "шведский стол"), перекусывали на горе у подъемников в многочисленных забегаловках или кафе, вкусно готовили дома (несколько супермаркетов с вполне нормальными ценами всегда в вашем распоряжении).

Короче: в этой "такой дорогой Швеции, живя в апартаменте, вполне можно питаться (с пивом) на 20-25 "баксов"в день. Таким вот был наш "топ селекшен"

Плавучие небоскребы от Silja Line
В сезон в Оре можно долететь быстро: чартером до Остерсунда, оттуда 60 км автобусом, или с пересадкой в Стокгольме. Турфирма "Нева" предложила нам более сложный, но необычайно интересный маршрут: автобусом (одну ночь) до Финляндии; день в Хельсинки и Турку; вечер и ночь на пароме от Турку до Стокгольма; полный день в столице Швеции; ночь поездом из Стокгольма в Оре (620 км); 7 дней катания и - тем же путем обратно.

Утомительно? Конечно. Но по количеству впечатлений уникально. Оставлю за скобками дни, проведенные в столицах Финляндии и Швеции - об этом можно писать и писать. Тем более что нам повезло: нас сопровождала замечательный гид от "Невы"- журналистка из Питера, влюбленная в Скандинавию, досконально знающая ее прошлое и настоящее и сумевшая "заразить"всех нас этой своей любовью. Расскажу лишь немного о самом необычном в области современного сервиса.

Вы видали когда-нибудь 12-палубные пароходы? Я – нет. По существу это целый город, "Сити"наплаву, со своими улицами (около 1000 кают, вмещающих 3 тысячи пассажиров, плюс 400 автомашин в трюмах). Стоит такая ослепительно белая махина длиной четверть километра у причала, и окрестные многоэтажные дома рядом кажутся карликами. На боку трехэтажными буквами "Silja Line", это название финского пароходства, которому принадлежит судно (у него несколько таких), курсирующее в качестве парома между портами Финляндии и Швеции. Дальше помельче: "Simphony"("Симфония") – это название.

…При входе из терминала на палубу на уровне 4-го этажа вас лично встречает помощник капитана и шеф-повар в гигантском белом колпаке – своеобразные гаранты безопасности и приятности путешествия.

Прошлись по этажам. Палуба №7 – улица-променад от кормы до носа высотой в 3 этажа (18 метров) с прозрачной крышей. Здесь рестораны, магазины, бары, пабы, кажется собраны со всех континентов. От изысканных "Bon Vivant"и рыбного ресторана "Happy Lobster", до итальянской траттории, английского паба и традиционного "шведского стола", где можно недорого поужинать и позавтракать. Тут же множество магазинов "уголков"со своей национальной спецификой, включая открытые дискотеки. Посетить все за один рейс невозможно, тем более ночь можно провести в Международном ночном клубе и двух казино, где свой набор удовольствий.

Для любителей покупок часть другой палубы отведена под "Duty Free", с обилием товаров по "смешным"ценам. Есть даже конференц-зал на 600 (!) человек – 25 залов с раздвижными стенами; детский мир Siljaland со всевозможными развлечениями для детей (конечно не забыты и родители); бассейн для плавания с водяными горками, массажными, саунами, парилками, джакузи…

И вся эта гигантская фабрика удовольствий работает практически круглосуточно, пока вы и ваш авто абсолютно бесшумно и плавно приближаетесь к финским берегам или шведским фьордам.

Забавно? Да, стоит хоть раз поучаствовать. Тем более, недорого. Одноместная каюта стоит примерно 100$ (включая перевозку автомашины). Кстати, фирма "Нева" предлагает отдельное автобусно-пароходное путешествие Петербург – Хельсинки – Стокгольм и обратно (без горных лыж). Если повезет с погодой, незабываемая поездка!

Но это – разговор особый. А для нас главным открытием стал горнолыжный Оре, место достойное во всех отношениях, в том числе – быть столицей будущего Чемпионата мира. В прошлом году Оре получил право на проведение чемпионата по горнолыжному спорту 2007 года. Начинается новая история курорта: сейчас активно ведется реконструкция и модернизация трасс, строятся новые канатные дороги. На берегу фьорда (озера) начато строительство огромного комплекса "Холидей клаб", включающего аквапарк, центр развлечений, зал конгрессов и выставочный зал, а также 5-звездный отель на 400 мест.

Материал подготовлен Юрием Цениным при содействии турфирмы "Нева ", а также гостеприимных представителей шведской стороны Анны Линстед и Татьяны Шел.

–––––––––––––––––––––––––––––––––------------

Турфирма "Нева": Москва, 6-ой Монетчиковский пер. 19, тел. (095) 7-999-444; Санкт-Петербург, ул. 1-ая Советская 8, тел. (812) 380-1550;

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325