Меню

Родная речь

Зачем детям нужны “плохие слова”?

AD


Однажды за ужином ребенок, рассказывая о своих детсадовских делах, вдруг произносит: "Этот Ваня — такой дурак, что просто настоящий козел!" Еще утром вы были уверены, что ваш ангелочек и понятия не имеет о том, что в русском языке есть подобные выражения, а теперь он выдает один лингвистический шедевр за другим. Не торопитесь записывать любимое чадо в неисправимые сквернословы, отучить малыша говорить "плохие слова" совсем не сложно.

ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ДЕТИ лет до семи занимаются активным познанием мира: они бьют стекла, лепят пластилин к полотенцам и швыряются песком на детской площадке. Лексическая составляющая — не исключение. Как все увиденное младенцы тащат в рот, так малыши постарше запоминают каждое услышанное слово. Родительская реакция на “плохие слова”, произнесенные любимым ангелочком, условно делится на три типа.

ГРОМКОЕ НЕГОДОВАНИЕ

Папа и мама, услышав от ребенка первое бранное слово, немедленно принимаются его отчитывать. Они с пристрастием выясняют, кто научил их малыша таким кошмарным выражениям, брезгливо объясняют ему, что приличные люди себе подобного не позволяют, и обещают оторвать язык, если подобное повторится еще раз.

Последствия

Будьте уверены, повторится. Это пока он сказал только одно слово, через пару дней на смену ему придет другое, потом третье, а потом еще десяток — и каждый раз ребенок будет получать одинаковый нагоняй. Ведь в пылу возмущения родители даже не попытались объяснить малышу, почему, собственно, нельзя произносить вслух такие слова. Маленький ребенок мыслит частностями, и до тех пор, пока кто-нибудь взрослый не расскажет ему о том, что слова «кретин», «идиот» и «скотина» плохи не только каждое в отдельности, но и все вместе, как система, ругать его за «сквер¬но¬сло¬вие» бессмысленно.

АБСОЛЮТНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

Родители никак не реагируют на “плохие слова”, звучащие из детских уст. Они уверены: чем настойчивее игнорировать высказывания ребенка, тем скорее он потеряет к ним интерес и, в конце концов, просто перестанет произносить их вслух. В одном эти родители, безусловно, правы: слово “дурак”, сказанное любимым чадом, не является поводом для семейной трагедии.

Последствия

Стойкого равнодушия взрослых порой бывает недостаточно, чтобы полностью искоренить проблему. Детки, не понимая, что творят, начинают обзывать дураками всех подряд — от приятеля Пети до медсестры, взявшей у них анализ крови. И в последней ситуации отмолчаться папе или маме уже не удастся, им придется как-то останавливать зарвавшееся дитя. А ребенку будет очень непросто понять, в чем собственно он виноват, ведь дома за такое его никто не ругал.

СПОКОЙНЫЙ РАЗГОВОР

Родители уверены, что произнесенное ребенком “ругательство” не повод для громких семейных разборок, но и игнорировать эту проблему они считают неправильным. Услышав от малыша нехорошее слово, они недолго, но весьма обстоятельно объясняют ему, почему так говорить нельзя. При этом они не боятся не только несколько раз повторить сказанное ребенком, но и называют ему еще несколько “запретных выражений”, подробно объясняя смысл каждого из них.

Последствия

Если родители не впадают в занудство, то их нет.

ПОЧЕМУ ОНИ РУГАЮТСЯ?

Просто так

До пяти лет дети чаще всего сквернословят исключительно по незнанию, следуя нормальному обезьяньему инстинкту “услышал — повторил”. Спросите ребенка, знает ли он, что означает произнесенное им слово, и скорее всего вы получите отрицательный ответ.

В этом случае достаточно просто “перевести” ругательство на понятный малышу язык, а потом аккуратно поинтересоваться, хотел бы он, чтобы кто-нибудь из друзей и близких обращался к нему в таком ключе? После такого разговора ребенок выкинет “мусорные слова” из головы, а вы на некоторое время забудете об этой неприятной лингвистической проблеме.

Так делают все

В окружении малыша есть не только прекрасно воспитанные родственники, но и множество людей, уследить за языком которых домашним просто не под силу. Если в детском саду или на площадке, где вы гуляете, хоть один ребенок обзовет другого нехорошим словом, его немедленно запомнят остальные дети. Избежать этого невозможно, а вот побороть уличную заразу вполне реально.

Придя домой, объясните чаду, что есть ряд слов, которые не принято произносить в приличном обществе, что вы ничего подобного не говорите и тем не менее у вас нет никаких проблем в общении с друзьями. Для достижения более долгосрочного эффекта составьте список всех дурных слов, которые уже успел запомнить юный лингвист. После этого подберите к каждому из них “приличные” синонимы — так ребенок будет чувствовать себя защищенным перед остальными маленькими сквернословами и всегда сможет дать обидчику достойный, но абсолютно приличный ответ.

Тот, кто сильнее

Дети всегда подражают тем, кто им нравится. А нравятся им порой крайне странные, с родительской точки зрения, персонажи. Например, человек-паук или, о ужас, Джеймс Бонд, который порой не гнушается очень крепких словечек. Супергерой всегда силен, красив и непобедим, и, естественно, любой мальчишка хочет стать точно таким же, а самый простой способ приблизиться к кумиру — заучить его лексикон наизусть. В этом случае решить проблему “плохих” слов совсем не сложно. Объясните малышу, что его герой стал таким вовсе не потому, что много ругался, а благодаря трудолюбию, упорству и храбрости. Нехорошие слова, которые он произносит, никак не являются свидетельством и подтверждением его недюжинной силы. Обратите внимание и на то, в каких ситуациях ругается его кумир, пусть ребенок увидит, к каким отъявленным негодяям обращены слова условного “Бонда”. Разве в его окружении есть люди, заслуживающие подобного обращения?

Если же речь идет о самом драчливом мальчике в детском саду, то пугаться тоже не стоит. Объясните ребенку, что сила и сквернословие — не тождественные понятия. Идеальным примером тут может выступить папа: “Вот смотри, какие большие у него мускулы, но разве ты когда-нибудь слышал, чтобы он ругался нехорошими словами?” Правда, тут вы можете неожиданно услышать в ответ уверенное “да”, которое будет означать, что в сквернословии малыша виноват не только детсадовский хулиган, но и сами родители.

Самоутверждение

“Плохие слова” создают у ребенка иллюзию взрослости, ведь он наверняка не раз слышал из телевизора, как большие дяди и тети уверенно и гордо называли друг друга нехорошими словами. “Я тоже большой!” — однажды решает ваш шестилетний карапуз и начинает демонстрировать свой возраст, к месту и не к месту употребляя “неправильную” лексику. Кстати, родителям, ребенок которых вдруг начал активно ругаться, стоит внимательней последить и за собственной речью. Вспомните, как, рассказывая мужу о противной коллеге, вы несколько раз назвали ее дурой или кем-нибудь пострашнее. Ребенок тогда не произнес ни слова, но, будьте уверены, все прекрасно запомнил. Ругательства, употребляемые ради самоутверждения, — пожалуй, самый конфликтный случай из всех вышеперечисленных. Решать эту проблему одинаково сложно и родителям, и детям. Первым надо признать перед чадом собственную неправоту, а вторым — разрушить уже созданный стереотип взрослого человека. Дети довольно болезненно отказываются от такого “атрибута взрослости”, а родителям в этот период надо особенно внимательно следить за тем, что слышит ребенок в родных стенах. Нужно аккуратно подбирать слова и попытаться исключить из духовного рациона малыша “неправильные” мультики, не говоря уже о взрослых программах с фильмами, которые могут спровоцировать у малыша новый виток “ругательной болезни”. Впрочем, практика показывает, что если в семье употребление нецензурной лексики — редкость, то и ребенок довольно быстро и безболезненно откажется от этой привычки. Ведь самоутверждаться с помощью бранных слов с теми, кто не считает сквернословие подвигом, довольно бессмысленное и скучное занятие.

Обида и месть

Если родители особенно бурно реагируют на плохие слова, ребенок постарше вполне может использовать их как способ вымещения на близких негативных эмоций. “Папа — большой негодяй!” — говорит он, когда родитель отказывается читать ему второй час подряд. “Мама — жадина-говядина!” — вопит на весь магазин малышка, которой отказались купить 37-ю Барби. Способ борьбы с такой манипуляцией только один — не обращать внимания. Пусть все продавцы осуждающе качают головами, глядя на безобразную сцену, устроенную ребенком, пусть бабушка кричит папе, что он не занимается интеллектуальным развитием малыша, — храните гордое, но не демонстративное молчание. Никаких обид, никаких наказаний, но и никаких поблажек. Ребенок должен четко осознать, что его обзывательства на вас просто не действуют и таким методом он никогда не добьется желаемого. После трех-четырех сеансов подобной “шокотерапии” дурная привычка навсегда уходит в прошлое.

Недостаток внимания

Дети прекрасно знают, что даже самый замученный работой родитель обязательно прореагирует на сказанное ими нехорошее слово. И если остальные попытки привлечь внимание ни к чему не приводят, то тут уж вы обязательно отвлечетесь от своего телефонного разговора, Интернета и недоваренного борща. А то, что родительская реакция будет, мягко говоря, негативной — ребенка мало заботит. Главное, что не в меру занятые папа и мама наконец-то хоть чуть-чуть с ним поговорят. Если вы заметили, что ваш ребенок к месту и не очень употребляет бранные слова и делает это исключительно в вашем присутствии — знайте, таким способом малыш просто подает вам сигнал, что ему не хватает внимания, тепла и любви. Как только вы начнете проводить с ребенком больше времени, проблема исчезнет сама собой. Даже никаких серьезных объяснений не понадобится. Впрочем, беседа об этике общения все равно лишней не будет.


Бабкины слезы

Однажды мой тогда 4-летний сын Миша услышал, как пьяные деревенские мужики распевают похабные частушки. Одно из четверостиший произвело на него такое сногсшибательное впечатление, что он моментально запомнил его целиком. А за ужином решил прочитать новое стихотворение бабушке — школьной учительнице на пенсии. Сказать, что она пришла в ужас, — значит ничего не сказать. Ее Мишенька — профессорский сын и учительский внук — произносит такие чудовищные слова! Мишка же после ее горьких причитаний и вовсе принялся откровенно издеваться над бабушкой. В следующие несколько дней он отказывался ложиться спать или садиться за стол до тех пор, пока она не разрешала ему проголосить нужное стихотворение.

И всякий раз наша бабуля хваталась за сердце и бежала за успокоительным. Закончился этот “кошмар” с приездом на дачу деда. Он поставил парня перед собой и попросил прочитать эту злополучную частушку, что Миша с радостью и сделал. А дед в ответ неожиданно рассмеялся и остроумно, хоть и неприлично, прокомментировал услышанное. После этого наша бабушка горько разрыдалась и объявила “безнравственному” деду двухнедельный бойкот. А песню эту мой сын больше никогда не пел. Как отрезало.

Борис Михайлович

Мама, ты дура

Однажды моя шести-летняя дочь, вернувшись с папой из детского сада, прямо с порога заявила мне: “Мама, ты дура”. Я была настолько не готова к тому, что моя воспитанная и вполне миролюбивая девочка может выдать нечто подобное, что просто не знала, как на это реагировать.

В полном ауте я молча отправилась на кухню — готовить ужин. Через пять минут моя настырная крошка появилась в дверном проеме и снова выдала: “Мама, ты дура”. Я в ужасе переворачивала оладьи на сковородке, параллельно пытаясь найти причину такому поведению. Чем я ее обидела? Что сделала не так? И откуда вдруг в моем ангеле появилось столько злобы? Тем вечером сцена повторилась еще несколько раз, но я так и не придумала ничего лучше, чем не обращать на это внимания.

На следующий день, утром, дочка горько расплакалась во время завтрака. “Мне Алена в детском саду сказала, что если человека называешь дураком, а он в ответ отвечает “сам такой”, значит, он и есть дурак, — говорила она. — А если не отвечает, значит, получается, что это я та самая дура и есть. Я думала, что уже умнее тебя, а оказывается нет”.

У меня, честно говоря, просто камень с души свалился: как же хорошо, что я не стала выяснять с ней отношения! Вот была бы тогда и правда дура дурой.

Виолетта Давыдовна


Детский словарь

Балбес — это когда человек вообще ни о чем никогда не думает и у него в голове пусто. А у меня не пусто, и поэтому я — умнес! Кирилл, 5 лет

Врушка — папа говорит, что это какое-то очень злое слово, лучше говорить обманщица — так звучит красивее. Я тоже иногда обманщица, но врушкой меня никто не называет. Ксения, 7 лет

Козел — не только животное, но и человек такой: у него рога растут, только внутри головы, и он ими всех пинает. Миша, 6 лет

Кретинка — я не знаю, кто это такая, но наша воспитательница сказала, что это злая тетя, которая умеет только гадости людям делать. Например, обливать из водяного пистолета. Как наши мальчики... Но они же не тетя, а как их назвать — я не знаю! Карина, 4 года

Свинья — мама сказала, что человека-свиньи не бывает, потому что это — животное. Но мне кажется, что человек-свинья все-таки где-то есть: ведь говорит же мне бабушка, что я ем как свин. Только вот как этот человек-свинья выглядит, я пока не знаю. Илья, 5 лет

Урод — это просто не очень красивый человек, я думаю. Но бабушка говорит, что настоящие уроды бывают только в кино, поэтому так называть людей неправильно. Но мне все равно кажется, что я знаю немножко уродов. У нас в саду есть два мальчика, которые все время делают страшные лица. Я их боюсь. Марина 4 года


Текст: Марина Красина


Источник: журнал “Mamas&Papas”, июль-август


Читайте на Еве.Ру: “Ссора со спором. Как правильно ругать ребенка”


Ева.Ру, форумы “Наши дети”

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325