Меню

Дедушка Домовой

Суеверия, мифы или страхи


Домовой, как описывает его Даль, дух – хранитель и обидчик дома. Он стучит и возится по ночам, проказит, душит ради шутки сонного, гладит мохнатой рукой к добру. Он особенно хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву в колтун, а нелюбимую вгоняет в мыло… (Даль В.И. Толковый словарь… Т1, с.466)

Ну, с конюшнями у нас сейчас в хозяйстве туговато. Но вот нет-нет, да и услышу рассказ от перепуганной соседки, что ее душил домовой. Или голову лапой гладил. Вроде бы люди мы не темные, материалисты все, а вот домового побаиваемся, что ли… Или уважаем? Конечно, кто-то отмахнется и скажет: «Байки это! Нашли что слушать!» Но давайте разберемся.

На Руси вера в домового была распространена с незапамятных времен. Этот покровитель дома имеет множество наименований. Как раз «домовым», по некоторым данным, его не называли, а звали «хозяин», «дедко», иногда «доброжил», «суседко», «карнаухий» и так далее. Сходные поверья о духах дома встречаются и у других народов, не только у славян. Так что тут мы с вами ничего нового не выдумали, не стоит себя обвинять в буйной фантазии. А место «проживания» домового указывется по-разному: под печкой, под порогом, в подполье, на чердаке, в чулане...

Еще в детстве, наслушавшись «страшилок» от сверстников, я приставала к бабушке с расспросами. Она рассказала мне, что, согласно поверьям, в доме должен быть только один домовой. Если их будет двое, то станут они меж собой ссориться. Интересно, думала я. Тут и одного домового не в каждом доме встретишь, откуда там двое! Везло же раньше людям – такая свора домовых в хозяйстве!

Еще рассказывали, что любит домовой рачительных хозяев, трудолюбивых, которые уважают его и умеют ему угодить. Ленивых и беспутных он не любит и может довести до полного разорения. А рассердившийся домовой не даст хозяевам покоя, будет возиться за печкой, шуметь, может и сонного хозяина начать душить. Верили, что домовой может предсказывать события. Охами и стонами – к горю, а песнями и прыжками – к радости. Если прикоснется мохнатой или теплой лапой – к добру. Если холодной или голой – не к добру. Вот это уже жутко! После таких рассказов мой детский разум не давал мне покоя, я не могла уснуть.. Мне тут и там чудились лапы домового, который сердится на меня. Ладно, с утра непременно начну мыть посуду и помогать по хозяйству! Буду хорошей и трудолюбивой!

Когда я повзрослела, мой интерес к этому духу не угас. Я стала искать о нем дополнительные сведения. Оказалось, что даже тысячелетие христианства и годы существования СССР не истребили веры в домовых. Вот, что удалось узнать еще, уже из «официальных » источников:
Считалось, что домовой невидим. Но в редких случаях можно его и увидеть. Даль записал поверье, что домового можно увидеть в ночь на Светлое воскресенье в хлеву. Он космат, но более этой приметы нельзя упоминать ничего – он отшибает память. (Даль В.И. Толковый словарь… Т1, с.466) Во многих местах рассказывают, что домовой может иметь вид умершего или живого хозяина дома, но также может превращаться в кошку, собаку, корову и даже в крысу или змею.
При переезде в новый дом совершались специальные обряды, чтобы уговорить домового переехать с хозяевами. Считали, что без такого особого приглашения он не пойдет. Известны ритуалы, когда домового «переносят» в горшке с угольями, на хлебной лопате, в мешке… Или даже заманивают его горшком с кашей. Да приговаривают: «Милости просим, Дедушка к нам на новое жилье», «домовой, домовой, пошли домой». (Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу… Т.2, стр 115-117)
Сущность и происхождение образа домового связывают, как правило, с культом предков. Домовой – дух-покровитель не только дома, но и самой семьи. По мнению Афанасьева, вера в домового связана с языческим поклонением огню и культом умерших предков. Понимая значимость силы света и тепла, этот культ переносили и на домашнюю сферу, в круг семьи. (Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу… Т.2, стр 115-117)

Редко, но встречаются рассказы о жене домового. Ее называют «домовиха», «доманя», «маруха». Изредка можно встретить название «кикимора». Почему-то, узнав, что даже у домового есть жена, я начинаю относиться к нему с меньшим трепетом. Ну, что поделать – житейские дела. Любого жена может довести, вот и пойдет буянить. А если жена ему ласковая достанется, то, наверно, и домовой окажется покладистым мужиком!

В народных поверьях встречаются и другие духи–покровители отдельных частей дома: запечник, подпечка, клецник, дворовой, гуменный, сарайчик, конюшник, овинник, банник. Хотя, я вот кроме бани и сарая, на своем «подворье» ничего больше вообразить не могу. Неужели каждый сарай имеет право на своего духа-покровителя?!

Интересна легенда, созданная в народе для объяснения происхождения этих духов. В ней сливаются христианские и языческие верования. Когда Ева и Адам были соблазнены, некоторые ангелы отошли от Бога и за это были свергнуты на землю архангелом Михаилом. Те ангелы, которые упали на поле, стали полевыми, упавшие на дом и подворье – домовыми… (Зернова А.Б, Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском крае // Сов. Этнографии 1932 №3, стр. 39).

Наивно, конечно, но это народное предание, эпос. Значит – уже история.

Даже А.С Пушкин писал о домовом:

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и садик мой,
И скромную семьи моей обитель!…
(Домовому, 1819).

А вы говорите, что это просто байки… :-)


Придворная Молочница

Статья участвует в конкурсе "Лучшая статья месяца"

© Eva.ru 2002-2022 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325