Меню

Семейное воспитание и общественное образование

Он-лайн консультация логопеда, психолога и психоневролога

AD


C 30 мая по 05 июня в форуме "Детская психология и развитие" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме Семейное воспитание и общественное образование".

На ваши вопросы отвечали специалисты клуба раннего развития «Ого-Годики» семейного центра «Ого-Город»:

Ниже мы приводим вопросы, прозвучавшие на консультации, и ответы на них.


Вопрос: Ребёнку 2 года. Начался период, когда делает вид, что не слышит, что ему говорят. Не слушается, не выполняет просьбы из вредности, иногда специально делает во вред. Как поступать? Начала уже применять наказание в виде шлепков по попе. Иногда действует: поплачет и тут же бежит исправляться. А иногда как с гуся вода. :( И в общем-то не меняет ситуацию. Это пройдёт или надо как-то с этим бороться?

Ответ: С Вашим ребёнком все в порядке, просто он взрослеет. Его желания становятся более устойчивыми, что свидетельствует о развитии личности ребёнка. Отсюда и капризы, отказы, непослушания. Вам надо научить его другим формам поведения. Для этого нужно Ваше желание, терпение и время, т. к. результаты будут не сразу. Прежде всего развивайте речь, учите выражать свои желания словами. В запретах и отказах будьте последовательны, если Вы вначале что-то запрещаете, а потом, поддавшись на просьбы и слезы, разрешаете, то в следующий раз длительность капризов увеличится. Договоритесь с другими членами семьи о единстве предъявляемых требований, которых не должно быть много. Решение "реагировать - игнорировать - наказывать" необходимо принимать, исходя из самой ситуации. Безусловно, непослушание, капризы как способ достижения ребёнком своей цели надо игнорировать. За плохие поступки и агрессивное поведение обязательно стоит наказывать, при этом всегда подчёркивать, за что конкретно Вы наказываете, не лишать любви и поддержки. Главная мысль, которую надо донести до ребёнка, - это "Он плохо себя ведёт", а не "Он - плохой"! Важное правило наказания - не "Ты-высказывания!", а "Я-высказывания".


Вопрос: Вопрос к логопеду. Моей дочери 15 лет, у нее есть проблема - очень быстро говорит, так, что практически невозможно разобрать, приходится переспрашивать. Из-за этого трудности с учителями, которые не всегда пытаются прислушаться, а просто снижают оценку за то, что "тараторит". Дочь сама огорчается до слез, но поделать с этим ничего не может, хоть и старается говорить медленнее. Поддается ли коррекции такое нарушение и куда можно обращаться?

Ответ: Очень трудно заочно оценить состояние речи Вашей дочери, но по всей видимости здесь имеет место тахилалия, то есть чрезмерно ускоренный темп речи. Коррекции темп речи конечно же поддается, особенно если девочке эта проблема мешает в общении и она готова поработать в этом направлении сама. Сейчас существует большое количество литературы по риторике и сценической речи. Вы можете позаниматься сами, но предварительно неплохо было бы посетить логопеда, чтобы подтвердить диагноз и проконсультироваться насчет нужных пособий.


Вопрос: Ребенку 3,5 года. Вырывает руку на проезжей части. Убегает и от меня и от няни. На уговоры, убеждения, рассказы реагирует нормально - все понимает, все отвечает правильно. И опять. Различные книжки по ПДД выучил практически наизусть. Но может просто остановиться посреди дороги и считать ворон, в буквальном смысле слова. Это проходит с возрастом? Как еще убедить человечка, что это не прихоть старших, а реальная опасность для его жизни и здоровья? Аварии машин видели, проезжая мимо. Проговаривали. Итог 0.

Ответ: Возможно, что все Ваши объяснения ребенок воспринял, как своеобразную игру. Ему нравятся те эмоции, которыми они сопровождались. Покажите,что Вы не шутите и не играете - именно в этой ситуации действуйте более четко, организованно и строго. До перехода через проезжую часть добейтесь от ребенка зрительного контакта, напомните кратко и четко, как вы будете переходить дорогу. При успешном завершении перехода обязательно похвалите малыша. Скажите, что он теперь совсем взрослый.


Вопрос: Сын (3 года) в детском саду постоянно дерется, дома на меня замахивается и может ударить, не слушается, конечно, можно его уговорить, если пообещаю включить мультик или пойти в парк, но по-другому никак. Как можно его уговорить не драться и слушать маму?

Ответ: В Вашем случае одними уговорами не обойтись. Тут нужно использовать самые разнообразные способы педагогического воздействия и наказание в том числе. Но не бейте ребенка, это может привести к усилению агрессии по отношению к окружающим его людям. Будьте последовательны в своих действиях, доводите начатое наказание до конца даже если ребенок попросил прощения (Да, я простила тебя, но ты плохо себя вел, и поэтому не будешь сегодня смотреть мультфильмы и т.п.). Вашему ребенку 3 года - это период возрастного кризиса, во время которого детям свойственны яркие аффективные реакции. Ваша задача научить ребенка справляться со своими эмоциями, выражая свои чувства и желания социально приемлемыми способами.


Вопрос: Сыну 7.5 лет. Есть несколько проблем, он часто бывает грустным, и добиться от него ничего не возможно, ходит, голову опустив. Это сначало огорчало, а потом стало просто раздражать. Мама говорит, что он так нами манипулирует, когда что-то хочет.

Вторая проблема: межзубное "с", занимались с логопедом, и все ровно не прошло, что можно и что нужно сделать.

Третья проблема: ребенок стал обгрызать подушечки больших пальцев у ногтя. Я сначало думала, что он ногти грызет, а потом смотрю, края пальцев с трещинками, как бы ранками, это он кожу так сгрызает. Я понимаю, что это невроз, но что мне делать?

И еще хотела спросить, как нужно себя вести с мальчиком 7-8 лет, чтобы он чувствовал себя более уверенно, и чтобы у него формировалось уважение к нам с мужем?

Ответ: В Вашем сообщении содержится сразу несколько серьёзных вопросов. Как грамотная мама, Вы понимаете, что "обгрызывание ногтей" - это невротическая реакция, которая свидетельствует о наличии у ребёнка чувства беспокойства и тревожности. Старайтесь обратить внимание на то, что могло стать источников возникшего беспокойства у ребёнка. Как проходит процесс адаптации к школе и учебной деятельности? С удовольствием ли ребёнок ходит в школу? Общается ли со сверстниками? Благоприятная ли внутрисемейная обстановка? Тогда Вы сможете разобраться в причинах подобных реакций. Рекомендую Вам обратиться за помощью к детскому психологу или нейропсихологу, который поможет Вам в этом.

Следующий вопрос - как воспитывать ребёнка, чтобы он уважал родителей. Старайтесь соблюдать единство и последовательность всех требований, предъявляемых ребёнку. Обязательно поддерживайте в нём уверенность в отношении вопросов учёбы, общения со сверстниками. За агрессивное поведение стоит наказывать, чётко объясняя при этом истинную причину, за которую Вы наказываете. При этом всегда говорите, что любите ребёнка. Игнорируйте слишком эмоциональные реакции в виде криков, капризов.

Придумывайте совместные семейный игры, вместе посещайте выставки, кино, всё, что может быть интересно Вашему ребёнку. Когда он видит, что Вы оба едины и последовательны в своих словах, что уделяете ему достаточное количество времени, стараетесь не ограничивать его интересы, а, напротив, поощряете его устремления, то он будет чувствовать себя защищённым в семье и будет уважать родителей.


Вопрос: Сыну 7 лет. Проблема такая - он до сих пор воспринимает отказы с бурными слезами и криками. Очень эмоциональный. Отказы получает не часто, т.е. мы всегда пытаемся договориться, но если есть твердое "нет" - это просто беда. Т.е. если его увлекла какая-то идея, а воплотить ее нет возможности, справиться и достучаться до него очень трудно. Что можно предпринять?

Ответ: Вашей информации недостаточно для того, чтобы ответить на этот вопрос. Может быть, в данной ситуации речь идёт о таких индивидуальных особенностях ребёнка или чертах характера, как эмоциональность, настойчивость, упорство, целеустремлённость. А, возможно, это связано со стилем детско-родительского воспитания. Постарайтесь проанализировать: как часто Вы отказываете ребёнку? по каким причинам и в каких формах? всегда ли Вы старались соблюдать все его интересы и потребности? Не привык ли он к тому, что может всего добиться от Вас криками и отказами? Не предполагая этого, Вы могли создавать условия для подобных криков и отказов, пытаясь удовлетворить все запросы ребёнка и реагируя положительным образом на его слишком эмоциональные формы поведения.

Старайтесь во всё быть последовательными. Если Вы игнорируете или наказываете ребёнка, то не меняйте своего решения. Пусть этого не делают и другие родственники, одновременно с Вами.

Если Вы наказываете ребёнка, то всегда чётко объясняйте ему причину, по которой наказываете. При этом не забывайте сказать, что любите его по-прежнему. Формируйте в нём чувство безопасности и уверенности в собственных силах, поддерживайте, но при этом не реагируйте на капризы, истерики и наказывайте за проявления агрессивного поведения. В воспитании важна некоторая гармония и равновесие между поддержкой и наказаниями.

Рекомендую Вам посетить консультацию специалиста с тем, чтобы совместно выработать дальнейшие стратегии воспитания.


Вопрос: Ребенку 3 года. В сад не ходит, дома с мамой. Последнее время не хочет делать ничего из того, что предлагает мама: ни рисовать, ни читать, ни лепить. Достаю краски/книжки/любые другие материалы - прибегает, все разбрасывает и убегает. Хотя раньше все это очень любил и был достаточно усидчивый. Это пройдет или, может, в садик пора отдавать?

Ответ: Это одно из проявлений кризиса 3-х лет. Называется это явление "обесценивание". То, что было интересно, привычно и любимо раньше, перестаёт быть привлекательным для ребёнка. Обесцениваются старые правила поведения, ребёнок может бросить или сломать любимую игрушку, потерять интерес к некогда любимым занятиям. Постарайтесь разнообразить досуг ребёнка. Организуйте подвижные игры, игры с неоформленным природным материалом (водой, мукой, крупами). Со временем это пройдёт, и ребёнок будет вновь с удовольствием играть, лепить, рисовать. Попробуйте посетить развивающие занятия.

В детский сад лучше отдавать ребёнка, когда пройдёт возрастной кризис, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на психику ребёнка.


Вопрос: Ребенку 1,7. Многие наши ровесники ходят в школы раннего развития, с 2 лет собираются в садик, чтобы у ребенка было общение, и он познавал какие-то образовательные вещи. Моя дочь не очень общительна и на посторонних людей, незнакомую обстановку чаще всего реагирует крайне негативно. При этом дома пока о "занятиях" речи не идет - рисовать не любим, к лепке относимся равнодушно и т.д. Но ребенок при этом спокоен и доволен жизнью. Есть ли какой-то возраст, когда надо говорить о какой-то социализации и против воли ребенка приучать его к обществу (в том числе детскому)? Насколько важны в первые годы жизни занятия/знания в школах раннего развития и д/с? Правильнее позволить ребенку вести тот образ жизни, который ему ближе или навязывать некий минимум общения/занятий/образования все же стоит?

Ответ: Занятия с детьми важны в любом возрасте, а в раннем особенно, т.к. детям этого возраста свойственна высокая познавательная активность и большая потребность в общении со взрослым при изучении предметов и явлений окружающего мира.Ранний возраст - это период интенсивного развития восприятия, наглядно-действенного мышления, речи. Поэтому важность развивающих занятий с детьми раннего возраста очевидна. А вот в какой форме осуществлять эти занятия родители решают сами в зависимости от своих возможностей, педагогических способностей, индивидуальных особенностей ребенка. Можно самостоятельно заниматься дома, можно отдать ребенка в детский сад, можно посещать развивающие занятия. Важно, чтобы занятия приносили ребенку положительные эмоции, не нужно насильно принуждать ребенка. В пользу развивающих занятий в клубе свидетельствует тот факт, что там работают специалисты, знающие возрастные особенности , владеющие разнообразными методиками работы. Они не только занимаются с детьми, но и могут дать совет родителям, обучить разнообразным педагогическим приемам, которые можно использовать дома. Занимаясь в коллективе, малыши имеют возможность общаться друг с другом ( как правило, дети в этом возрасте большую часть времени проводят дома с мамой, няней и т.п.). Родители также имеют возможность в процессе занятий проконсультироваться со специалистами, пообщаться друг с другом, поделиться опытом. Посещение групповых занятий способствует более легкому протеканию адаптации детей к детскому саду. Более подробно о том, чем и как заниматься с ребенком в возрасте от 1 до 4 лет Вы можете узнать, посетив семинар по раннему развитию, который состоится 31 мая в 19 часов на 3-ем этаже семейного центра «Ого-город».


Вопрос: Детям полтора года. До сих пор все тянут в рот. На прогулке все подбирают (окурки, пробки от бутылок, палки, камни) и сразу в рот. Все мои уговоры, доводы, шлепки по попам ни к чему не приводят, через пять минут опять песок во рту. Скажите, пожалуйста, каким образом я могу их убедить? Или для них это слишком рано?

Ответ: Изучение предметов при помощи рта свойственно детям до 1-1,5 лет. Подрастая, дети осваивают другие способы изучения предметов, разнообразные формы действий с ними и все реже и реже тянут все в рот. Прежде всего, если Ваши дети сосут соску или бутылку, отучите их от этого. Организуйте с детьми ряд занятий, посвященных изучению разнообразных форм обследования предметов (предмет можно рассмотреть; потрогать; понюхать; взвесить в руках,определив, легкий он или тяжелый, совершить разнообразные действия, изучая его свойства). Попросите детей, не пробуя что- либо на вкус, определить, съедобный предмет или нет. Покажите детям, как мыть фрукты и овощи перед едой. Дайте им возможность делать это самостоятельно. Придумайте и расскажите «педагогическую» сказку. Наберитесь терпения, со временем это пройдет.


Вопрос: Ребенку 2 года. Меня, маму, почти не слушается, любое мое действие или бездействие, запреты или даже простое общение сопровождается воплями, за исключением времени, когда мы на прогулке, - там он более контактный. Особенно ужасны моменты, когда его надо кормить (кстати, сам есть до сих пор отказывается, за ложку берется очень редко). При этом с отцом, няней, другими людьми контакт нормальный, общается без криков и драк, ест все, что дадут.

Я сначала думала, что ребенок просто не чувствует меня своей, поскольку я с 2-х месяцев начала работать. Однако в последнее время за ним наблюдается категорическое нежелание меня отпускать на работу - цепляется за меня руками и ногами, прижимается и плачет. Спит спокойно ночью только со мной. Ни с кем другим такого нет. Когда меня не было дома 2 дня, и я позвонила, он, услышав мой голос в трубке, опять зашелся в плаче.

Что это - или я забаловала ребенка (отец и няня ему установили более строгие правила), или это проявление нехватки моего общества? Как мне в этом случае выстраивать общение с ним?

Ответ: Первые 6-9 месяцев своего развития ребенок находится в стадии полной зависимости от матери. Созависимые отношения между матерью и ребенком обеспечивают обоим спокойствие, уверенность и способствуют созданию доверия. Если эта стадия пройдена благополучно, то она обеспечивает дальнейшее отделение ребенка от матери. Это обычно заканчивается к 3-м годам. Думаю, что Вы с малышом "застряли" на первой стадии, т.к. он своевременно недополучил Вашей любви и тепла. Вам следует как можно больше уделять малышу внимания и ласки (особенно важен телесный и эмоциональный контакт). А в отношении воспитания (определенных правил поведения, ограничений) Вы с мужем должны быть солидарны и последовательны. Если Ваш ребенок - мальчик, то на этапе отделения Ваш муж - Ваш лучший помощник.


Вопрос: Сынуле 1 год и 10 месяцев. Месяца 3 назад начались случаи самоагрессии (каждый день), выражающиеся в том, что если ему делают замечание (причем неважно в какой форме: резко или ласково), он себя бьет руками по голове. Мы с мужем стараемся не наказывать физически ребенка, очень-очень редко можем ограничиться шлепком по руке, если он что-то сделает, но, опять же таки повторюсь, крайне редко. Последнее время вроде бы такие случаи пошли на убыль, однако сейчас происходит другое, во время ативных игр со мной или с папой может укусить нас, если мы его отодвигаем. Если резко говорим "Нет, нельзя кусаться. Больно будет", то он может укусить себя. Скажите, в чем может быть причина самоагресси и как нужно скорректировать свое поведение, чтобы вообще избавиться от самоагресси сынулю?

И еще вопрос такой, буквально на днях, когда был с бабушкой на даче, был сильно наказан. За то? что лил воду себе на ноги на ботинки, хотя бабушка ему говорила в это время, что так делать нельзя, а он молчал и продолжал делать свое? Это что-то новенькое, видимо, начинается какой-то новый период в жизни сына, или это он исследует, до какого предела можно довести бабушку, чтобы его наказали?

Ответ: Явления самоагрессии, как правило, могут выражаться и в физической форме (когда ребенок кусает, царапает, ударяет себя), и в вербальном плане (применяет к себе слова, вроде "я сейчас ударю себя, сделаю больно"). Такой ребенок застревает на неприятных впечатлениях и ставит себя в центр воображаемой устрашающей ситуации. Тенденции самоагрессии усиливаются при попытках взрослого пресечь нежелательные влечения ребенка, запретить ему подобные агрессивные проявления.

Главное в устранении самоагрессии - не фиксировать внимание ребенка на страшных, тяжелых впечатлениях, давать ему по возможности положительное разрешение беспокоящей ситуации. Безусловно, подобные влечения следует держать все время под контролем, но не категорично запрещая их, а используя для взаимодействия с ребенком социально приемлемые и "нужные" увлечения или деятельности (так, например, если ребенок ударяет себя по голове или шее, то предложить ему сделать какие-нибудь интересные физические упражнения).

Если подобные тенденции в поведении не пройдут через некоторое время, а будут только усиливаться, то обязательно посетите консультацию детксокго психолога.


Напоминаем, что здесь представлена только часть вопросов и ответов, прозвучавших на консультации. Все остальные вопросы и ответы можно найти здесь.


На правах рекламы

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325